1386
27 июня 2005

Покупатель часть товара оплатил наличными

Если покупатель расплачивается частично через банк, а частично - наличными, проблемы возникают и у оптовика, и у самого покупателя.

Дело в том, что в такой ситуации наличные расчеты подпадают под ЕВНД - это следует из недавно обнародованных разъяснений Минфина России. Появление "вмененки", в свою очередь, невыгодно тем покупателям, которые платят НДС и рассчитывают на вычет "входного" налога по приобретенным товарам.

Продавец же в подобных случаях сталкивается с весьма сложным документооборотом.

Поэтому посоветуем сразу: чтобы избежать проблем, лучше прописать в договоре порядок расчетов, например, только через банк.

Ну а тем бухгалтерам, которые уже оказались перед фактом смешанных расчетов, поможет наш материал.

Раз есть наличные расчеты, значит - ЕНВД

Итак, оптовый покупатель перечислил на расчетный счет продавца лишь часть суммы, а остальное внес в кассу при получении товара. Выставляя документы клиенту по такой покупке, необходимо учесть следующее.

Доходы, полученные безналичным путем, облагаются общими налогами (или же единым налогом, если фирма перешла на "упрощенку"). А наличные, полученные за товары, подпадают под ЕНВД. Это следует из определения розничной торговли, которое дано в статье 346.27 Налогового кодекса РФ. Этой точки зрения придерживается и Минфин России - в письмах от 18 марта 2005 г. № 03-06-05-04/68 и от 20 мая 2005 г. № 03-06-05-04/137.

Причем даже в том случае, если речь идет о смешанной форме оплаты товаров, наличные доходы подпадают под "вмененный" налог. Те фирмы, которые продают товары со склада, должны рассчитывать этот налог исходя из торгового места. К такому выводу пришел Минфин России в письме от 3 марта 2005 г. № 03-06-05-04/49. Чиновники совершенно справедливо полагают, что оптовый склад под понятие магазина, павильона или киоска никак не подпадает. А потому при расчете ЕНВД отгрузка товаров со склада относится к нестационарной торговле, с которой налог платится с физического показателя "торговое место".

Правда, сейчас готовятся поправки в Налоговый кодекс РФ, которые должны исключить ЕНВД при частичных расчетах наличными. Но в Минфине России считают, что раньше следующего года ожидать изменений не стоит.

Как же в этом случае оформить документы на проданный товар?

Если фирма платит общие налоги, то счет-фактуру надо выписать только на ту часть выручки, которая была получена на расчетный счет фирмы. В нем указывается соответствующая сумма НДС. На сумму, полученную наличными, счет-фактура не выписывается вообще.

Что касается накладных или актов приемки-передачи, то тут возможно два варианта. Первый - выписать одну накладную (или акт приемки-передачи) на всю сумму выручки. Однако тогда из этого документа не будет понятен расчет НДС. Второй вариант - выписать две накладные. Одну - на ту часть партии товаров, которая оплачена через банк, а другую - на товары, проданные за наличные. Аналогично можно разбить акты приемки-передачи товара.

ПРИМЕР 1

ООО "Октава" торгует оптом продуктами питания. В июне 2005 года был заключен договор с ЗАО "Факел" на продажу 40 коробок конфет общей стоимостью 100 000 руб. (в том числе НДС - 15 254,24 руб.). Покупатель внес половину стоимости на расчетный счет ООО "Октава" в качестве предоплаты - 42 372,88 руб. и НДС - 7627,12 руб. Остальная сумма - 42 372,88 руб. (100 000 - 42 372,88 - 15 254,24), без НДС, была внесена в кассу уже при отгрузке, которая произошла 6 июня 2005 года. Как бухгалтер оформил счет-фактуру.

Накладная была разбита на две: первая для операций, облагаемых НДС, а вторая - для ЕНВД. Количество коробок было разделено пропорционально оплате через банк и наличными деньгами. На каждую накладную пришлось по 20 коробок

(40 кор.: ((42 372,88 руб. + 42 372,88 руб.) : 42 372,88 руб.)) по цене 2118,65 руб. каждая.

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ

А. В. СОРОКИН,
начальник отдела имущественных и прочих налогов Минфина России

- Если фирма продала товар и получила за него наличные деньги, ей придется заплатить ЕНВД. Это следует из статьи 346.27 Налогового кодекса РФ. И здесь не важно, что часть товара оплачена через банк. Ведь пока в кодексе не прописано, что при смешанной форме оплаты товара "вмененного" налога не будет.

