132
16 июня 2010

Бюджетная реформа: нововведения

Сайт журнала «Учет в учреждении»

Электронный журнал «Учет в учреждении»

Введен новый тип учреждений

Закон внес изменения в нормы Гражданского кодекса РФ, определяющие правовой статус государственных и муниципальных учреждений.

Если ранее они могли быть либо бюджетными, либо автономными, то теперь введен новый тип учреждений – казенное.

Данные типы бюджетных учреждений (государственное, муниципальное и казенное) зафиксированы и в статье 9.1 закона о некоммерческих организациях.

Более подробно статус казенных учреждений регламентирует новая редакция статьи 161 Бюджетного кодекса РФ. Выделим наиболее важные особенности:
1) казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти, органа управления государственным внебюджетным фондом, местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств;
2) финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета и на основании бюджетной сметы. При этом учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета;
3) такое учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если право на это предусмотрено в его учредительном документе. Причем полученные от этого доходы поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы;
4) оно не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги;
5) учреждению не предоставляются субсидии и бюджетные кредиты.

При этом закон ограничивает сферы деятельности и соответственно количество казенных учреждений. Согласно статье 31 закона, будут созданы федеральные казенные учреждения. К их числу относятся, в частности, воинские части Вооруженных Сил РФ, военные комиссариаты, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, учреждения МВД России, ФМС России, ФСБ России, иных федеральных органов исполнительной власти.

Статус бюджетных учреждений

Сейчас пунктом 2 статьи 120 Гражданского кодекса РФ установлено, что бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. С 1 января 2011 года финансирование со стороны собственника устанавливается только по отношению к частному учреждению. Вместе с тем сохранено указание на то, что порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

Закон о некоммерческих организациях дополнен новой статьей, специально посвященной регламентации статуса бюджетных учреждений (ст. 9.2). Можно отметить следующие принципиальные положения данной статьи:

1) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством полномочий органов государственной власти или местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах;

2) бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом;

3) государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения формирует и утверждает соответствующий орган, реализующий функции и полномочия учредителя. При этом особо оговорено, что бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания;

4) бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Также бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах;

5) финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета;

6) порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются в отношении:
– федеральных бюджетных учреждений – Правительством РФ;
– бюджетных учреждений субъекта РФ – высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ;
– муниципальных бюджетных учреждений – местной администрацией;

7) бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования);

8) бюджетные учреждения не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами.

Распоряжение имуществом

Сейчас статья 298 Гражданского кодекса РФ предусматривает следующее:

1) бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным учреждением за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества;

2) автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет его средств. А вот иным имуществом, закрепленным за автономным учреждением, оно вправе распоряжаться самостоятельно. Конечно, если иное не установлено законом;

3) если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право вести приносящую доходы деятельность, доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих средств имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения. Они учитываются на отдельном балансе.

Новая редакция статьи 298 Гражданского кодекса РФ (вступает в силу с 1 января 2011 года) значительно подробнее регламентирует вопросы отчуждения имущества учреждений.

Оперативное управление: изменения

Пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса РФ установлено, что казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника имущества и его назначением. В новой редакции данного пункта предусмотрено, что казенное предприятие и учреждение владеют и пользуются имуществом в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия его собственника.

Отметим, что не изменены ограничения, установленные в отношении автономных учреждений. Они не вправе без согласия собственника распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества. Остальным закрепленным имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Вместе с тем в Гражданский кодекс РФ включено положение о том, что автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что такая деятельность указана в учредительных документах учреждения. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.

Что же касается бюджетного учреждения, то в соответствии с новой редакцией пункта 3 статьи 298 Гражданского кодекса РФ оно не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.

Что считать особо ценным имуществом, определяет закон о некоммерческих организациях. Это движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет затруднено. Порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества устанавливается Правительством РФ.

Остальным имуществом, находящимся у бюджетного учреждения на праве оперативного управления, оно может распоряжаться самостоятельно.

Также установлено, что такое учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что подобная деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

По сути, можно говорить о том, что законодатель сделал единым подход к регламентации процедуры распоряжения имуществом автономных и бюджетных учреждений. Что же касается казенных учреждений, они не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия его собственника.

Казенное учреждение может вести приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.

Ответственность учреждений

Пунктом 2 статьи 120 Гражданского кодекса РФ установлено, что бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. Если их недостаточно, субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник его имущества. С нового года данное правило применимо не к бюджетным, а лишь к казенным учреждениям.

Что же касается бюджетных учреждений, они отвечают по своим обязательствам всем находящимся у них на праве оперативного управления имуществом – как закрепленным за ними собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от предпринимательской деятельности (кроме особо ценного движимого имущества, а также недвижимого имущества).

При этом собственник имущества бюджетного учреждения не будет нести ответственность по его обязательствам. Это нововведение!

Изменения налогообложения учреждений

Важные изменения внесены законом и в налоговое законодательство.

Так, в доходы бюджетных и автономных учреждений не будут включаться предоставленные им субсидии. В свою очередь казенные учреждения не будут учитывать для целей налога на прибыль выделенные им бюджетные ассигнования.

Также казенные, бюджетные и автономные учреждения не смогут перейти на уплату единого сельхозналога и применять «упрощенку».

Подобное нововведение можно рассматривать как ограничение прав автономных учреждений, поскольку ранее они могли использовать данные специальные налоговые режимы.

Кроме того, автономные учреждения подобно бюджетным смогут уплачивать только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль (п. 3 ст. 286 Налогового кодекса РФ).

С 1 января 2011 года утрачивает силу статья 321.1 Налогового кодекса РФ, определяющая особенности налогового учета бюджетными учреждениями.

Реализация закона

Предполагается, что наибольшее количество действий, связанных с изменением правового статуса бюджетных учреждений, придется на 2011 год. В частности, закон предусматривает обязанность органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления до 1 декабря 2011 года обеспечить внесение изменений в уставы подведомственных бюджетных учреждений.