202
24 февраля 2009

За налоговые грехи сбежавшего директора ответил главбух

В конце 2007 года компанией заинтересовались правоохранительные органы. К ним поступила информация о том, что руководство использовало незаконные методы налоговой оптимизации. По словам следователей, сведения были получены из «оперативных источников». Но точно не из налоговой.

О том, что ее обвиняют в уклонении от уплаты налогов, главный бухгалтер (52 года, 25 лет трудового стажа) узнала, уже будучи главбухом другой компании. Директор – подданный Голландии, не теряя ни секунды, скрылся.

За что обвинили главбуха

За налоговые грехи сбежавшего директора ответил главбух. По версии обвинения, налоговое преступление было совершено так.

В 2004–2005 годах компания имела лицензию таможенного брокера и основную прибыль получала от декларирования товаров на таможне. Для транспортировки продукции из-за границы оформила договоры с пятью сторонними специализированными организациями. По документам все выглядело обычно – компания исправно перечисляла за услуги транспортным компаниям деньги, они выставляли ей счета-фактуры, компания по ним предъявляла НДС к вычету.

Но, по данным следствия, товар компания доставляла собственными силами. Никаких реальных перевозчиков не существовало. Контрагенты, указанные в первичных документах, были однодневками, зарегистрированными на утерянные паспорта. Реальных владельцев однодневок следствию установить не удалось. «По бумагам получалось так, будто компания перечисляла практически все свои доходы от деятельности таможенного брокера контрагентам-перевозчикам. В результате прибыль компании, из которой платили налоги, получалась мизерная. Все остальное ставили к вычету», – рассказал «УНП» Всеволод Гавриленко, следователь по особо важным делам следственного управления при УВД по Юго-Западному округу Москвы. В результате генеральному директору компании и ее главбуху вменили в вину неуплату НДС в сумме почти 10 млн рублей.

Как доказывали вину главбуха

К моменту возбуждения уголовного дела главбух уже более года работала в другой компании. Но основные улики против нее были тем не менее обнаружены в ее бывшем кабинете. Следователи нашли там несколько печатей контрагентов компании. Впоследствии технико-криминалистическая экспертиза показала, что оттиски именно этих печатей стояли на первичной документации, которую оформляли в адрес компании фирмы-однодневки.

« она в целях придания необоснованным финансовым операциям признаков добросовестности, при неустановленных следствиям обстоятельствах, изготавливала поддельную финансово-хозяйственную документацию первичного бухгалтерского учета, а именно: счета-фактуры, используя печати вышеуказанных фиктивных юридических лиц, хранившихся в офисе ».

В одном из компьютеров, стоящих в бухгалтерии, также сохранились электронные копии первичных документов и счетов-фактур контрагентов.

Но все это лишь косвенные улики, однозначно они вину прежнего главбуха не доказывали. Тогда в ход пошли свидетельские показания. Следователи допросили сотрудников компании, и они дали показания, что на этом компьютере в то время работала бывший главный бухгалтер и никто, кроме нее, налоговой отчетностью и «первичкой» не занимался. Между делом следователи получили признания работников о том, что зарплата в те годы им выдавалась «в конвертах». По версии обвинения, это лишний раз подтверждало, что компания занималась «обналичкой».

Собрав все эти доказательства, следствие резюмировало: документы от лица сотрудников контрагентов-однодневок подделывала и подписывала главбух. Опровергать предъявленные ей обвинения в уклонении от уплаты налогов она не стала, пояснив лишь, что выполняла указания своего директора и лично для себя никакой материальной выгоды не преследовала.

« делала она это потому, что с 2004 года ... предприятие не развивалось и деньги необходимы были на выплату заработной платы сотрудникам. Лично она не получила прибыли от совершенного преступления ».

Почему осудили только главбуха

Всего главбуху инкриминировали 15 эпизодов уклонения от уплаты налогов и осудили по пункту «а» части 2 статьи 199 УК РФ. За каждое из пятнадцати преступлений полагалось по 200 тыс. рублей штрафа – это минимальный размер. Но путем частичного сложения наказаний (как того требует Уголовный кодекс при осуждении по нескольким преступлениям) окончательный штраф составил 900 тыс. рублей. Сама главбух считает это довольно суровым наказанием для себя, поскольку никаких личных интересов в уклонении от уплаты налогов у нее не было.

В то же время, по версии следствия, вина в уклонении от уплаты налогов лежит не только на главбухе. В равной степени в ней повинен и генеральный директор компании. Дело в том, что махинации с налогами начались с 2004 года, именно тогда в нее пришел работать обвиняемый директор. Главбух же трудилась там с 1998 года.

Но в итоге директора на скамье подсудимых вместе с главбухом не оказалось. Он сбежал к себе на родину в Голландию. Уголовное дело в отношении него выделено в отдельное производство и в суд еще не передано. Вдобавок к незаконной налоговой оптимизации его обвиняют в мошенничестве – мол, деньги за заказы от российских клиентов получил, но груз им так и не поставил. Сейчас голландца объявили в розыск. Поскольку в этом деле затронуты интересы России, то есть основания объявить скрывающегося от следствия обвиняемого в международный розыск. Так что, возможно, скоро генеральным директором займется Интерпол.

Вместо эпилога

Следователи пытались лишить компанию лицензии таможенного брокера, но таможня «добро не дала» – не нашлось оснований. Через некоторое время компания сама прекратила свое существование.

Суд оставил за главбухом право заниматься своей профессиональной деятельностью. Сейчас она продолжает работать по специальности в другой компании. Обжаловать приговор не собирается, штраф весь выплатила.

Доказательства обвинения

1. Печати контрагентов, обнаруженные в кабинете бывшего главбуха.

2. Заключения технико-криминалистической экспертизы оттисков печатей.

3. Электронные копии счетов-фактур контрагентов в компьютере главбуха.

4. Банк-клиент однодневок на компьютере главбуха.

5. Показания сотрудников о «серой» зарплате, о том, что всю налоговую отчетность составляла главбух и что компания сама занималась грузоперевозками без помощи сторонних организаций.

6. Признания самого главного бухгалтера.