Более того, под "вмененку" продавец попадет, даже если в кассу получены деньги всего один раз в квартале. Ведь тогда будет считаться, что фирма начала вести спецрежимную деятельность, а потому должна платить ЕНВД.

Однако в будущем году при смешанной форме оплаты платить ЕНВД, возможно, не придется. Для этого готовятся соответствующие поправки в Налоговый кодекс РФ. Однако вступят изменения в силу скорее всего не раньше 1 января 2006 года.

Если покупатель расплатился иначе, чем собирался

Предположим, что между сторонами была договоренность о том, что товар будет полностью оплачен через банк. Покупатель перечислил часть стоимости на расчетный счет в качестве аванса. Товар был отгружен, тогда же выставлены документы. Однако затем оставшуюся часть денег покупатель внес наличными.

Конечно, кассир может не разбираться в налоговых тонкостях и принять оплату наличными вместе с указанным в документах НДС. Но ведь, как мы уже сказали, продажа за наличный расчет подпадает под ЕНВД и соответственно НДС не облагается (п. 4 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ). Поэтому получается, что была получена лишняя сумма НДС. По договоренности между продавцом и покупателем возможны следующие варианты действий.

Первый вариант - вернуть покупателю лишний НДС.

В этом случае необходимо провести перерасчет с покупателем. Это значит, что нужно вернуть покупателю сумму НДС, приходящуюся на наличную оплату. А потому нужно внести исправления в документы и учет.

В тех же письмах № 03-06-05-04/68 и № 03-06-05-04/137 чиновники Минфина России напоминают, что поправить нужно не только свой экземпляр счета-фактуры, но и не забыть про покупателя. Порядок исправления счетов-фактур прописан в пункте 29 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914. Там сказано, что исправления, внесенные в счета-фактуры, должны быть заверены подписью руководителя и печатью фирмы-продавца. Также нужно указать дату, когда были внесены исправления. При этом замену неверных счетов-фактур на новые законодательство не предусматривает.

Отметим, что исправления в счетах-фактурах не повлияют на право принять к вычету "входной" НДС. В подтверждение тому можно привести постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16 февраля 2005 г. по делу № Ф04-380/2005 (8373-А75-34). А вот перевыставленные счета-фактуры судьи принимают не всегда (см. постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22 февраля 2005 г. по делу № А19-9304/04-50-Ф02-454/05-С1).

Что же касается остальных документов, например накладных или актов, то для них порядок внесения исправлений предусмотрен в пункте 5 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Так, под внесенными исправлениями должны подписаться и поставить дату те же лица, что подписали документ при его составлении. Ставить печать не требуется.

Фирмам, у которых установлен способ уплаты НДС "по отгрузке", придется поправить еще и книгу продаж. Специального порядка внесения исправлений в книгу не предусмотрено, поэтому неверную запись можно поправить так: неверные цифры зачеркнуть, указать новые суммы и причину исправления, поставить печать и подпись бухгалтера, который внес поправки. Кроме того, нужно сделать исправительные проводки и в бух-учете.

Отметим также, что если на момент окончательного расчета за товар декларация уже была сдана, нужно еще и подать "уточненку". В первую очередь это касается тех фирм, которые платят НДС "по отгрузке". Однако не исключен вариант, что исправлять декларацию по НДС придется и тем фирмам, которые считают этот налог "по оплате". Например, если выручка в момент полной оплаты была учтена вместе с НДС в полном размере, а в следующем налоговом периоде фирма решила вернуть НДС и сделать перерасчет.

В уточненной декларации налог, подлежащий уплате в бюджет, следует уменьшить на сумму возвращенного НДС. Зачесть же переплату можно в следующем периоде. Для этого нужно написать заявление в налоговую инспекцию с такой просьбой (п. 4 ст. 78 Налогового кодекса РФ).

ПРИМЕР 2

ООО "Альтаир" торгует бытовой техникой оптом и исчисляет НДС ежемесячно "по отгрузке". В апреле 2005 года был заключен договор купли-продажи с ЗАО "Альфа М" общей стоимостью 118 000 руб. (в том числе НДС - 18 000 руб.). В качестве предоплаты 3 мая 2005 года на расчетный счет ООО "Альтаир" поступило 59 000 руб.

