2703
16 февраля 2009

Охрана в учреждении

Сайт журнала «Учет в учреждении»

Электронный журнал «Учет в учреждении»

Какими нормативными актами регулируется охранная деятельность

Охрана в учреждении. В настоящее время деятельность охранных структур в Российской Федерации, не входящих в систему МВД России, регламентируется в основном Законом РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным законом от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране».

Кроме того, существует специальный Федеральный закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране», регулирующий деятельность такого органа исполнительной власти, как ФСО России (Федеральная служба охраны). Закон о госохране регламентирует основные вопросы обеспечения безопасности лиц (например, Президента РФ) и , подлежащих государственной охране*.

* Виды охраняемых государством объектов приведены в рубрике «Для справки».

Организовать охрану в учреждении можно по-разному

В зависимости от вида учреждения, сферы его деятельности, а также наличия объектов и имущества, требующих повышенной безопасности, варианты организации охраны могут быть различны.

Когда возможна госохрана

Несомненно, многие госучреждения в той или иной степени попадают в сферу действия закона о госохране. Однако в отношении основного большинства бюджетных учреждений (учреждения культуры, образовательные, медицинские и т. д.) механизмы безопасности, предусмотренные законом о госохране, не распространяются.

Также следует помнить, что в настоящее время действует Перечень объектов, подлежащих государственной охране (приложение № 1 к постановлению Правительства РФ от 14 августа 1992 г. № 587). Отметим, что поскольку данный Перечень принимался значительно раньше закона о госохране (имеющего более ограниченную сферу применения), то они в определенной степени «не стыкуются» друг с другом. Дело в том, что Перечень включает в себя, в частности, такие бюджетные учреждения, как музеи, библиотеки, архивы, историко-культурные и природные заповедники, архитектурно-мемориальные комплексы государственного и республиканского значения. На практике охрану таких учреждений осуществляют подразделения вневедомственной охраны МВД России.

Ведомственная охрана

Следует отметить, что значительно более широкую сферу применения имеет уже названный выше закон о ведомственной охране.

В настоящее время действует постановление Правительства РФ от 12 июля 2000 г. № 514 «Об организации ведомственной охраны», определяющее перечень федеральных органов исполнительной власти, имеющих право создавать ведомственную охрану. Он закрытый и включает в себя, в частности, Минобороны России, Минфин России и т. д.

Соответственно создаваемые подразделения ведомственной охраны могут обеспечивать безопасность тех учреждений, которые находятся в ведении соответствующих органов власти. Но в данном случае руководители конкретных учреждений не могут определять структуру и численность ведомственной охраны. Данный вопрос является прерогативой вышестоящего органа исполнительной власти.

Самостоятельное обеспечение безопасности

Для значительного большинства учреждений, не подпадающих ни под действие закона о госохране, ни закона о ведомственной охране, ни вошедших в правительственный перечень объектов, подлежащих госохране, вопросы охраны приходится решать самостоятельно. И в данном случае возможны следующие варианты:
– привлечение на конкурсной основе структуры, оказывающей услуги по охране (на практике в большинстве случаев такой структурой оказывается опять-таки вневедомственная охрана МВД России);
– создание собственной структуры, на которую возлагаются охранные полномочия.

Сразу оговоримся, что охранная деятельность в нашей стране достаточно жестко регламентируется. Оказание услуг по охране негосударственными структурами (частными охранными предприятиями) подчиняется правилам, установленным Законом № 2487-1. В целях охраны данным актом разрешено предоставление *.

* Виды услуг, оказываемые негосударственными (частными) структурами, приведены в рубрике «Для справки».

Что необходимо помнить

Охрана в учреждении. Учреждению при принятии решения об организации охраны важно помнить следующее. Оказание охранных услуг допускается только специально создаваемыми для этих целей предприятиями, которые обязаны иметь соответствующую лицензию, выданную органами внутренних дел. Данные предприятия имеют в своем штате частных охранников, прошедших специальную подготовку. Частный охранник, который работает на основании трудового договора, обязан иметь специальное удостоверение. Его выдают органы внутренних дел (обязательность лицензирования существует только в отношении частных охранных предприятий).

Особенностью правового статуса частного охранника является то, что в рамках Закона № 2487-1 он наделен правом ношения и применения оружия и специальных средств (резиновые палки, электрошокеры и т. п.). Однако порядок применения оружия и специальных средств также достаточно жестко регламентирован законодателем.

Закон № 2487-1 допускает возможность создания охранно-сыскных подразделений юрлиц. Статьей 14 Закона № 2487-1 предусмотрено, что они независимо от организационно-правовых форм на территории России вправе учреждать обособленные подразделения для охранно-сыскной деятельности в интересах собственной безопасности учредителя с правом открытия текущих и расчетных счетов (далее – службы безопасности). Руководители и персонал служб безопасности обязаны руководствоваться требованиями Закона № 2487-1 и действовать на основании своих уставов, согласованных с правоохранительными органами по месту своего учреждения.

Службе безопасности запрещается оказывать услуги, не связанные с обеспечением безопасности своего юрлица-учредителя.

Сложностей можно избежать

Для основного большинства бюджетных учреждений нет необходимости в создании своих собственных охранных структур. Как правило, их потребности ограничиваются:
– необходимостью обеспечения контроля доступа в помещения и на территорию учреждения (например, детский сад, школа);
– обеспечением порядка среди посетителей учреждения;
– надзором за сохранностью имущества учреждения (особенно в ночное время).

В этой связи возникает вопрос: может ли учреждение решать эти задачи самостоятельно?

Помните об ограничениях. Дело в том, что включение в штатное расписание учреждения должности охранника вступает в определенное противоречие с Законом № 2487-1. И хотя существуют различные терминологические споры, что такой охранник не является частным по буквальному толкованию Закона № 2487-1, по мнению автора, данные споры не имеют принципиального значения.

На практике многие учреждения именуют подобные должности, как «администратор», «контролер», «менеджер по режиму», «вахтер», наконец, «сторож». Однако следует отметить, что подобная уловка может сработать не всегда. Как бы не называлась должность, она определяется содержанием возлагаемых на работника трудовых функций. Если предполагается возложить на работника выполнение охранных функций, то необходимо иметь в виду, что в силу Закона № 2487-1 такие «администраторы» и «менеджеры» не имеют права ношения и применения оружия и специальных средств.

Соответственно в том случае, если учреждение заинтересовано в наличии у своих охранников подобных атрибутов силы, оно должно либо привлекать охрану «со стороны» (вневедомственная охрана МВД или частное охранное предприятие), либо создавать свою службу безопасности.

Составьте должностную инструкцию грамотно. Во многих случаях для учреждения (в зависимости от специфики его деятельности) будет разумнее ограничиться созданием должностей «администратор» (например, для работы в дневное время) и (или) «сторож» (в том случае, если учреждение по каким-то причинам не имеет возможности использовать средства охранной сигнализации). А закреплять за этими работниками только такие функции, как:
– регистрация посетителей:
– информирование посетителей о правилах внутреннего распорядка учреждения, режиме его работы;
– контроль за выдачей ключей от помещений;
– осмотр помещений и территории перед началом рабочего дня и по его окончании, наблюдение за исправностью функционирования коммунальных систем (в том числе в нерабочее время) с немедленным уведомлением обслуживающих организаций в случае выявления неисправностей (протечки труб и т. п.);
– вызов правоохранительных органов в случае противоправных посягательств, выявления посторонних лиц, подозрительных предметов и т. п.

Указанные функции должны быть отражены в должностной инструкции работника либо непосредственно в трудовом договоре с ним.