78
1 октября 2008

Записываемся в «упрощенцы»

Упрощенная система является добровольной, иными словами, любой налогоплательщик при определенных условиях вправе ее применять. Рассмотрим, чему нужно соответствовать и какие предпринять шаги, чтобы воспользоваться этой возможностью.

Ограничения

Записываемся в «упрощенцы». Подробно разберем, на что обратить внимание организациям и индивидуальным предпринимателям, которые хотят применять упрощенную систему. Требования указаны в статье 346.12 НК РФ.

Доходы

Переход на упрощенную систему обязывает соблюдать лимит на доходы (п. 2 ст. 346.12 НК РФ). Правда, только организации, индивидуальных предпринимателей он не касается.

Работать на упрощенной системе со следующего года вправе та организация, доходы которой за девять месяцев текущего не превышают 15 млн. руб., умноженных на коэффициент-дефлятор. На 2008 год он установлен в размере 1,34 (приказ Минэкономразвития России от 22.10.2007 № 357). Таким образом, организации смогут перейти на «упрощенку» в 2009 году, если их доходы за девять месяцев 2008 года не более 20,1 млн. руб. (15 млн. руб.#1,34).

Это подтверждает Минфин (см., например, письмо от 31.01.2008 № 03-11-04/2/22)

Какие доходы отслеживать? Определяемые по статье 248 НК РФ, то есть от реализации и внереализационные. Таким образом, доходы, не облагаемые налогом на прибыль, в расчет не принимаются. (Про совмещение общего режима и уплаты ЕНВД поговорим позже.)

В пункте 2 статьи 346.12 НК РФ внятно указано, что берется сумма по итогам девяти месяцев. Тем не менее у организаций, которые зарегистрированы в год, предшествующий году перехода, может возникнуть резонный вопрос. Допустим, в январе и феврале доходов не поступало. Не нужно ли корректировать лимит? Время, которое должна проработать организация на общем режиме, в Налоговом кодексе не уточняется, поэтому за девять месяцев рассматривают фактические доходы и сравнивают с одной и той же величиной (то есть 15 млн. руб., умноженные на коэффициент-дефлятор).

Причины, не позволяющие перейти на упрощенную систему

Обстоятельства, препятствующие применению упрощенной системы, указаны в пункте 3 статьи 346.12 НК РФ.

Наличие филиалов и представительств (подп. 1). Согласно статье 55 ГК РФ обе структуры являются обособленными подразделениями юридического лица, расположенными на отдельной территории. Сведения о них вносят в учредительные документы. Представительство выступает в интересах головной организации и их защищает, филиал исполняет все или часть ее функций, в том числе представительские.

ООО «Зенит» ведет розничную торговлю, применяя общий налоговый режим. Вправе ли общество перейти на УСН с 2009 года, если у него два торговых павильона в другом регионе? В павильонах только продают товары, в учредительных документах они не зарегистрированы.

Павильоны не указаны в учредительных документах и не играют роль филиала или представительства. Следовательно, в 2009 году общество вправе перейти на упрощенную систему (если выполнены остальные условия).

Занятие некоторыми видами деятельности. Упрощенная система запрещена банкам (подп. 2), страховщикам (подп. 3), негосударственным пенсионным фондам (подп. 4), инвестиционным фондам (подп. 5), профессиональным участникам рынка ценных бумаг (подп. 6), ломбардам (подп. 7), владельцам игорного бизнеса (подп. 9), частнопрактикующим нотариусам и адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты и другие формы адвокатских образований (подп. 10). К ним же относятся организации и индивидуальные предприниматели, производящие подакцизные товары, добывающие и реализующие полезные ископаемые, не считая общераспространенных (подп.8).

Перечень общераспространенных полезных ископаемых формируется органами государственной власти совместно с субъектами Российской Федерации (п. 6.1 ст. 3 Закона РФ от 21.02.92 № 2395-1)

Участие в соглашении о разделе продукции (подп. 11) и уплата единого сельскохозяйственного налога в соответствии с главой 26.1 НК РФ (подп. 13).

