139
13 марта 2008

Если учреждение реорганизовано

Сайт журнала «Учет в учреждении»

Электронный журнал «Учет в учреждении»

Правила реорганизации

Если учреждение реорганизовано. Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников).

Согласно разъяснениям Казначейства России (письмо от 18 декабря 2007 г. № 42-7.1-15/2.4-418) реорганизованное учреждение должно оформить акты приемки-передачи активов и обязательств, справки о закрытии счетов в территориальных органах Федерального казначейства и кредитных организациях, справку из налогового органа о снятии с учета. Поскольку при разделении учреждения его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом (ст. 58 Гражданского кодекса РФ), то должно быть установлено, чьим правопреемником выступают вновь образованные учреждения.

Вносим данные в регистры

В разделительном балансе показатели активов и обязательств указываются на начало отчетного периода в соответствии с данными передаточных актов. Причем данные разделительного баланса (а также объемы лимитов бюджетных обязательств, объемы финансирования, кассовые и фактические расходы реорганизованного учреждения) вносят в главную книгу и регистры бюджетного учета, а также в отчетности (на дату окончания рассматриваемого процесса).

Заметим, что при реорганизации в учреждении должна быть проведена инвентаризация активов и обязательств.

Итак, основанием для отражения в бюджетном учете факта передачи активов и обязательств служат оформленные в установленном порядке передаточный акт и разделительный баланс с приложением материалов инвентаризации. Передача дебиторской задолженности подтверждается инвентаризационной описью расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089).

В зависимости от изменения распорядителя бюджетных средств различают: внутриведомственную, межбюджетную реорганизацию и передачу учреждения на другой бюджетный уровень. В соответствии с этим будут формироваться проводки по передаче и приемке активов и обязательств учреждений как передающей стороны, так и принимающей.

Обратите внимание, что остатки на начало года по счетам передают по коду КОСГУ в 18–20 разрядах – «000».

С какими счетами корреспондируют счета по учету имущества и обязательств при их передаче в результате реорганизации, приведено в таблице.

* Счет применяют в разрезе по кодам КОСГУ при передаче оборотов за период.

Например, если реорганизованное учреждение передает своему правопреемнику обороты по поступлению строительных материалов, то кредитуют счет 0 105 04 440 «Уменьшение стоимости строительных материалов», а вот с каким счетом он будет корреспондировать, зависит от вида реорганизации.

Изменения на лицевых счетах

Если учреждение реорганизовано. Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств, объемы финансирования расходов, кассовые и фактические расходы по переданным учреждениям отражаются по новой подчиненности полностью с начала года с учетом реорганизации.

Если финансирование учреждения передают с одного уровня бюджета на другой, то на дату реорганизации в установленном порядке вносятся соответствующие изменения в бюджетную роспись, а также в лимиты бюджетных обязательств в объеме годовых назначений.

Отметим, что точно такие же правила действуют при передаче учреждения из ведения одного главного распорядителя средств федерального бюджета в ведение другого главного распорядителя.

Кассовые расходы передаются на основании акта приема-передачи кассовых и фактических расходов при реорганизации бюджетных учреждений (ф. 0512095).

Отражение операций на лицевых счетах реорганизуемых и вновь созданных учреждений или принимающих учреждений производится органами Федерального казначейства в соответствии с пунктом 4.4 Порядка, который утвержден приказом Минфина России от 10 июня 2003 г. № 50н.

Там сказано, что утвержденные лимиты бюджетных обязательств, объемы финансирования средств бюджета, доведенные с начала года, отражают со знаком «минус» для передающих учреждений и со знаком «плюс» для вновь принимающих учреждений.

Кассовые расходы корректируют на основании «положительного» («отрицательного») расходного расписаний главного распорядителя.

Обратите внимание, что с 1 января 2008 года проводки по отражению санкционирования расходов изменились (см. письмо Минфина России от 12 февраля 2008 г. № 02-14-10а/282). При реорганизации учреждений корреспонденции по изменению лимитов бюджетных обязательств текущего года будут следующие:

Как сдавать отчетность

На дату проведения реорганизации необходимо сформировать следующие виды отчетов:
– разделительный (ликвидационный) баланс главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503230);
– справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);
– справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110);
– отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127);
– отчет об исполнении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503137);
– отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);
– пояснительная записка (ф. 0503160).

Напомним, что бюджетная отчетность представляется главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета, в ведении которого находилось реорганизуемое (ликвидируемое) учреждение, до того, как будет принято решение о его реорганизации.

В некоторых случаях отчетность сдают органу исполнительной власти, который принял решение о реорганизации учреждения.

Согласно статье 58 Гражданского кодекса РФ, юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Следовательно, после успешного завершения реорганизации вновь возникшие учреждения формируют и представляют бюджетную отчетность в установленные сроки.

Так, например, если реорганизация завершилась 20 марта 2008 года, то отчетность за I квартал (по состоянию на 1 апреля 2008 года) формируют правопреемники. Отчетность за месяц (срок представления не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным), в данном случае за февраль 2008 года, формирует реорганизуемое учреждение, а за март месяц – правопреемники.

По завершении года правопреемники в балансе изменят показатели на начало года, объяснив это в пояснительной записке (ф. 0503173).

Валюта баланса у главного распорядителя, которому подведомственны правопреемники только в случае межведомственной передачи или передачи на другой бюджет, будет иной.