222
1 сентября 2012

Как сдать форму-4 ФСС за девять месяцев

Порядок сдачи формы-4 ФСС установлен Административным регламентом предоставления ФСС РФ государственной услуги по приему расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС) (далее — Регламент ). Регламент утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 06.03.2012 №204н . Документ вступил в силу с 10 июня 2012 года.

Государственная услуга — прием формы-4 ФСС

Теперь сдать форму-4 ФСС можно еще и в форме получения государственной услуги (ГУ).

Описание новой государственной услуги приведено в таблице ниже. В ней вы найдете информацию о том, кто и каким образом оказывает услугу по приему формы-4 ФСС.

Таблица. Государственная услуга по приему формы-4 ФСС
Характеристики Описание
1 2
Наименование услуги Прием расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения работникам
Кто предоставляет услугу Фонд социального страхования РФ и его территориальные органы
Способы представления формы-4 ФСС 1. На бумажном носителе при личном представлении в фонд или его территориальные органы 2. На бумажном носителе, в виде почтового отправления 3. По электронным каналам связи
Административные процедуры по предоставлению услуги 1. Прием расчета 2. Регистрация расчета
Результат оказания услуги Прием расчета
Стоимость услуги Услуга предоставляется бесплатно

Кто может обратиться за получением услуги

Пункт 2 Регламента разъясняет, кто может обратиться в ФСС РФ и его территориальные отделения за получением государственной услуги по приему отчетности по форме-4 ФСС. К таковым лицам относятся:

— юридические лица любой организационно-правовой формы (в том числе иностранные организации, осуществляющие свою деятельность на территории РФ и нанимающие граждан РФ);

— индивидуальные предприниматели и другие физические лица, которые нанимают на работу сотрудников, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Что изменилось для бухгалтера

Введение нового порядка сдачи отчетности (получения государственной услуги по ее приему) призвано облегчить жизнь и работу бухгалтера.

Меньше документов. Как сказано в пункте 14 Регламента, сотрудники ФСС РФ не вправе запрашивать никакие дополнительные документы, кроме самой формы-4 ФСС. Все наверняка еще помнят то время, когда действовало требование представить не только расчет, но и доверенность на право его представления. Если ее не было, отправляли обратно, просили донести.

Нет поводов для отказа. Теперь сотрудники фонда не смогут отказать вам в приеме расчета. Таково требование пункта 15 Регламента. В нем сказано, что оснований для отказа в приеме документов законодательством не предусмотрено. Специалист фонда, отвечающий за прием, должен проверить правильность заполнения расчета и при необходимости помочь исправить ошибки на месте, затем передать документ на регистрацию.

Время ожидания приема. Время ожидания в очереди не должно быть более 30 минут ( п. 18 Регламента ). Если же расчет подается в электронном виде, то принять его должны не позднее одного рабочего дня, следующего за днем его получения сервером приема расчетов ( п. 12 Регламента ). Прием расчета, поступившего в выходной или нерабочий праздничный день, осуществляется в первый следующий за ним рабочий день.

Кому задать вопросы

Информацию о правилах подачи отчетности вы сможете найти на сайте ФСС РФ ( www.fss.ru ), на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) ( www.gosuslugi.ru ), официальных сайтах территориальных органов ФСС РФ. Их адреса, телефоны, сайты можно посмотреть на сайте журнала «Зарплата» по адресу: http://zarp.ru/pages/fss.phtml (нужно выбрать раздел «Полезное», далее кликнуть в меню раздела — «ФСС РФ в регионах» (слева)). Свои вопросы можно направить на электронный адрес: mail@fss.ru или задать по телефону (495) 668-03-33.

Электронная услуга на прием формы-4 ФСС

Напомним, что если среднесписочная численность работников за предшествующий расчетный период превышает 50 человек, то компания (в том числе и вновь созданная) обязана сдавать форму-4 ФСС в электронном виде ( ч. 10 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ ).

До вступления в силу Регламента подавать отчетность с ЭЦП можно было двумя способами ( п. 2.9 Технологии приема расчетов страхователей по начисленным и уплаченным страховым взносам в системе Фонда социального страхования Российской Федерации в электронном виде с применением электронной цифровой подписи , утвержденной приказом ФСС РФ от 12.02.2010 №19 ):

—по телекоммуникационным каналам связи в сети Интернет;

—лично (через уполномоченного представителя страхователя) на внешнем носителе (дискета, диск, флешка).

