173
31 января 2012

Штраф за недостоверную рекламу

Сайт журнала «Учет в образовании»

Электронный журнал «Учет в образовании»

Суть спора

Как следует из материалов дела, в газете «Петрозаводские городские страницы» была размещена рекламная статья ООО «Автошкола МВД». В ней, в том числе, было указано на то, что данная организация занимает лидирующее положение среди петрозаводских заведений по подготовке водителей.

В свою очередь, другая образовательная организация (ООО «Автошкола Престиж-плюс») направила в УФАС по Республике Карелия обращение с просьбой проверить эту информацию на соответствие требованиям рекламного законодательства.

И действительно, Управление установило, что реклама содержит не соответствующую действительности информацию: о преимуществе общества (как объекта рекламирования) перед другими петрозаводскими заведениями по подготовке водителей; о характеристике (указание на лидирующее положение) объекта рекламирования.

Выводы были сделаны на основании информации, указанной в актах проверки учебно-материальной базы ООО «Автошкола МВД» и ООО «Автошкола Престиж-плюс». Согласно этим данным, по трем основным позициям проверки – соответствие учебных транспортных средств, наличие кадров и соответствие учебных маршрутов – ООО «Автошкола МВД» уступает ООО «Автошкола Престиж-плюс».

Поэтому Управление признало ненадлежащей рекламу общества «Автошкола МВД» в части утверждения о «лидирующем положении среди петрозаводских заведений по подготовке водителей», размещенную в газете, как нарушившую требования статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон № 38-ФЗ). Поэтому в отношении нарушителя было вынесено постановление о привлечении его к ответственности по статье 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Нарушение рекламодателем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от 4000 до 20 000 руб., на юридических лиц – от 100 000 до 500 000 руб. (ч. 1 ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Полагая, что решение Управления не соответствует закону, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Решение суда

Однако арбитры не поддержали общество. И вот почему.

В соответствии со статьей 33 Закона № 38-ФЗ антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства о рекламе, в том числе: предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства о рекламе; возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства о рекламе.

Статьей 5 Закона № 38-ФЗ установлено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона № 38-ФЗ недостоверной признается реклама, в частности, содержащая не соответствующие действительности сведения:

В качестве доказательства своего лидирующего положения на рынке образовательных услуг по обучению вождению общество (ООО «Автошкола МВД») представило сведения об итогах сдачи экзаменов ее учениками. А также распечатку с сайта ГИБДД «Перечень образовательных учреждений и организаций (за 12 месяцев 2010 года), подготовивших водителей, совершивших ДТП, в которых погибли или пострадали люди, и на момент совершения ДТП имевших стаж управления транспортным средством менее двух лет».

Однако суд указал, что данные сведения не могут служить доказательством того, что общество занимает лидирующее положение по качеству образовательного процесса, ведь они не содержат информации об аналогичных показателях других учебных заведений.

Поскольку в действующем законодательстве понятие «качество образовательного процесса» не закреплено, УФАС исследовало материально-техническую оснащенность автошколы, наличие помещений и транспортных средств, используемых для обучения вождению, уровень подготовки и квалификацию преподавателей, общее количество учеников и количество учеников, сдавших экзамены, способ организации учебного процесса в ООО «Автошкола МВД» и в ООО «Автошкола Престиж-плюс».

Оказалось, что ООО «Автошкола Престиж-плюс» имеет больше учебных транспортных средств, учебных маршрутов и квалифицированных кадров. Кроме того, оно имеет лицензию на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, перечень образовательных программ, а также на праве собственности земельный участок и помещения автошколы, в которых проходят занятия.

Документов, подтверждающих лидирующее положение ООО «Автошкола МВД» над другими автошколами по каким-либо показателям, общество не представило.

Довод общества о том, что фраза «"Автошкола МВД" по праву занимает лидирующее положение среди петрозаводских заведений по подготовке водителей» написана по инициативе редакции, не принят судом. Ведь по условиям договора с газетой все публикуемые в ней материалы согласуются с заказчиком.

Таким образом, суд решил, что общество нарушило действующие нормы законодательства о рекламе. Поэтому взыскание с него штрафа правомерно.

Важно запомнить

Нарушение рекламодателем законодательства о рекламе влечет наложение штрафа на должностных лиц – в размере от 4000 до 20 000 руб., на юридических лиц – от 100 000 до 500 000 руб. Вот какой грозит штраф за недостоверную рекламу.