813
14 мая 2008

Определяем код вида деятельности

Сайт журнала «Учет в учреждении»

Электронный журнал «Учет в учреждении»

На какие критерии опираться

Определяем код вида деятельности. Определяя, что следует учесть в качестве внебюджетных средств, нужно обратиться к статьям 41, 161 Бюджетного кодекса РФ. Ведь именно данные статьи регулируют вопросы, связанные с предпринимательской и иной приносящей доход деятельностью.

Кроме того, виды доходов и виды деятельности во многом определяет Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ (далее – Закон № 63-ФЗ).

Выбирая, по какому виду деятельности учесть те или иные средства, следует помнить и о таком моменте. Если доходы получены в результате использования активов учреждения, поступивших в его распоряжение за счет бюджетных средств, то это «бюджетные» доходы, если за счет средств от приносящей доход деятельности – «внебюджетные». Хотя из этого положения могут быть и исключения, но на них, как правило, указывает в своих письмах Минфин России.

Что такое внебюджетная деятельность?

Это деятельность бюджетного учреждения, осуществляемая не за счет бюджетного финансирования, а за счет других источников. Сюда относят предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, деятельность за счет некоторых целевых средств и безвозмездных поступлений. Отметим, что все виды доходов бюджета перечислены в Бюджетном кодексе РФ.

Отражение в бухгалтерском учете

Главная сложность в рассматриваемой ситуации для бухгалтера сопряжена с необходимостью определить, по какому признаку учесть поступающие средства: 1 – «бюджетные средства» или 2 – «средства от приносящей доход деятельности». Но, кроме того, нужно определиться еще и с кодами бюджетной классификации.

Какой код указать? Все зависит от ситуации

Напомним, что средства, полученные от платных услуг, от использования имущества учреждения, являются доходами бюджета.

В соответствии со статьей 41 Бюджетного кодекса РФ к доходам бюджетов относят налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления*.

* Состав доходов бюджетов РФ представлен в рубрике «».

Из положений пункта 11 статьи 5 Закона № 63-ФЗ можно сделать вывод, что средства, поступившие в соответствии с бюджетной сметой, следует учесть с признаком 1, а в соответствии со сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности – 2.

Налоговые доходы в полном составе должны учитываться как «бюджетные», то есть с признаком вида деятельности – 1. Так следует поступать по той причине, что эти доходы запланированы именно бюджетными сметами учреждений. А вот что касается других доходов, то здесь все зависит от их конкретного вида.

Из анализа статьи 5 Закона № 63-ФЗ следует вывод, что в качестве «внебюджетных» средств (то есть с признаком 2) нужно отразить в учете:
– средства от оказания платных услуг;
– безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования;
– средства от иной приносящей доход деятельности, осуществляемой на основании генерального разрешения главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, а также положений устава бюджетного учреждения. В названном акте распорядителя указывают источники образования и направления использования внебюджетных средств и устанавливающие их нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов РФ (муниципальные правовые акты).

А вот с операциями со средствами, поступившими от реализации и сдачи в аренду государственного (муниципального) имущества, переданного в оперативное управление учреждениям, не все так однозначно. Ведь часть из них следует отразить по признаку 1, часть – по признаку 2*. Разъяснения по учету таких средств даны в письме Казначейства России от 13 декабря 2005 г. № 42-7.1-01/2.2-371.

* Об учете средств, полученных от сдачи госимущества в аренду, рассказано в журнале «Учет в бюджетных учреждениях», август (2), 2007.

Определяем коды бюджетной классификации

Определяем код вида деятельности. При отражении операций по поступившим на лицевые счета доходам от внебюджетной деятельности указывают код администратора, установленный главному распорядителю средств федерального бюджета, в ведении которого находится учреждение. Код определяют в соответствии с ведомственной классификацией расходов федерального бюджета.

Доходы учреждения, полученные от деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов в полном объеме учитывают в доходах соответствующего бюджета. Их зачисляют либо как доходы от использования государственного или муниципального имущества, либо как доходы от оказания платных услуг.

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными приказом Минфина России от 24 августа 2007 г. № 74н, код вида доходов предусматривает следующие группы:
1 00 00000 00 – налоговые и неналоговые доходы;
2 00 00000 00 – безвозмездные поступления;
3 00 00000 00 – доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Обратите внимание: при отражении доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности по третьей группе доходов возникает несоответствие с пунктом 4 статьи 20 Бюджетного кодекса РФ. Ведь в единых группах и подгруппах доходов бюджетов не выделены доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Признание доходов и расходов в налоговом учете

Как показывает практика, многие бухгалтеры предпочитают ставить на учет, например, материалы, полученные от ликвидации другого имущества, с признаком 1. Специалисты ошибочно предполагают, что это позволяет им не включать стоимость таких активов в состав налоговых доходов. Но какой бы признак не использовался в бюджетном учете, со стоимости таких материалов должен исчисляться налог на прибыль.

Дело в том, что в статье 251 Налогового кодекса РФ приведен перечень доходов, не подлежащих налогообложению. Он закрытый. Доходы от реализации услуг, оказываемых учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ, в него не включены. Следовательно, такие суммы облагаются налогом на прибыль. Согласно статье 247 Налогового кодекса РФ, объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль налогоплательщика, уменьшенная на величину произведенных расходов.

Если учреждение не может уменьшить налогооблагаемую базу на сумму произведенных расходов (при этом они могут быть отражены по коду вида деятельности 1), то оно обязано начислять налог на прибыль со всей суммы полученных доходов.

И, наконец, если операции, оказываемые в рамках приносящей доход деятельности, облагаются НДС, то налогооблагаемый доход определяется за минусом суммы этого налога.

Читайте также: КБК на 2018 год: изменения, таблица, налоги