11 мая техника была передана ЗАО "Альфа М" и выставлена отгрузочная документация: накладная № 55 и счет-фактура № 55. В документах была указана сумма НДС - 18 000 руб. Именно эта сумма была учтена при составлении декларации за май.

24 июня представитель ЗАО "Альфа М" внес в кассу продавца остающуюся половину суммы - 59 000 руб. (118 000 - 59 000). Бухгалтер ООО "Альтаир" последовал рекомендации Минфина России и сделал перерасчет.

Сумма НДС, подлежащая возврату ЗАО "Альфа М", составила 9000 руб. (59 000 руб. x18% : 118%). А НДС, который нужно предъявить покупателю, а затем начислить в бюджет, также равен 9000 руб. (18 000 - 9000). Сумма "лишнего" НДС была возвращена покупателю 27 июня. В этот же день в налоговую инспекцию была представлена уточненная декларация по НДС за май 2005 года. Вместе с "уточненкой" в налоговую инспекцию фирма направила заявление с просьбой зачесть излишне уплаченную сумму НДС в размере 9000 руб. в счет будущих платежей за июнь 2005 года.

Кроме того, бухгалтер сделал следующие исправления. Из счета-фактуры были исключены суммы, относящиеся к деятельности на "вмененке". Те же поправки бухгалтер ООО "Альтаир" внес в экземпляр покупателя.

В книгу продаж были внесены соответствующие исправления в том месяце, когда был отражен счет-фактура, то есть в мае. В качестве причины исправления бухгалтер указал: "Исключена реализация, относящаяся к ЕНВД". Бухгалтер поставил свою подпись и печать ООО "Альтаир".

Товарную накладную бухгалтер разделил на две - одна для операций, облагаемых общими налогами, а другая - для "вмененки". Вторые экземпляры этих накладных были выданы покупателю.

В бухучете были сделаны следующие проводки.

3 мая 2005 года:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62 субсчет "Авансы полученные"
- 59 000 руб. - получена предоплата;

ДЕБЕТ 76 субсчет "НДС, полученный с авансов" КРЕДИТ 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- 9000 руб. - начислен в бюджет НДС с полученного аванса.

11 мая:

ДЕБЕТ 62 субсчет "Расчеты по отгруженным товарам" КРЕДИТ 90 субсчет "Выручка"
- 118 000 руб. - отражена выручка от продажи техники;

ДЕБЕТ 90 субсчет "Налог на добавленную стоимость" КРЕДИТ 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- 18 000 руб. - начислен в бюджет НДС с выручки;

ДЕБЕТ 62 субсчет "Авансы полученные" КРЕДИТ 62 субсчет "Расчеты по отгруженным товарам"
- 59 000 руб. - зачтена ранее полученная предоплата;

ДЕБЕТ 68 субсчет "Расчеты по НДС" КРЕДИТ 76 субсчет "НДС, полученный с авансов"
- 9000 руб. - зачтен НДС с полученного аванса.

24 июня:

ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 62 субсчет "Расчеты по отгруженным товарам"
- 59 000 руб. - получена доплата в кассу продавца;

ДЕБЕТ 90 субсчет "Налог на добавленную стоимость" КРЕДИТ 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- 9000 руб. - сторнирован излишне начисленный НДС.

27 июня:

ДЕБЕТ 62 субсчет "Расчеты по отгруженным товарам" КРЕДИТ 51
- 9000 руб. - возвращена покупателю сумма НДС.

Второй вариант - не возвращать излишне полученную сумму НДС. Если при этом продавец не внесет изменения в счета-фактуры и другие документы, то ему этот НДС все равно придется заплатить в бюджет. На этом настаивает пункт 5 статьи 173 Налогового кодекса РФ.

Получается, что покупатель формально может принять всю сумму НДС к вычету. Однако при проверке могут возникнуть проблемы. Ведь налоговики придерживаются мнения, что НДС, выставленный "спецрежимщиком", к вычету принять нельзя, даже если он оплачен. Эти требования можно оспорить, однако скорее всего делать это покупателю придется в суде. Поэтому такой сценарий не выгоден ни продавцу, ни покупателю.

Если же продавец не вернет излишне полученный НДС, но при этом исправит все документы, то получится следующее. Если счет-фактура будет исправлен, то у продавца сумма НДС в бюджет будет уменьшена.

Но у покупателя, соответственно, налог к вычету будет меньше, чем предполагалось изначально. А стоимость товара, относимая на расходы, - больше.

Естественно, что такой вариант действий возможен только по взаимному соглашению сторон.