69
6 ноября 2008

Расходы по замороженным проектам уменьшат налог на прибыль

Простой оборудования без консервации

Основные средства, которые из-за простоя временно не используются, компания может перевести на консервацию. Однако если срок консервации больше трех месяцев, то амортизацию начислять нельзя (п. 3 ст. 256 НК РФ). Поэтому выгоднее консервацию не оформлять.

Ответ инспекторам: оборудование может понадобиться в любой момент. Чиновники признают, что расходы в виде амортизации по объектам, которые компания временно не использует, оправданны (письма Минфина России от 06.09.07 № 03-03-06/1/645, от 21.04.06 № 03-03-04/1/367). Но безопаснее подготовить для проверяющих достоверное объяснение, почему оборудование «не законсервировано». К примеру, подойдет такая причина: заказы неритмичны, невозможно точно определить, на какой именно период приостановлено производство.

Кроме того, консервация требует дополнительных вложений по подготовке объекта к длительному простою, а если ситуация на рынке изменится, затраты окажутся бессмысленными. Все это можно зафиксировать в служебных записках финансовой, коммерческой службы, в заключении технических специалистов компании о сложности консервации.

Что еще важно: включать амортизацию в расходы сразу опасно. Чиновники в своих письмах подтверждают лишь собственно экономическую целесообразность амортизации оборудования в период простоя. Вместе с тем амортизация, как правило, является прямым расходом. А значит, сумму начисленной амортизации безопасно включить в расходы текущего периода только после того, как начнется производство (п. 2 ст. 318 НК РФ).

Приготовительные расходы произвели, но проект не запустили

Может статься, что компания уже потратилась на проекты, которые решено свернуть. К примеру, получила лицензию или провела маркетинговые исследования.

Ответ инспекторам: затраты были направлены на получение дохода. Конституционный суд в середине прошлого года отметил: главное – намерение получить доход, а не фактический результат (п. 3 определения КС РФ от 04.06.07 № 320-О-П). Вместе с тем причины отказа от продолжения внедрения проекта стоит документально зафиксировать. Это может быть отчет коммерческой службы о нецелесообразности дальнейшей реализации проекта.

Что еще важно: компания не обязана следовать рекомендациям консультантов. Тот факт, что результаты маркетинговых исследований служат основанием для принятия компанией управленческих решений, подтверждают и судьи (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 13.12.07 № КА-А40/12846-07). А какое это будет управленческое решение – положительное или отрицательное – значения для признания расходов не имеет.

Часть арендованных площадей пустует

Если при выездной проверке налоговики обнаружат, что часть помещений явно не используется, они могут снять расходы по арендной плате и коммуналке, а также отказать в вычете по налогу на добавленную стоимость.

Ответ инспекторам: компания готовит помещение к использованию. Выручат опять же служебные записки и тому подобные внутренние документы. Главное – показать связь таких затрат с получением доходов и использованием в облагаемой НДС деятельности в будущем. Например, компания запланировала открытие новых магазинов, но из-за кризиса этого не сделала. В этом случае можно по бумагам отложить открытие магазина или подразделения, затеяв переоборудование и переоформление арендованного помещения. Против учета расходов в этот период чиновники не возражают (письмо Минфина России от 20.08.07 № 03-03-06/2/155). «Раннее» заключение договора аренды можно обосновать необходимостью подготовки помещения и выгодными условиями договора.

Что еще важно: можно объяснить простой помещений по-другому. Если договором предусмотрено право арендатора сдавать имущество в субаренду, то можно заняться поиском потенциального субарендатора. Подтверждающие факты: объявления в средствах массовой информации, на самом арендованном помещении, а также внутренние документы, например распоряжение директора заняться соответствующими поисками.

Вот как можно учесть расходы по замороженным проектам.