Теперь пункт 37 Регламента предусматривает лишь первый способ подачи электронной отчетности (по телекоммуникационным каналам связи в сети Интернет). На практике это можно сделать на Портале государственных услуг ( http://www.gosuslugi.ru) .

Регистрация на сайте госуслуг

Прежде чем подать расчет по форме-4 ФСС в электронном виде, нужно зарегистрироваться на сайте http://www.gosuslugi.ru1Чтобы начать регистрацию, нужно будет установить плагин веб-браузера для работы со средствами электронной подписи. Если он еще не установлен, программа предложит это сделать. — Примеч. ред.. Соответствующая кнопка «Регистрация» находится в правом верхнем углу главной страницы сайта. Для регистрации необходимо иметь средства для создания электронной подписи, квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи и соответствующий ключ электронной подписи. Если этого нет, следует обратиться в аккредитованный удостоверяющий центр. Список центров можно найти на Едином портале ЭЦП в РФ ( http://www.iecp.ru ).

Сертификат должен быть выдан на должностное лицо компании, имеющее полномочия действовать без доверенности от имени организации.

Чтобы зарегистрироваться, вы должны согласиться с условиями работы портала (поставить галочку в поле рядом со словом «Согласен»), присоединить к компьютеру носитель ключа электронной подписи и выбрать тип средства электронной подписи:

—USB-ключ/смарт-карта с криптопровайдером «КриптоПро CSP». Для создания электронной подписи используется СКЗИ КриптоПро CSP;

—USB-ключ/смарт-карта со встроенным криптопровайдером. Для создания электронной подписи используется криптопровайдер, встроенный в USB-ключ или смарт-карту (например, eToken ГОСТ).

После нажатия на кнопку «Далее» будет запущен поиск сертификата с использованием выбранного средства электронной подписи. Возможно, потребуется ввести пинкод для доступа к носителю ключа электронной подписи.

После этого нужно заполнить заявление на регистрацию. В нем указывают сведения о компании (организационно-правовая форма, наименование, ИНН, ОГРН, КПП, адрес электронной почты организации), о лице, имеющем право действовать от имени предприятия без доверенности (ФИО, СНИЛС, ИНН, пол, дату рождения, адрес электронной почты и номер мобильного телефона).

Далее вам потребуется подписать заявление электронной подписью и дождаться окончания проверки введенных данных.

Подаем расчет по форме-4 ФСС

Для представления расчета по форме-4 ФСС на сайте http://www.gosuslugi.ru следует выбрать вкладку «Электронные услуги» (левый верхний угол), далее — «Министерство здравоохранения и социального развития Российской федерации» и потом — «Фонд социального страхования РФ». В выпадающем меню следует выбрать нужный пункт. В данном случае — «Прием расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС)». Вы попадете на страничку, где сможете найти справочную информацию, шаблон формы и образец ее заполнения и т. д. (см. рис. 1).

Для подачи отчетности нужно нажать кнопку «Получить услугу». Система предложит вам авторизироваться (это можно сделать либо по паролю физического лица, представляющего вашу организацию без доверенности (следует указать СНИЛС, пароль и ввести код с картинки на экране), либо по USB-ключу/смарт-карте (они должны быть подключены) или же через криптопровайдер. Далее следуйте указаниям системы по сдаче отчетности (см. рис. 2)).

Регистрация расчета

Результатом данной госуслуги является прием расчета. Об этом факте свидетельствует регистрация расчета. Ее порядок зависит от способа представления отчетности.

Если расчет представлен на бумажном носителе, его регистрацию подтвердит проставление на титульном листе в подразделе «Заполняется работником Фонда» даты представления документа, фамилии, имени, отчества и подписи работника территориального отделения фонда, ответственного за прием отчетности ( п. 47 Регламента ). При личном представлении соответствующую отметку о приеме отчетности проставляют в тот же день. Если расчет пришел по почте — на следующий рабочий день после того, как он поступит в фонд.

Если расчет представлен в электронном виде, его регистрация подтверждается следующим образом. Не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения расчета по форме-4 ФСС, формируется квитанция о приеме расчета в форме электронного документа на сервере приема расчетов, на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций). Такой порядок прописан в пунктах 45 и 48 Регламента.

При поступлении расчета по форме-4 ФСС в фонд (в территориальное отделение фонда) в выходной или нерабочий праздничный день его регистрация будет осуществлена в первый следующий за ним рабочий день.