105
19 апреля 2012

Если работник выходит на пенсию…

Расторжение трудового договора

Работники, достигшие пенсионного возраста, имеют право продолжать трудиться в учреждении – уволиться они могут только по собственному желанию. Причем в любой момент. Иными словами, в данном случае сотруднику вовсе не нужно отрабатывать две недели после подачи заявления об увольнении. И неважно, когда оно подано, – сразу после достижения пенсионного возраста или позже.

В заявлении может быть использована такая формулировка: «Прошу уволить меня по собственному желанию в связи с выходом на пенсию».

После получения заявления издается приказ об увольнении по форме № Т-8, которая утверждена постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1. Также делается запись в трудовую книжку о причине прекращения трудового договора (ст. 84.1 Трудового кодекса РФ). Например: «Трудовой договор расторгнут по инициативе работника в связи с выходом на пенсию, пункт 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации».

Но может быть указан и другой вариант увольнения – по соглашению сторон (ст. 78 Трудового кодекса РФ).

В таком случае сотрудник с работодателем заключают соглашение о расторжении трудового договора, на основании которого издается приказ об увольнении. Запись в трудовой книжке может быть следующей: «Трудовой договор расторгнут по соглашению сторон, пункт 1 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации».

Подтверждение страхового стажа

Если работник выходит на пенсию…Для получения пенсии по старости требуется не менее пяти лет страхового стажа. Периоды работы, включаемые в страховой стаж, определены статьями 10, 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Стаж рассчитывается по Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. № 555. Периоды работы подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, которые выдаются территориальным органом ПФР на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (п. 34 Правил).

Периоды работы сотрудника до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, засчитываемые в страховой стаж, могут быть подтверждены архивными справками, документами, которые выданы работодателем или государственными (муниципальными) учреждениями. Такие документы должны содержать: номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество застрахованного лица, число, месяц и год его рождения, место и период работы, профессию или должность (п. 40 Правил).

Документы могут приниматься в подтверждение страхового стажа и в том случае, если не содержат сведений об основаниях для их выдачи.

Гражданско-правовые договоры также служат подтверждением страхового стажа, если работодатель вносил по ним обязательные платежи. При этом продолжительность периода работы, включаемого в страховой стаж, определяется согласно сроку действия договора, который соответствует периоду внесения обязательных платежей.

Страховой стаж, требуемый для приобретения права на трудовую пенсию, исчисляется в календарном порядке. В случае совпадения по времени нескольких периодов при исчислении страхового стажа учитывается один из них – по выбору работника.

Но основным документом, подтверждающим стаж работы, остается трудовая книжка.

Ответственность за утрату трудовой книжки, выданной на руки работнику под расписку, несет лицо, назначенное ответственным за ведение и хранение трудовых книжек (письмо Роструда от 18 марта 2008 г. № 656-6-0).

При отсутствии трудовой книжки или если в ней содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение этих периодов принимаются трудовые договоры, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (п. 6 Правил).

Документы для ПФР

Если работник выходит на пенсию…Согласно пункту 36 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2009 г. № 987н, в случае подачи заявления о назначении пенсии застрахованное лицо обращается к страхователю (работодателю) с заявлением о представлении на него в территориальный орган ПФР индивидуальных сведений.

Учреждение обязано сделать это в течение 10 дней с даты обращения работника.

Итак, в фонд подаются следующие документы:

Эти формы сдают за период текущего года, отработанный сотрудником, выходящим на пенсию.

Страховой стаж указывают по состоянию на дату, на которую заполнены отчеты. По строке «Тип сведений» выбирают «Назначение пенсии».

Сам же работник представляет в фонд документы согласно перечню, который определен постановлением Минтруда России и ПФР от 27 февраля 2002 г. № 16/19па, в том числе:

1) удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству – паспорт гражданина России (для гражданина России), вид на жительство (для иностранных граждан и лиц без гражданства);

2) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;

3) подтверждающие период работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица (трудовая книжка, военный билет, справка о периодах работы, выданная работодателем либо архивными органами):

4) справку о среднемесячном заработке за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года. Заработная плата за 2000-2001 годы подтверждается данными персонифицированного учета, имеющимися в базе ПФР. Если работодатель ликвидирован или прекратил деятельность по иным причинам, такие справки выдаются правопреемниками, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими сведениями.

Также при необходимости прилагаются документы: о нетрудоспособных членах семьи (свидетельства о рождении), подтверждающие нахождение таких членов семьи на иждивении (справка жилищных органов), об установлении инвалидности (справка МСЭК), об изменении фамилии, имени, отчества и др.

Расчет с работником

При увольнении сотрудника в связи с выходом на пенсию ему нужно выдать в последний день работы трудовую книжку, выплатить заработную плату и компенсацию за неиспользованный отпуск (если у него есть неиспользованные дни отдыха). Если же ежегодный отпуск был получен авансом, денежные средства за неотработанный период бухгалтер вправе удержать из заработной платы. Но не больше чем 20 процентов от выплачиваемой суммы (ст. 137, 138 Трудового кодекса РФ).

Некоторые учреждения выплачивают работникам, выходящим на пенсию, премии или материальную помощь. Однако чиновники не признают такие выплаты в целях налогообложения прибыли (если речь идет о выплатах за счет приносящей доход деятельности).

На сумму премии, а также с материальной помощи, превышающей 4000 руб. в год, учреждению придется начислить страховые взносы (ст. 7, подп. 11 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации…»).