|
Сайт журнала «Учет в учреждении» |
Если учреждение реорганизовано. Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников).
Согласно разъяснениям Казначейства России (письмо от 18 декабря 2007 г. № 42-7.1-15/2.4-418) реорганизованное учреждение должно оформить акты приемки-передачи активов и обязательств, справки о закрытии счетов в территориальных органах Федерального казначейства и кредитных организациях, справку из налогового органа о снятии с учета. Поскольку при разделении учреждения его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом (ст. 58 Гражданского кодекса РФ), то должно быть установлено, чьим правопреемником выступают вновь образованные учреждения.
В разделительном балансе показатели активов и обязательств указываются на начало отчетного периода в соответствии с данными передаточных актов. Причем данные разделительного баланса (а также объемы лимитов бюджетных обязательств, объемы финансирования, кассовые и фактические расходы реорганизованного учреждения) вносят в главную книгу и регистры бюджетного учета, а также в отчетности (на дату окончания рассматриваемого процесса).
Заметим, что при реорганизации в учреждении должна быть проведена инвентаризация активов и обязательств.
Итак, основанием для отражения в бюджетном учете факта передачи активов и обязательств служат оформленные в установленном порядке передаточный акт и разделительный баланс с приложением материалов инвентаризации. Передача дебиторской задолженности подтверждается инвентаризационной описью расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089).
В зависимости от изменения распорядителя бюджетных средств различают: внутриведомственную, межбюджетную реорганизацию и передачу учреждения на другой бюджетный уровень. В соответствии с этим будут формироваться проводки по передаче и приемке активов и обязательств учреждений как передающей стороны, так и принимающей.
Обратите внимание, что остатки на начало года по счетам передают по коду КОСГУ в 18–20 разрядах – «000».
С какими счетами корреспондируют счета по учету имущества и обязательств при их передаче в результате реорганизации, приведено в таблице.
Например, если реорганизованное учреждение передает своему правопреемнику обороты по поступлению строительных материалов, то кредитуют счет 0 105 04 440 «Уменьшение стоимости строительных материалов», а вот с каким счетом он будет корреспондировать, зависит от вида реорганизации.
Если учреждение реорганизовано. Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств, объемы финансирования расходов, кассовые и фактические расходы по переданным учреждениям отражаются по новой подчиненности полностью с начала года с учетом реорганизации.
Если финансирование учреждения передают с одного уровня бюджета на другой, то на дату реорганизации в установленном порядке вносятся соответствующие изменения в бюджетную роспись, а также в лимиты бюджетных обязательств в объеме годовых назначений.
Отметим, что точно такие же правила действуют при передаче учреждения из ведения одного главного распорядителя средств федерального бюджета в ведение другого главного распорядителя.
Кассовые расходы передаются на основании акта приема-передачи кассовых и фактических расходов при реорганизации бюджетных учреждений (ф. 0512095).
Отражение операций на лицевых счетах реорганизуемых и вновь созданных учреждений или принимающих учреждений производится органами Федерального казначейства в соответствии с пунктом 4.4 Порядка, который утвержден приказом Минфина России от 10 июня 2003 г. № 50н.
Там сказано, что утвержденные лимиты бюджетных обязательств, объемы финансирования средств бюджета, доведенные с начала года, отражают со знаком «минус» для передающих учреждений и со знаком «плюс» для вновь принимающих учреждений.
Кассовые расходы корректируют на основании «положительного» («отрицательного») расходного расписаний главного распорядителя.
Обратите внимание, что с 1 января 2008 года проводки по отражению санкционирования расходов изменились (см. письмо Минфина России от 12 февраля 2008 г. № 02-14-10а/282). При реорганизации учреждений корреспонденции по изменению лимитов бюджетных обязательств текущего года будут следующие:
На дату проведения реорганизации необходимо сформировать следующие виды отчетов:
– разделительный (ликвидационный) баланс главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503230);
– справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);
– справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110);
– отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127);
– отчет об исполнении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503137);
– отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);
– пояснительная записка (ф. 0503160).
Напомним, что бюджетная отчетность представляется главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета, в ведении которого находилось реорганизуемое (ликвидируемое) учреждение, до того, как будет принято решение о его реорганизации.
В некоторых случаях отчетность сдают органу исполнительной власти, который принял решение о реорганизации учреждения.
Согласно статье 58 Гражданского кодекса РФ, юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Следовательно, после успешного завершения реорганизации вновь возникшие учреждения формируют и представляют бюджетную отчетность в установленные сроки.
Так, например, если реорганизация завершилась 20 марта 2008 года, то отчетность за I квартал (по состоянию на 1 апреля 2008 года) формируют правопреемники. Отчетность за месяц (срок представления не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным), в данном случае за февраль 2008 года, формирует реорганизуемое учреждение, а за март месяц – правопреемники.
По завершении года правопреемники в балансе изменят показатели на начало года, объяснив это в пояснительной записке (ф. 0503173).
Валюта баланса у главного распорядителя, которому подведомственны правопреемники только в случае межведомственной передачи или передачи на другой бюджет, будет иной.