Доля сторонних организаций в уставном капитале юридического лица более 25% (подп. 14). В данную категорию не входят те налогоплательщики, у которых уставный капитал полностью сформирован из вкладов общественных организаций инвалидов. Обязательное условие: работники-инвалиды должны составлять не менее 50% среднесписочной численности, а их часть в фонде оплаты труда — не менее 25%.

Не касается норма и некоммерческих объединений.

Стоит отдельно поговорить о ситуации, когда в уставном капитале доля сторонних организаций не превышает 25%, но значительна доля государства.

Согласно решению ВАС РФ от 19.11.2003 № 12358/03 на унитарные предприятия подпункт 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ не распространяется, поскольку с точки зрения налогового законодательства государство не является организацией (п. 2 ст. 11 НК РФ). Таким образом, ГУПам и МУПам путь к «упрощенке» не закрыт.

По поводу же коммерческих организаций (в частности, акционерных обществ), учрежденных государством, его субъектами или муниципальными образованиями, долгое время шли споры. Минфин неоднократно заявлял (см., например, письма от 01.06.2007 № 03-11-04/2/153 и от 12.03.2007 № 03-11-02/66), что обществам с единственным акционером в лице государства нельзя находиться на упрощенной системе. Но ведь в понимании Налогового кодекса, даже имея акции, госорганы не становятся организациями. Налогоплательщики не соглашались с Минфином, подавали в суд и выигрывали дела. Наконец, ВАС РФ выпустил Определение от 28.05.2008 № 6214/08 и решение от 24.01.2008 № 16720/07, и Минфину пришлось смириться. В недавнем письме от 07.08.2008 № 03-11-02/89 он признал свой прежний вывод неверным. Таким образом, с 2009 года у акционерных обществ с участием государства (его субъектов или муниципальных образований) затруднений для перехода на УСН уже не будет.

Конечно, при соответствии другим положениям статьи 346.12 НК РФ

Превышение средней численности работников за налоговый (отчетный) период лимита в 100 человек (подп. 15). Среднюю численность определяют по правилам заполнения статистических форм (п. 87 постановления Росстата от 20.11.2006 № 69). Это ограничение распространяется как на организации, так и на индивидуальных предпринимателей.

Суммарная остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов организаций более 100 млн. руб. (подп. 16). Речь идет об объектах, относящихся к амортизируемому имуществу на основании главы 25 НК РФ. Остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов индивидуальных предпринимателей не ограничивается.

Упрощенная система не предназначена для бюджетных учреждений (подп. 17) и иностранных организаций (подп. 18).

Когда один из перечисляемых налогов — ЕНВД

Главное, что отличает режим уплаты ЕНВД от упрощенного, — его обязательность. Если он установлен в регионе и какая-то специализация под него подпадает, налогоплательщик может перевести на упрощенную систему только те виды своей деятельности, которые облагаются по общему режиму (п. 4 ст. 346.12 НК РФ). В целом картина понятна. Но как вычислять нормируемые показатели: по всем направлениям или только переводимым на УСН?

Ответ найдем в пункте 4 статьи 346.12 НК РФ. Численность персонала и остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов суммируются по всем видам деятельности, доходы за девять месяцев — только относящиеся к общему режиму.

ООО «Лазурит» занимается оптовой и розничной торговлей и совмещает общий режим с уплатой ЕНВД. Его участниками являются физические лица.

За девять месяцев 2008 года показатели следующие:

Сможет ли общество перейти на упрощенную систему с 2009 года?

Численность персонала — менее 100 человек, остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов — менее 100 млн. руб., доля участия других организаций в уставном капитале — нулевая. Исходя из этих критериев, к деятельности общества, не облагаемой ЕНВД, может применяться «упрощенка».

Проверим, не превышают ли доходы 20,1 млн. руб. Если сравнивать все доходы, они окажутся больше. Однако с части доходов уплачивается ЕНВД, следовательно, их нужно исключить. Оставшиеся доходы — 12,3 млн. руб. меньше лимита. Таким образом, с 1 января 2009 года общество действительно вправе перейти на УСН.

