3324
17 января 2006

Можно ли привлечь к ответственности по результатам камеральной проверки?

Инспекция ФНС РФ по Дзержинскому району г. Новосибирска провела камеральную проверку декларации по НДС. В результате проверки было выявлено, что налог на добавленную стоимость начислен не полностью. Причина — суммы полученных авансов не включены в налогооблагаемую базу, следовательно, с них не начислен и не уплачен НДС. В результате налоговики решили на основании статьи 122 Налогового кодекса РФ оштрафовать организацию за неполную уплату суммы НДС.

Организация штраф не заплатила, поэтому ИФНС по Дзержинскому району г. Новосибирска обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с иском о взыскании налоговой санкции.

Аргументы налоговой инспекции

По мнению налоговиков, организация при исчислении суммы налога на добавленную стоимость нарушила требования стати 162 Налогового кодекса РФ. В этой статье указано, что налоговая база по НДС увеличивается на суммы авансовых платежей, полученных в счет предстоящих поставок.

Поскольку в декларации, которую организация подала в инспекцию, эти суммы не включены в налоговую базу, следовательно, есть факт совершения налогового правонарушения. Наказание предусмотрено статьей 122 Налогового кодекса РФ. В ней сказано, что за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы или неправильного исчисления налога плательщик может быть оштрафован. При этом размер штрафа составит 20 процентов от неуплаченных сумм налога.

В данном случае факт нарушения подтверждается налоговой декларацией, следовательно, решение о привлечении к ответственности принято инспекторами правомерно.

Аргументы организации

По мнению представителя организации, при составлении декларации бухгалтер, не включив в налоговую базу сумму полученных авансовых платежей, допустил счетную ошибку. В следующем же налоговом периоде эта ошибка исправлена: была подана уточненная декларация, а недостающая сумма налога уплачена в бюджет.

Кроме того, налоговики, приняв решение о привлечении организации к налоговой ответственности, существенным образом нарушили требования Налогового кодекса РФ. Ведь частью 3 статьи 88 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что если в ходе камеральной проверки выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику. Помимо этого инспекция должна была выставить организации требование внести соответствующие исправления. Ведь по этой причине именно по результатам камеральной проверки не предусмотрено составление акта. Налоговики обязаны информировать плательщиков о допущенных ошибках, а также устанавливать срок для их исправления. Из этого следует, что исковые требования не основаны на действующем законодательстве и не подлежат удовлетворению.

Решение Арбитражного суда

Арбитражный суд Новосибирской области (Решение от 07.10.2005 г. по делу № А45-16124/05-11/428) поддержал позицию налогоплательщика и отказал налоговой инспекции в удовлетворении исковых требований. В своем решении суд указал, что, ИФНС обязана направлять организации сообщения об ошибках в заполнении документов, а также о противоречиях между сведениями, содержащимися в представленных документах. Также инспекторы должны выставить организации требование внести соответствующие исправления. Такой порядок предусмотрен положениями абзаца 3 статьи 88 Налогового кодекса РФ.

Поскольку инспекция такого требования не предъявляла, исковое заявление не может быть удовлетворено.

Комментарий юриста

Юлия Игоревна Иванищенко, налоговый консультант, юрист ООО «Аудит-Гарант»

Основная цель камеральной проверки — проверить правильность заполнения налоговых форм, соответствия данных налоговых деклараций регистрам бухгалтерского учета. И при выявлении каких-либо несоответствий налоговики обязаны известить об этом плательщика. Последний же на основании требования инспекторов вносит соответствующие исправления.

Ведь если налоговики сразу штрафуют организацию, то она потеряет право на досудебную защиту своих интересов. Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право подать камеральщикам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок.

Таким образом, до вынесения по результатам камеральной проверки одного из решений, предусмотренных статьей 101 Налогового кодекса РФ, необходимо письменно известить налогоплательщика о результатах камеральной проверки и дать ему возможность представить возражения. Очевидно, что, соблюдая такой порядок, у инспекторов есть возможность выяснить обстоятельства совершения правонарушения, а также наличие или отсутствие вины в его совершении, то есть именно то, что необходимо для принятия обоснованного решения по результатам налоговой проверки.

В соответствии с пунктом 3 статьи 101 Налогового кодекса РФ в решении о привлечении к налоговой ответственности излагаются обстоятельства совершенного налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов.

Согласно положениям пункта 6 статьи 101 Налогового кодекса РФ несоблюдение должностными лицами налоговых инспекций требований настоящей статьи может являться основанием для отмены решения судом. А ведь зачастую инспекторы считают, что по результатам камеральных проверок не нужно составлять акты, тем самым лишают организации права предоставить свои возражения. Помимо этого представителей организации не приглашают на рассмотрение материалов налоговой проверки. И часто бывает, что налогоплательщики находятся в полном неведении о том, что против них ведется производство по делу о налоговом правонарушении.

Очевидно, что решение налоговиков, принятое с нарушением предоставленных налогоплательщику прав, не может быть законным и подлежит отмене.

Материал подготовила Ирина Сюремова, директор ООО «Аудит-Гарант»