166
17 ноября 2008

Учитываем дипломы и аттестаты

Сайт журнала «Учет в учреждении»

Электронный журнал «Учет в учреждении»

Кто приобретает документы «об образовании»

Как правило, обучение в школе, училище, институте подтверждают аттестатом, дипломом или соответствующим свидетельством. Их учитывают как бланки строгой отчетности.

Обеспечение бланками документов об образовании учреждений, расположенных на территории субъектов РФ (за исключением федеральных), находится в компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ (письмо Минобрнауки России от 21 мая 2007 г. № 03-1103). А вот обеспечение бланками документов об образовании федеральных образовательных учреждений – в компетенции Рособразования.

Образовательные учреждения ежегодно представляют заявки на необходимое количество дипломов и других бланков строгой отчетности в соответствии с заключенными договорами в министерства и ведомства по подчиненности. Сводные заявки министерств и ведомств подают в Минобразования России (до 1 июня). Следовательно, чаще всего данные бланки строгой отчетности закупают централизованно за счет главного распорядителя и передаются по заявкам учебным заведениям.

При самостоятельном приобретении бланков строгой отчетности необходимо заложить их стоимость в смету расходов бюджетного учреждения.

Порядок документального оформления

Дипломы, аттестаты и свидетельства причислены к документам, по которым ведут особый тщательный документальный учет при любом их перемещении.

Документы поступили из типографии

Учреждения могут заказать изготовление бланков в типографии самостоятельно. В таком случае изготовленные в типографии бланки строгой отчетности принимаются по накладной и счету типографии представителем заказчика по доверенности. При этом производится полная их проверка: сличаются фактическое количество бланков строгой отчетности, их серии, номера по данным, указанным в накладных (квитанциях и т. п.). К каждой партии бланков, поступивших из типографии, должна прилагаться накладная или другой сопроводительный документ, в котором должны быть указаны наименование бланков, их серия, номера и стоимость. После оприходования бланков составляется акт приемки документов строгой отчетности.

Перечень документов об образовании устанавливает Минобрнауки

Формы документов государственного образца о среднем (полном) общем образовании, начальном профессиональном образовании и среднем профессиональном образовании и их описание утверждает Минобрнауки России. Так, приказом от 28 декабря 2006 г. № 340 это ведомство утвердило формы документов о начальном профобразовании и уровне квалификации. А приказом от 21 декабря 2006 г. № 333 – форма документов о среднем профобразовании. Отмечу, что порядок выдачи дипломов и свидетельств об уровне квалификации определен приказом Минобрнауки России от 23 марта 2007 г. № 92. А порядок выдачи дипломов и академических справок – приказом от 9 марта 2007 г. № 80.

Выдаем аттестаты и дипломы

Списание израсходованных бланков строгой отчетности производится по Акту о списании бланков строгой отчетности (ф. 0504816). Одна из особенностей таких бланков в том, что перед заполнением они должны быть выданы.

Для регистрации выдаваемых документов в каждом образовательном учреждении ведутся специальные книги (книги регистрации), в которые заносятся следующие данные:
– порядковый регистрационный номер;
– фамилия, имя и отчество выпускника;
– номер формы диплома или свидетельства;
– дата выдачи диплома или свидетельства;
– наименование профессии;
– наименование присвоенной квалификации;
– дата и номер протокола Государственной аттестационной комиссии;
– номер приказа об отчислении обучающегося.

После указания данных в специальной книге (книге регистрации) ставится подпись руководителя подразделения (службы) образовательного учреждения, выдающего документы, и подпись лица, получившего документ. Специальные книги (книги регистрации) прошнуровываются, пронумеровываются, скрепляются печатью образовательного учреждения и хранятся как документы строгой отчетности.

Копии выданных документов хранят в установленном порядке в архиве учреждения в личном деле выпускника.

А если бланки были испорчены?

Испорченные бланки строгой отчетности уничтожают. При этом создается комиссия под председательством руководителя образовательного учреждения с участием представителя бухгалтерии. Комиссия составляет акт по форме 0504816 в двух экземплярах. Там указывают количество и номера уничтожаемых бланков документов (в том числе количество дипломов с отличием, дипломов для награжденных золотой медалью, дипломов для награжденных серебряной медалью и т. д.). Количество документов записывают прописью. Номера испорченных бланков документов вырезают и наклеивают на отдельный лист бумаги, который прилагается к экземпляру акта для бессрочного хранения в учреждении. Акт о списании бланков строгой отчетности подписывают члены комиссии. Его утверждает руководитель учреждения на основании ведомости расхождений по результатам инвентаризации. Это будет основанием для составления бухгалтерской записи по кредиту счета 03 «Бланки строгой отчетности».

Как отразить в учете покупку документов

Расходы, связанные с приобретением дипломов, аттестатов, свидетельств, отражают по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» бюджетной классификации (указания, утвержденные приказом Минфина России от 24 августа 2007 г. № 74н). К бланкам строгой отчетности их причисляют в соответствии с пунктом 236 Инструкции № 25н.

Пример

Институт приобрел 1000 дипломов на сумму 50 000 руб. Кроме того, учреждение получило 500 дипломов (на сумму 20 000 руб.) при централизованном снабжении. В учете записано:

* Бланки строгой отчетности учитывают в условной оценке один рубль за один бланк на забалансовом счете 03 «Бланки строгой отчетности».