Извещаем инспекцию

Допустим, вы проверили и убедились: все требования соблюдены. Что дальше? Существует три варианта в зависимости от начала работы на упрощенной системе:

  1. с нового налогового периода (календарного года);
  2. с даты регистрации;
  3. после того, как отпадет необходимость в уплате ЕНВД.

Переход с начала года

Для перехода с будущего года организации и индивидуальные предприниматели должны подать заявление в налоговую инспекцию (п. 1 ст. 346.13 НК РФ). Срок — с 1 октября по 30 ноября. Так как 30 ноября 2008 года приходится на воскресенье, то последний день подачи документа наступит 1 декабря (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

В том числе можно воспользоваться формой № 26.2-1, рекомендованной налоговым ведомством (утверждена приказом МНС России от 19.09.2002 № ВГ-3-22/495)

Налогоплательщики часто спрашивают, в какой форме нужно составлять заявление о переходе на упрощенную систему. Сразу скажем, она может быть произвольной. Потому как в Налоговом кодексе нет определенных требований к форме заявления. Главное — указать в нем все необходимые данные, перечисленные в пункте 1 статьи 346.13 НК РФ.

Организации приводят в заявлении доходы за девять месяцев текущего года, среднюю численность работников и остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов. С предпринимателей достаточно средней численности работников. Кроме того, все вписывают объект налогообложения. Его можно поменять, письменно сообщив об этом перед переходом до 20 декабря. Иначе с объектом налогообложения, обозначенным в заявлении, придется работать не меньше трех налоговых периодов (п. 2 ст. 346.14 НК РФ).

Воспользуемся условиями примера 2. Для ООО «Лазурит» заполним заявление о переходе на УСН.

Данные о доходах, средней численности штата и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов имеются. Предположим, объектом налогообложения выбраны доходы минус расходы. Заполненное заявление приведено ниже.

На заявление по форме № 26.2-1 (или произвольной) инспекция высылает уведомление: если упрощенная система возможна — по форме № 26.2-2, если нет — по форме № 26.2-3. Бывает, до нового года уведомление так и не приходит. Выясните, конечно, его судьбу в инспекции, хотя применение УСН имеет не разрешительный, а информативный характер. То есть, если заявление подано вовремя и налогоплательщик уверен, что отвечает условиям статьи 346.12 НК РФ, он вправе сменить режим и без уведомления налоговой.

Применение с даты регистрации

Записываемся в «упрощенцы». Если упрощенная система выбрана сразу и будет применяться со дня регистрации, на подачу заявления отводится пятидневный срок с даты постановки на налоговый учет, указанной в свидетельстве о регистрации. Форма та же, что в предыдущем случае (№ 26.2-1 или своя), но вписывать нужно только собственные реквизиты, дату начала работы на упрощенной системе и объект налогообложения. Сменить его разрешается опять же не раньше трех лет с нового налогового периода (п. 2 ст. 346.14 НК РФ).

Переход после отмены ЕНВД

На упрощенную систему переходят и в середине года. Это возможно для организаций или индивидуальных предпринимателей, переставших быть плательщиками ЕНВД (п. 2 ст. 346.13 НК РФ), но не из-за внутренних перемен (например, увеличения площади торгового зала), а по решению представительных органов муниципальных районов, городских округов или городов федерального значения. Если в регионе упразднен ЕНВД, то с первого числа месяца, в котором вышел нормативный акт или закон, бывший плательщик вправе применять упрощенную систему. Он тоже должен сдать заявление в налоговую инспекцию, но в какой срок, в Налоговом кодексе уже не говорится. Впрочем, чтобы обошлось без лишних проблем, рекомендуем не затягивать. В заявлении следует указать свои реквизиты, дату перехода и объект налогообложения.


Если уплата ЕНВД прекращена из-за изменений, связанных с деятельностью, перейти на УСН можно только с нового года