84
1 марта 2012

Горячая линия: налог на прибыль организаци

РЕМОНТ ИМУЩЕСТВА, ПОЛУЧЕННОГО В БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ

Наша компания получила имущество в безвозмездное пользование. Можно ли признать в налоговом учете затраты на его ремонт?

На мой взгляд, можно. Согласно статье 695 ГК РФ ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии и нести все расходы на ее содержание. Это включает в себя осуществление текущего и капитального ремонта. Конечно, если иное не предусмотрено договором.

Таким образом, в соответствии со статьей 252 НК РФ, рассчитывая налог на прибыль организации можно признать затраты на ремонт имущества, полученного в безвозмездное пользование, если:

РАСХОДЫ УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИИ

Клиент — открытое акционерное общество — передал нашей компании полномочия своего единоличного исполнительного органа. При этом мы от своего имени заключили договор на оказание информационных услуг для этого ОАО. Может ли наша компания учесть такие затраты в уменьшение налогооблагаемой прибыли?

Нет, не может. Действительно, согласно пункту 1 статьи 69 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон № 208-ФЗ) по решению общего собрания акционеров полномочия единоличного исполнительного органа общества могут быть переданы управляющей организации.

Единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) без доверенности может действовать от имени общества, в том числе представлять его интересы, совершать сделки от имени общества, утверждать штаты, издавать приказы и давать указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества (п. 2 ст. 69 Закона № 208-ФЗ).

Однако ваша компания заключила договор не от имени ОАО, а от своего имени. И если у вашей компании отсутствуют иные юридические отношения с управляемой компанией за пределами договора управления, то вы не можете учитывать в расходах затраты на такие информационные услуги.

ПРИЗНАНИЕ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ПРИ ПРОДАЖЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

Добрый день! Наша компания в 2011 году приобрела земельный участок у муниципалитета для капитального строительства на нем производственных зданий. В 2012 году мы планируем продать этот земельный участок. Как учитывать расходы на приобретение прав на земельный участок и доходы от его продажи, рассчитывая Налог на прибыль организации?

Расходы на приобретение земельных участков признаются в налоговом учете, если они покупались из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых находятся здания, строения, сооружения или которые приобретаются для целей капитального строительства основных средств на этих участках (п. 1 ст. 264.1 НК РФ). Такие затраты включаются в прочие расходы на основании пункта 3 статьи 264.1 НК РФ с момента документально подтвержденного факта подачи документов на государственную регистрацию прав (подп. 2 п. 3 ст. 264.1 НК РФ).

Данные правила распространяются на налогоплательщиков, которые заключили договоры на приобретение участков в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2011 года.

Расходы на приобретение права на земельные участки можно списывать одним из двух способов, которые указаны в подпункте 1 пункта 3 статьи 264.1 НК РФ, закрепив его в учетной политике:

При продаже земельного участка организация вправе выручку от его реализации уменьшить на невозмещенные затраты, связанные с приобретением права на этот участок. Под невозмещенными затратами понимается разница между затратами организации на приобретение права на земельный участок и суммой расходов, учтенных ею для целей налогообложения до момента реализации. Основание — подпункт 2 пункта 5 статьи 264.1 НК РФ.

КОМАНДИРОВОЧНЫЕ РАСХОДЫ, ЕСЛИ СДЕЛКА НЕ ЗАКЛЮЧЕНА

По итогам командировки договор с потенциальными клиентами не подписан. Можно ли признать такие командировочные расходы в налоговом учете?

Считаю, что можно. Напомню, служебной командировкой считается поездка работника организации для выполнения служебного поручения (ст. 166 ТК РФ). В налоговом учете затраты на командировки признаются прочими расходами, связанными с производством и реализацией (подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом дополнительных указаний по учету таких расходов налоговое законодательство не содержит. Нужно соблюдать только общие требования пункта 1 статьи 252 НК РФ — расходы должны быть обоснованными, документально подтвержденными и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

По моему мнению, для признания командировочных расходов для целей налогового учета достижение определенных результатов, например, как в вашем случае, заключение договора, не является обязательным. Ведь сама командировка — это уже служебное задание сотруднику. Однако компании необходимо обосновать и документально подтвердить такую поездку соответствующими первичными учетными документами.

