177
1 мая 2010

Инновационным компаниям создадут благоприятный налоговый климат

Благоприятный налоговый климат. Темой конференции стали налоговые и бюджетные направления стимулирования модернизации и создания инновационно-ориентированной экономики. О законодательных инициативах Минфина России в этой области рассказал присутствовавшим статс-секретарь — заместитель министра финансов С.Д. Шаталов.

В качестве одной из важнейших задач, которые определило финансовое ведомство на ближайшие три года, он назвал завершение реформирования амортизационной политики. Те нормы амортизации, которые налогоплательщики используют сегодня, привязаны к старым подходам, к физическому сроку службы оборудования, а не к тому, как быстро оно должно обновляться в условиях экономического прогресса. По мнению Минфина, необходимо провести группировку оборудования по функциональному признаку. Это позволит списывать оборудование не только по причине истечения срока его физической службы, но и по причине морального устаревания.

По мнению финансового ведомства, важный момент — сделать по-настоящему работающей льготу, предоставляющую право в увеличенном размере (с коэффициентом 1,5) принимать на уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль затраты на НИОКР. Минфин России пока не имеет информации о том, насколько эффективным оказалось использование этой льготы по итогам прошлого года. Результаты станут известны только после того, как данные компаний по уплате налога на прибыль за 2009 год будут обобщены налоговыми органами.

Финансовое ведомство предполагает сделать более совершенным механизм предоставления отсрочек и рассрочек по уплате налогов. Вместо формального инструмента, который сегодня прописан в Налоговом кодексе, он превратится в реально действующий. Налогоплательщики, переживающие временные трудности с уплатой налогов, смогут получить отсрочку по их уплате. Такие отсрочки, по словам С.Д. Шаталова, будут предоставляться на разумный срок и не для того, чтобы «продлить агонию предприятий, которые не имеют шансов на выживание».

Кроме того, должен заработать еще один уже существующий механизм отсрочки уплаты налогов, предусмотренный Налоговым кодексом, — предоставление налогоплательщику инвестиционного налогового кредита. Предприятиям будет предоставлена возможность отложить уплату основных налогов на более длительные сроки в тех случаях, когда они осуществляют затраты на определенные цели. Прежде всего на модернизацию, техническое перевооружение, экологию, создание рабочих мест для инвалидов и др. Финансовое ведомство считает, что полномочия по принятию решений о предоставлении инвестиционного налогового кредита могут быть переданы в регионы. Возможно, такие решения будут принимать финансовые органы регионов или агентства, специально созданные для этого на региональном уровне. Роль же налоговой службы будет состоять в том, чтобы заключить соответствующий договор с налогоплательщиком о предоставлении инвестиционного налогового кредита и отследить, каким образом налогоплательщик выполняет свои налоговые обязательства.

По словам С.Д. Шаталова, предполагается ввести налоговые каникулы по налогу на прибыль до 2020 года для коммерческих и некоммерческих организаций здравоохранения и образования, освободить на три года от обложения налогом на имущество энергоэффективное оборудование, создать благоприятные условия налогового администрирования для инновационной деятельности (подробнее читайте в интервью с С.Д. Шаталовым в следующем номере журнала).

Благоприятный налоговый климат. Одной из основных мер поддержки инновационных компаний должно стать введение льготной ставки страховых взносов во внебюджетные фонды в размере 14%. Ею смогут воспользоваться резиденты технико-внедренческих зон, средства массовой информации, производители программных продуктов на внутренний и внешний рынки и некоторые другие категории налогоплательщиков, которые можно отнести к инновационному бизнесу. При этом остается нерешенным главный вопрос: какую компанию можно считать инновационной? Каковы критерии отбора подобных налогоплательщиков? Если указанная задача не будет решена, существует риск, что льготы могут быть использованы не по назначению и сама идея поддержки таких компаний будет в значительной степени дискредитирована, отметил С.Д. Шаталов.

В то же время опасения бизнес-сообщества иные. Так, по мнению предпринимателей, обещанные льготы, которые должны компенсировать увеличение фискальной нагрузки в связи с повышением для большинства налогоплательщиков совокупной ставки страховых взносов во внебюджетные фонды с 2011 года до 34%, могут оказаться невостребованными по причине того, что Правительство РФ так и не сумеет идентифицировать инновационные компании и инвестиционный процесс.

Директор Департамента инвестиционной политики и государственно-частного партнерства Минэкономразвития России С.Ю. Беляков подтвердил, что ведомство не может предложить формальные критерии инновационной деятельности, поскольку такие критерии установить практически невозможно. Взамен его ведомство выдвигает идею экспертной оценки «инноваторов» специальными экспертными советами. Данные экспертные советы могут работать при налоговой службе или существовать самостоятельно. Кроме идентификации инновационных компаний, они также могут осуществлять мониторинг их деятельности: в течение какого-то отчетного периода проверять отчеты компаний, контролировать, чтобы осуществляемая ими деятельность была действительно направлена на достижение результата с точки зрения инновационного продукта.

Многие предприниматели увидели в предложениях Министерства экономического развития и торговли возврат к практике предоставления индивидуальных льгот. При этом, по их мнению, в сложившейся ситуации подобная система предоставления льгот может быть вполне оправданна.

Основные направления налоговой политики правительство планирует рассмотреть в ближайшие дни. Очевидно, что решение по идентификации инновационного процесса также будет принято в ближайшее время.