5281
13 мая 2004

Быть или не быть выездной проверке – решит компьютер

Быть или не быть выездной проверке – решит компьютер

По результатам выездной проверки налоговые инспекторы обычно штрафуют предприятия. Но в отдельных случаях они могут добиться и возбуждения уголовного дела против главного бухгалтера. Об этом мы поговорили с нашим гостем - действительным государственным советником налоговой службы РФ III ранга, руководителем департамента организации налогового контроля МНС России - Виктором САШИЧЕВЫМ.

– Как налоговый инспектор выбирает предприятие, на котором нужно провести выездную проверку?
– Основанием для включения налогоплательщика в планы проведения выездных проверок являются: несоответствие в данных налоговой и бухгалтерской отчетности, несоответствие показателей потребления налогоплательщиком электро- и теплоэнергии, сырья и иных материальных ресурсов с объемами выпущенной продукции или произведенных работ, резкие колебания размера налоговых платежей в различные налоговые периоды при примерно одинаковом объеме оборота и т. д.

– Учитывается ли информация, полученная от правоохранительных или других контролирующих органов?
– Да, обязательно. Кроме того, налоговые органы обязаны организовывать выездные проверки в организациях, подлежащих ликвидации.

– Получается, что, когда все в порядке, проверка предприятию не грозит?
– Если предприятие не проверялось достаточно долго (5–6 лет), это тоже может служить основанием для назначения выездной проверки.

– Как много проверок в настоящее время заканчиваются безрезультатно?
– В 2002 году без доначислений завершилось 43 процента выездных проверок. Их число из года в год постепенно снижается. Например, в 2001 году число таких проверок составляло 47 процентов. Мы надеемся на новое программное обеспечение, которое повысит результативность проверок, автоматизировав отбор налогоплательщиков.

– Насколько я знаю, во многих налоговых инспекциях уже пользуются программами автоматизированных проверок...
– Действительно, используемые программно-информационные комплексы позволяют проводить не только автоматизированную камеральную проверку и камеральный анализ, но и по их результатам – отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок. Но у них есть определенные недостатки.

– Расскажите подробнее...
– Во-первых, это отсутствие единого программного обеспечения. Во-вторых, действующее программное обеспечение предполагает полную автоматизацию только процедуры самой камеральной проверки, а отбор налогоплательщиков для выездных проверок осуществляется в запросном режиме, то есть критерии отбора вводятся налоговыми инспекторами самостоятельно, что ставит на первое место при отборе роль субъективного фактора. И наконец, программы разработаны без учета отраслевой специфики налогоплательщиков. Поэтому по заданию МНС России разрабатывается принципиально новая программа, которая сможет не только полностью автоматизировать процедуру отбора налогоплательщиков для выездных проверок, но и осуществлять оценку сумм потенциальных доначислений.

– Иначе говоря, отдельно взятый инспектор не сможет самостоятельно выбирать, куда ему отправиться с проверкой?
– Именно так. Программа автоматически выдаст перечень объектов, рекомендуемых для проведения выездной проверки, – то есть те предприятия, у которых налоговые нарушения представляются наиболее вероятными.

– Когда программное обеспечение появится в налоговых инспекциях?
– Мы планируем завершить разработку программы к концу 2003 года и с начала 2004 года приступить к ее опытной эксплуатации и внедрению. Кроме того, мы планируем создать автоматизированную систему сопровождения выездных проверок.

– Чего вы ждете от этой программы?
– Она должна будет подсказать инспектору, в каких сферах финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика наиболее вероятны правонарушения, какие документы он должен запросить дополнительно, какие реквизиты проанализировать. Если будет установлено, что бухгалтерский учет ведется с нарушениями, то программа должна определить размер налоговых обязательств, применив косвенные методы. Но здесь мы находимся в самом начале пути – сейчас готовится техническое задание на проведение научно-исследовательской работы.

– Могут ли налоговики по результатам проверки привлечь главного бухгалтера к уголовной ответственности?
– Если речь идет об особо крупных размерах (начиная с 1000 МРОТ), то материалы передаются в ФСНП России и полицейские решают, достаточно ли оснований для возбуждения уголовного дела.

– Но ведь с 1 июля налоговая полиция перестанет существовать?
– Согласно Указу Президента РФ от 11 марта сего года № 306, ее функции передаются в Федеральную службу по экономическим и налоговым преступлениям МВД России. В ближайшее время МНС России подпишет соглашение о сотрудничестве с МВД России, а также разработает необходимую нормативную и методологическую базу, регламентирующую ключевые вопросы этого взаимодействия.

– Ваш департамент помимо прочего контролирует правомерность возмещения НДС экспортерам. Как вы считаете, нужно ли упрощать процедуру возмещения НДС?
– Я считаю, что пакет документов, который представляют сейчас экспортеры для получения возмещения налога на добавленную стоимость, является минимальным для эффективной организации мероприятий налогового контроля. Если его уменьшить, то возможности бороться с мошенническими схемами возмещения НДС сократятся. Ведь только в 2002 году из бюджета было возмещено 240 миллиардов рублей – на 12 процентов больше, чем в 2001-м.

– Может быть, это говорит о том, что налоговые инспекторы стали либеральнее?
– Скорее, что растет число тех, кто хочет «заработать» за счет бюджета. В 2002 году налоговиками совместно с налоговыми полицейскими и таможенниками проведено свыше 7,5 тысячи проверок организаций-экспортеров, предъявивших значительные суммы «входного» НДС к возмещению (зачету) из бюджета. По результатам данных проверок дополнительно начислено платежей в сумме 12,9 миллиарда рублей.

– Часто ли экспортеры, которым почему-либо было отказано в возмещении НДС, обращаются в арбитражные суды и выигрывают?
– Случается и такое. За прошлый год в судебном порядке отменены решения налоговых органов об отказе в выплате НДС на 13 миллиардов рублей.

Беседу вела Лариса ГОРБУНОВА.
Фото Натальи Колесниковой.