1293
1 июня 2009

Подача налоговой декларации

Подача налоговой декларации. Согласно пункту 4 статьи 80 НК РФ декларации (расчеты) организации и индивидуальные предприниматели могут подавать в налоговую инспекцию:

Однако выбор есть не у всех. Отчетность в установленном электронном формате обязаны составлять (п. 3 ст. 80 НК РФ):

Правда, к тем, кто находится на упрощенной системе, данное исключение не относится. Дело в том, что при средней численности штата за налоговый (отчетный) период свыше 100 человек применять ее нельзя (подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Значит, работая на упрощенной системе, можно подавать документы любым из приведенных способов по своему выбору.

Приносим документы сами

Казалось, какие проблемы? Пришел в налоговую инспекцию и в отведенный кабинет (окно) сдал декларацию (расчет). Однако даже в таком легком деле есть свои нюансы. Например, не ясно, понадобится ли доверенность?

Если налогоплательщиком является индивидуальный предприниматель, все обстоит просто. Сдавая отчетность лично, он должен иметь при себе только паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность. Другому, кто окажется вместо него, в том числе бухгалтеру, нужна доверенность. Ее подписывает предприниматель и заверяет печатью. При отсутствии у него печати доверенность придется оформлять нотариально.

Говоря об организации, прокомментируем сначала один момент. Согласно пункту 1 статьи 26 НК РФ налогоплательщик (налоговый агент) может участвовать в отношениях через законного или уполномоченного представителя. Законным представителем организации называется лицо, которое вправе действовать от ее имени на основании закона или учредительных документов (п. 1 ст. 27 НК РФ). То есть исполнительный орган — единоличный (директор, руководитель, президент и др.) или коллегиальный (правление, дирекция, совет директоров и т. д.).

Орган, имеющий право представлять интересы организации без доверенности, а также его полномочия указываются в уставе

Образец доверенности, прилагаемой к документам для налоговой инспекции

Все остальные работники компании, включая главного бухгалтера, могут быть только уполномоченными представителями. Значит, чтобы выступать от имени организации, им необходима доверенность. Ее подписывают у руководителя и заверяют печатью. Кроме того, инспектору потребуется предъявить паспорт.

Таким образом, единственный, кто может сдать налоговую декларацию юридического лица без доверенности, это руководитель (исполнительный орган). Кстати, ему придется показать документы, подтверждающие полномочия: устав, приказ о назначении и паспорт. Хотя вряд ли он пойдет отчитываться в налоговую инспекцию, и скорее всего необходимо будет приготовить доверенность (ее образец — на рис. 1).

Обратите внимание

Налоговый инспектор обязан проставлять отметку на экземплярах, которые остаются у налогоплательщиков или налоговых агентов, лишь по просьбе лица, подающего отчетность (п. 4 ст. 80 НК РФ). Поэтому следует проверить документ, полученный от инспектора, и, если штампа нет, попросить поставить. Ведь именно налогоплательщику (налоговому агенту) важно уметь подтвердить дату сдачи отчетности.

Отправляем по почте

Согласно пункту 4 статьи 80 НК РФ при почтовой доставке декларации (расчета) днем сдачи считается день отправки конверта с отчетностью и описью вложения. Поэтому, даже если декларацию отослали в последний отведенный день и она прибыла в налоговую инспекцию позднее, чем установлено законодательством, нарушения срока не усматривается.

Образец заполнения почтового бланка описи вложения

На заметку

Отчетность по средствам ФСС

Подача налоговой декларации. Налогоплательщики, применяющие УСН, как и другие, обязаны сдавать расчетную ведомость по средствам ФСС, утвержденную постановлением ФСС России от 22.12.2004 № 111. В отделение фонда ее может принести лично руководитель организации (индивидуальный предприниматель) или его представитель. Допускается и почтовая отправка. Правила подачи такие же, как для налоговых деклараций (расчетов). За одним исключением: отослать документ в ФСС по электронным каналам связи нельзя. Это подтверждает и ФНС России в письме от 12.03.2007 № 05-3-07/46

Временный порядок утвержден приказом ФГУП «Почта России» от 30.07.2004 № 305, Правила — постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 № 221

Прибегая к почтовым услугам, необходимо сделать опись вложения (п. 4 ст. 80 НК РФ) и объявить, какова ценность письма или бандероли. Опись вложения по форме № 107 дается в приложениях 11 и 12 к Временному порядку приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений (далее — Временный порядок), который сегодня действует в части, не противоречащей Правилам оказания услуг почтовой связи. Бланк можно бесплатно получить в любом почтовом отделении.

Опись вложения заполняют в двух экземплярах (см., например, рис. 2). На обоих расписывается сотрудник почтового отделения и проставляет календарный штемпель. Кстати, бланк не обязательно брать на почте, можно изготовить его самим. Один экземпляр вкладывается в конверт с документами, другой — выдается отправителю вместе с квитанцией.