Для этого работник должен приложить к авансовому отчету командировочное удостоверение, оформленное надлежащим образом. Форма этого документа утверждена постановлением Госкомстата России от 05.01.04 № 1 (форма № Т-10). В нем необходимо указать цель командировки, которая и подтвердит служебное задание сотрудника. Также следует иметь документы, подтверждающие расходы на проезд, проживание и иные расходы, связанные с командировкой.

Что касается приказа или распоряжения о направлении работника в командировку (формы № Т-9 и Т-9а), а также служебного задания (форма № Т-10а), то их необходимость определяется внутренним документооборотом компании. Для подтверждения командировочных расходов в целях налогообложения прибыли они не являются обязательными. Такая позиция приведена в письмах Минфина России от 14.09.09 № 03-03-05/169 и ФНС России от 25.11.09 № МН-22-3/890 .

ОТПУСК, ПЕРЕХОДЯЩИЙ НА СЛЕДУЮЩИЙ ГОД

Помогите разобраться. В каком периоде нужно учитывать расходы в виде отпускных за ежегодный оплачиваемый отпуск, если одна часть отпуска работника приходится на текущий отчетный или налоговый период, а вторая часть — на следующий?

При методе начисления расходы, учитываемые в целях налогообложения прибыли, признаются таковыми в том отчетном или налоговом периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты (п. 1 ст. 272 НК РФ). А согласно пункту 4 статьи 272 НК РФ расходы на оплату труда признаются ежемесячно исходя из суммы начисленных в соответствии со статьей 255 НК РФ расходов на оплату труда.

Значит, при определении налогооблагаемой прибыли сумму начисленных отпускных за ежегодный оплачиваемый отпуск следует включать в состав расходов пропорционально дням отдыха, приходящимся на каждый отчетный период. Данный вывод содержится в письмах Минфина России от 14.06.11 № 07-02-06/107 и от 23.12.10 № 03-03-06/1/804 .

ПРИЗНАНИЕ РАСХОДОВ НА РЕКОНСТРУКЦИЮ ЗДАНИЯ ДЛЯ ПЕРЕПРОДАЖИ

Наша организация не является торговой. Мы приобрели здание для перепродажи. Для увеличения продажной цены была проведена реконструкция данного здания. Будут расходы на реконструкцию учитываться в целях налогообложения прибыли?

В налоговом учете приобретенное для реконструкции и последующей продажи здание не признается амортизируемым имуществом, так как не отвечает критериям пункта 1 статьи 256 НК РФ. Ведь оно приобреталось исключительно для перепродажи.

Так как торговля не является для вашей компании основным видом деятельности, то нормы статьи 320 НК РФ применяться не должны. В данной ситуации вы произвели реконструкцию здания, то есть осуществили расходы, связанные с реализацией его как товара. И вы вправе уменьшить доходы от реализации здания на сумму расходов, так как они непосредственно связаны с его продажей (подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).

УПЛАТА А НА ПРИБЫЛЬ НОВОЙ КОМПАНИЕЙ

Сергей Алексеевич, наша компания создана в феврале 2012 года, и отчетными периодами по у на прибыль для нее были выбраны I квартал, полугодие и 9 месяцев. Есть ли какие-либо особенности при уплате авансовых платежей по налогу на прибыль для вновь созданных организаций?

Особенности исчисления и уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль вновь созданными организациями определены в пункте 5 статьи 287 НК РФ. Согласно этой норме указанные организации уплачивают только квартальные авансовые платежи за соответствующий отчетный период при условии, что выручка от реализации не превышала 1 млн. руб. в месяц либо 3 млн. руб. в квартал.

При превышении ограничений налогоплательщик начиная с месяца, следующего за месяцем превышения, вносит авансовые платежи в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 287 НК РФ, с учетом требований пункта 6 статьи 286 НК РФ. В этих нормах указано, что вновь созданные организации начинают вносить ежемесячные авансовые платежи по истечении полного квартала с даты их государственной регистрации. А в вашем случае полный квартал — это II квартал.

Следовательно, если организация создана в феврале 2012 года, обязанность уплаты ежемесячных авансовых платежей возникнет у нее не раньше III квартала при условии, что ее выручка от реализации превысит 1 млн. руб. в месяц либо 3 млн. руб. в квартал.