98
24 августа 2009

Налог на прибыль организаций, ответы на ваши вопросы

Валентина Буланцева, начальник отдела налогообложения прибыли (дохода) организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России.

Без ТТН транспортные расходы учесть проблематично

– Наша компания отдельно оплачивает поставщику товара доставку на наши склады. Можно ли учесть затраты на эти услуги в налоговом учете без товарно-транспортной накладной?

– Налог на прибыль организаций, ответы на ваши вопросы. Нет, нельзя. Затраты на транспортные услуги сторонних компаний по доставке товаров можно учесть в составе материальных расходов только при наличии оформленной товарно-транспортной накладной по утвержденной форме № 1-Т.

– А актов оказанных услуг по доставке недостаточно?

– Нет. Все хозяйственные операции, которые проводит компания, должны быть оформлены оправдательными документами, то есть первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Об этом сказано в пункте 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ. При доставке товара товарно-транспортная накладная – это единственный документ, на основании которого товарно-материальные ценности списывает грузоотправитель и приходует грузополучатель. Также она служит для складского, оперативного и бухгалтерского учета. Это следует из пункта 6 Инструкции Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 30.11.83 № 10/998. Поэтому при отсутствии товарно-транспортной накладной затраты на перевозку грузов документально не подтверждены.

В поддержку такой точки зрения есть и судебные решения, например постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.02.09 № А13-5043/2007. В то же время среди судей встречается и другая позиция – отсутствие у компании ТТН по форме № 1-Т при наличии иных оправдательных документов (товарных накладных по форме ТОРГ-12) не говорит о том, что транспортные расходы фактически не осуществлялись. А значит, затраты по доставке грузов можно включить в расходы для целей налогообложения прибыли и без ТТН (постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 03.02.09 № А48-2405/08-8).

Расходы на посещение форума можно учесть и на основании только входного билета

– Мы занимаемся разработкой программного обеспечения. Недавно три наших сотрудника посетили Международный форум «Business Intelligence – 2009». Приказ директора на командировку есть. По возвращении они написали отчет и приложили к нему проездные билеты. При посещении самого форума они получили только квитанцию к приходному ордеру и больше ничего. Можно ли учесть расходы на оплату форума только на основании приходника?

– Обычно посетителям таких форумов или выставок дают входной билет или, как в вашем случае, квитанцию к приходному ордеру. Какие-нибудь дополнительные услуги вашим работникам за эту плату предоставляли?

– Нет, это только плата за само участие в форуме.

– Тогда квитанции к приходному ордеру достаточно.

Для подтверждения экономической оправданности расходов помимо квитанции к приходному ордеру налоговики на местах могут потребовать еще и программу, перечень проведенных мероприятий, список вопросов, обсуждаемых на форуме. Поэтому безопаснее запастись такими документами, а также актом об оказании услуг. Хотя судьи считают, что налоговое законодательство не содержит исчерпывающего перечня документов, из-за отсутствия которых расходы нельзя принимать в налоговом учете (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.01.07 № Ф04-8663/2006(30062-А45-33)).

Расходы на бухгалтерскую программу требуют распределять

– Мы купили по лицензионному договору неисключительное бессрочное право на пользование бухгалтерской программой. Можно ли в налоговом учете списать такие расходы единовременно в момент, когда мы установили программу на компьютер и начали ее использовать, то есть на дату подписания акта?

– Нет, единовременно учесть расходы на приобретение компьютерной программы нельзя, их нужно распределять.

– Но, согласно подпункту 26 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса, расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем, учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Не означает ли это, что их можно списывать единовременно?

– Нет, не означает. Пунктом 1 статьи 272 НК РФ предусмотрено, что расходы признаются в том периоде, в котором они возникают исходя из условий сделок. Если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами определить четко невозможно или она определяется косвенным путем, расходы налогоплательщик распределяет самостоятельно. Поэтому компания сама c учетом принципа равномерности должна решить, в течение какого срока распределять данные расходы. В учетной политике для целей налогообложения этот срок лучше зафиксировать.

Судьи считают, что расходы на приобретение программ без срока пользования можно не распределять, поскольку приобретение права пользования программными продуктами – это разовая сделка, предусматривающая конкретные сроки оплаты и поставки (см., например, постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16.02.09 № А55-9496/2008).

Имущество, полученное участником при ликвидации, – это не дивиденды

– Наше общество с ограниченной ответственностью было учредителем одной организации. При ее ликвидации нам досталось здание, стоимость которого значительно превышает сумму, которую мы внесли в свое время в уставный капитал. Насколько я понимаю, это дивиденды? Тогда кто должен перечислить с них налог?

– Нет, это не дивиденды. Дивиденды – это доход, который получил участник при распределении прибыли, оставшейся после налогообложения. Такое определение дано в статье 43 НК РФ.

– Значит, и ставка налога на прибыль будет не 9, а 20 процентов?

– Да, верно. При этом нужно учесть, что доходы участников от распределения имущества ликвидируемой компании определяют исходя из рыночной цены этого имущества на момент получения, но за вычетом фактически оплаченной стоимости долей ликвидируемой организации. Это следует из пункта 2 статьи 277 НК РФ.

Вопрос от редакции «УНП»

Спрашивает
Роман Паламарчук,
руководитель финансового отдела «УНП»:

– Контрагент предлагает погасить свою задолженность не деньгами, а передать в качестве оплаты свое имущество, например недвижимость. Стороны оформляют соглашение об отступном. Новый собственник, в планы которого приобретение такого имущества не входило, еще не решил, будет использовать полученный объект в своей деятельности или продаст. Но все это время, пока он думает, недвижимость требует постоянного содержания: необходимо платить за электричество, тепло, воду, кроме того, земельный налог и налог на имущество. Можно ли учесть такие расходы в налоговом учете?

– Поскольку данный объект недвижимого имущества компания не использует для ведения деятельности, направленной на получение дохода, расходы на его содержание нельзя учитывать для целей налогообложения прибыли как не соответствующие положениям статьи 252 Налогового кодекса.

 Мы считаем, компания может учесть расходы за электричество, тепло, воду, земельный налог и налог на имущество независимо от того, будет ли она впоследствии использовать недвижимость в деятельности, приносящей доход, или же продаст. С мнением Валентиной Буланцевой можно согласиться, только если компания в будущем будет сама использовать этот объект в деятельности, которая не приносит дохода, например предоставит его в безвозмездное пользование.