241
14 мая 2008

Актив в оперативном управлении

Сайт журнала «Учет в учреждении»

Электронный журнал «Учет в учреждении»

Проанализируем ситуацию

Актив в оперативном управлении. Передача собственником имущества в оперативное управление учреждению – довольно распространенная практика. При этом обязанность по оплате расходов на содержание переданных объектов возлагается на учреждение. В результате оно заключает договоры со сторонними организациями, которые обслуживают вверенное учреждению имущество.

Для примера рассмотрим следующую ситуацию. Лесхоз-техникум заключил договор с охранным учреждением МВД России на техническое обслуживание объектов: охранная сигнализация кассы и тревожная кнопка. Эти объекты расположены в здании учебного корпуса, который находится в оперативном управлении лесхоза-техникума, и не числятся на его балансе.

В рассматриваемом случае бухгалтер должен грамотно организовать учет таких активов, иметь документальное подтверждение их наличия в оперативном управлении учреждения, а также затрат на их содержание.

Подтвердите факт...

Любые расходы и возникшие правоотношения в бюджетном учреждении должны быть корректно и своевременно обоснованны.

...возникновения правоотношений

Заметим, что охранная сигнализация кассы и тревожная кнопка являются обязательными требованиями к оборудованию помещений касс учреждений (Порядок ведения кассовых операций, утвержден ЦБ РФ от 4 октября 1993 г. № 18).

Если сигнализация установлена, возникает необходимость обслужить и поддержать ее нормальную работоспособность. Поэтому нужно заключить договор технического обслуживания объектов охранной сигнализации и тревожной кнопки. Такой договор предполагает выполнение работ в объеме, определенном в приказе МВД России от 16 ноября 2006 г. № 937.

Отметим, что в качестве предмета договора следует предусмотреть работы:
– по обеспечению правильного функционирования сигнализации;
– по контролю за техническим состоянием оборудования и пригодностью к дальнейшей эксплуатации;
– по выявлению и устранению неисправностей и причин ложных срабатываний сигнализации, а также уменьшению их количества;
– по ликвидации или недопущению последствий воздействия неблагоприятных и дестабилизирующих факторов;
– по анализу и обобщению сведений о результате выполненных работ.

Для определения объема работ по заключаемому договору охранное предприятие должно провести обследование здания учреждения на предмет его оборудования охранной сигнализацией. В результате к договору прикладывают акт обследования, в котором приводят перечень устройств тревожной сигнализации.

...произведенных затрат

Обследовать техническое состояние объектов и средств охраны, находящихся в оперативном управлении учреждения, охранное предприятие должно периодически. Для этого инспектор-инженер осматривает охранные системы и составляет акт обследования. В нем отражают недостатки в укреплении уязвимых мест, составляют заключение о дальнейшем допуске к эксплуатации средств сигнализации. Кроме того, в этом документе дают рекомендации по укреплению технического состояния охраняемого объекта и т. д. Акт подписывают руководитель охранного предприятия и руководитель учреждения.

На основании акта обследования и производят все расчеты с исполнителем работ по содержанию и обследованию системы сигнализации.

Обратите внимание: если по результатам обследования учреждению предписана необходимость замены старых частей комплекса на новые, то работы по замене оформляют как ремонт (постановления ФАС Московского округа от 24 января 2007 г. № КА-А40/13476-06, ФАС Уральского округа от 5 сентября 2006 г. № Ф09-7826/06-С7).

В таком случае на проведение подобных работ заключают отдельный договор (контракт).

Отражение в бухгалтерском учете

Актив в оперативном управлении. Активы в оперативном управлении, так же как и имущество, которое числится на балансе, нужно учесть за балансом.

Специального счета для учета системы охранно-пожарной сигнализации в Инструкции № 25н нет. Поэтому учреждению следует разработать свою методику учета такого имущества и открыть новый забалансовый счет, например, 20 «Имущество в оперативном управлении». Все эти правила нужно зарегистрировать в учетной политике учреждения.

Не рекомендуем использовать уже имеющиеся в Инструкции № 25н забалансовые счета по той причине, что по ним начиная с 2008 года отражают данные о конкретных активах в формах бюджетной отчетности. Поэтому во избежание путаницы лучше разработать дополнительный счет учета.

Бухгалтерские записи могут выглядеть так:

Записи в учете делают на основании полученного акта обследования устройств тревожной сигнализации.

Оплату расходов по эксплуатации и техническому обслуживанию комплекса охранной сигнализации и тревожной кнопки отражают по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» (приказ Минфина России от 24 августа 2007 г. № 74н). Такой вывод можно сделать из писем Минфина России от 14 апреля 2006 г. № 02-14-10/880, от 22 февраля 2006 г. № 02-14-10/372. Ведь в них указано, что по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» отражают лишь расходы, связанные с содержанием объектов, учтенных на балансе учреждения. Следовательно, затраты на содержание оборудования сигнализации, учтенной за балансом, можно отразить только по подстатье 226 «Прочие работы, услуги».

В заключение отметим, что рассматриваемые затраты отражают по дебету счета 1 401 01 226 «Расходы на прочие услуги» – по бюджетной деятельности или 2 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)» – по приносящей доход деятельности.

Какие документы оформить

Для подтверждения расходов и возникших правоотношений следует оформить:
– договор на монтаж системы охранной сигнализации;
– акт обследования объекта по оборудованию тревожной сигнализацией;
– смету или сметный расчет с перечнем монтажных работ;
– акт о приемке выполненных работ.

Кроме того, обязательно оформляют приемосдаточную документацию с приложением актов: о приемке сигнализации в эксплуатацию; измерения сопротивления изоляции электропроводок с контрольными приборами системы охраны; о проведении входного контроля смонтированных средств сигнализации.

Все документы хранят в учреждении в течение срока службы системы сигнализации.