Если вы хотите быть уверены, что декларация (расчет) вручена налоговому инспектору, нужно еще заполнить уведомление о вручении по форме 119 (приложение 18 к Временному порядку): на обратной стороне указывается адрес налоговой инспекции, а на лицевой — адрес, куда его должны вернуть. Отправку отчетности подтверждают:

Интересно, можно ли отослать декларацию (расчет) не через государственное предприятие, а через коммерческое? В Федеральном законе от 17.07.99 № 176-ФЗ говорится, что почтовая связь осуществляется государственными унитарными предприятиями и учреждениями, а также иными операторами (ст. 3). Следовательно, налогоплательщики вправе воспользоваться услугами любой компании независимо от ее организационно-правовой формы и формы собственности. Главное — наличие лицензии на почтовую деятельность.

А что если индекс налоговой инспекции записать неправильно? Будет ли декларация (расчет) отправлена? Почтовый индекс — это реквизит отделения почтовой связи. Но даже если в нем ошибка или он вовсе отсутствует, при верно указанном адресе корреспонденция дойдет до получателя. Однако, чтобы не давать лишнего повода для спора с налоговой инспекцией, лучше уточните ее почтовый индекс.

Используем телекоммуникационные каналы

В таких случаях руководствуются:

На заметку

Знакомимся с терминологией

Тем, кто отправляет декларацию (расчеты) через интернет, нелишне знать некоторые обозначения. Все они приведены в разделе 1 Методических рекомендаций, утвержденных приказом МНС России от 10.12.2002 № БГ-3-32/705@. Вот основные. Специализированный оператор связи — организация, обеспечивающая обмен информацией в электронном виде между налоговыми инспекциями и налогоплательщиками.

ЭЦП налогоплательщика (налоговой инспекции, оператора связи) — электронная цифровая подпись. Сертификатом ключа владеет должностное лицо налогоплательщика (налоговой инспекции, оператора связи), уполномоченное его использовать при подаче (приеме) налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде. Протокол входного контроля налоговой декларации (бухгалтерской отчетности) — документ с ЭЦП налогового органа, в котором указаны результаты проверки налоговой декларации (бухгалтерской отчетности) в электронном виде на соответствие утвержденному формату.

Квитанция о приеме налоговой декларации (бухгалтерской отчетности) — документ, содержащий формы декларации (бухгалтерской отчетности) в электронном виде и заверенный ЭЦП налогоплательщика и налогового органа

Перечень документов указан в пункте 6.7.2 Методических рекомендаций

Согласно пункту 5 Порядка разрешено прибегать только к услугам специализированных операторов связи. Информацию о них можно узнать в налоговой инспекции по месту регистрации или на сайтах региональных управлений ФНС России. Выбрав оператора, налогоплательщик заключает с ним договор, по которому обеспечивается компьютерной программой, средствами криптографической защиты и ключами электронной цифровой подписи (ЭЦП), благодаря которым идентифицируется пользователь.

Подготовив в определенном формате отчетность, налогоплательщик ставит ЭЦП и отправляет данные в налоговую инспекцию. В течение следующих суток (без учета выходных и праздников) ему должны поступить следующие документы:

После этого налогоплательщик убеждается в подлинности ЭЦП налогового органа на квитанции о приеме и сохраняет документ у себя. Такой же файл должен оставаться в инспекции.

После аналогичной проверки протокола входного контроля налогоплательщик тоже дублирует его на своем компьютере и в течение суток (не считая выходных и праздников) пересылает обратно в налоговую.

Если в протоколе указано, что декларация (расчет) не прошла контроль, следует устранить ошибки и повторить отправку (п. 6.7.5 Методических рекомендаций).

Налогоплательщик, не получивший вовремя квитанцию или протокол, должен сообщить об этом налоговой или оператору связи и, если понадобится, отослать отчетность еще раз (п. 6.7.6 Методических рекомендаций).

За день сдачи отчетности по каналам связи принимается день отправки, который оператор фиксирует в подтверждении. Приносить распечатку в инспекцию уже необязательно.

Как было сказано, выбрать подобный вариант или нет, налогоплательщики на упрощенной системе решают сами. Его основные преимущества следующие:

  1. меньше случайных ошибок. Показатели с бумажной отчетности инспекторы заносят в свою базу данных вручную. Информация же, поступившая через интернет, вводится в базу автоматически, поэтому ошибки, которые в дальнейшем могли бы привести к разногласию с налогоплательщиком, полностью отсутствуют;
  2. заполнение декларации (расчета) только на бланке, действительном в текущее время. Устаревший исключен, так как программное обеспечение постоянно обновляется;
  3. экономия времени. Не нужно ходить в налоговую или на почту и отстаивать длинные очереди. Более того, график работы инспекции не имеет значения. Отчитаться можно и в выходные, и поздно вечером, и даже ночью, вплоть до 23.59 последнего дня сдачи отчетности.

Есть, однако, и недостатки:

  1. обязательное наличие компьютера, подключенного к интернету. Должен быть и сотрудник, который ориентируется в соответствующей программе;
  2. возможные сбои оборудования как своего, так и провайдера или оператора. Если связь прервана (нет сетевого доступа), отправить документ невозможно;
  3. дополнительные затраты на услуги оператора связи;
  4. вероятность ошибок, которые программа не обнаруживает. В бумажном документе инспектор мог бы на них указать, и налогоплательщик сразу бы исправил.