19655
27 декабря 2005

Внутренний аудит, или Контроль для своих

Желание любого руководителя – досконально знать, что происходит у него на предприятии. Ведь с каждым годом цена ошибки все более и более возрастает. И служба внутреннего аудита в этом случае – хорошее подспорье. Этот отдел по сути – глаза и уши руководства. Собственному ревизору ничего не надо объяснять, к нему больше доверия, чем к постороннему. Одно плохо: внутренние аудиторы и бухгалтерия зачастую не ладят друг с другом. А если компания обязана приглашать еще и аудиторов внешних, то мира точно не будет. Как же наладить взаимоотношения?

Для чего нужна служба внутреннего аудита?

Задачи, которые решают внутренние аудиторы, весьма разнообразны. Помимо проведения проверок, внутренние аудиторы занимаются консультированием бухгалтеров, проверкой внутренней документации предприятий, оценкой и улучшением эффективности систем бухгалтерского и налогового учета. Кроме того, внутренний аудит призван наладить контроль над расходами и дисциплиной в отделах. Помимо прочего это означает, что внутренний аудитор должен находить ошибки в бухгалтерском и налоговом учете своей же фирмы. Ну и наконец, внутренние аудиторы призваны выявлять скрытые резервы для повышения эффективности работы всего предприятия.

Комментирует Светлана НЮЧЕВА, внутренний аудитор ЗАО «Сухой Нафта Корпорейшн»:

– Я работаю в отделе внутреннего аудита компании, которая занимается разработкой оборудования для нефтяной промышленности. Основной функцией нашего отдела является внутренний контроль на предприятии. А именно мы проводим внутренний аудит бухгалтерского и налогового учета; исследуем проблемные вопросы финансово-хозяйственной деятельности предприятия и разрабатываем предложения по их разрешению. Кроме того, мы анализируем действующее налоговое законодательство и отслеживаем все изменения. В наши обязанности входит и контроль над внешними аудиторскими проверками, анализ аудиторских заключений и отчетов.

Работу внутреннего аудитора можно сопоставить с работой домашнего доктора. Он должен не только диагностировать проблему, но и оказать помощь в ее решении. Так, например, аудиторам иногда приходится полностью восстанавливать бухгалтерский учет на некоторых предприятиях, помогать бухгалтерам составлять отчетность, представлять интересы предприятия в налоговых органах.

Конечно, вместо создания собственной службы внутренних аудиторов можно использовать консультантов со стороны. Однако практика показала, что затраты на создание и содержание отдела внутреннего аудита на 30–50 процентов дешевле по сравнению с затратами на внешних консультантов. При этом оперативность службы внутреннего аудита куда выше. Ведь внутренние аудиторы лучше знакомы со спецификой деятельности предприятия и со всеми проблемами, которые возникают у фирмы. Внешние же консультанты не всегда способны правильно оценить ситуацию. И наконец, специалисты собственной аудиторской службы более заинтересованы в том, чтобы деятельность предприятия была эффективной. Отметим, что решение о создании службы внутреннего аудита никак не связано с установленной законом обязанностью для некоторых организаций проводить аудит внешний.

Вместе с тем организация службы или отдела внутреннего аудита все же сопряжена со сложностями. Одна из них – отсутствие какой-либо нормативно-правовой базы и методических материалов, на которые можно было бы опираться при создании внутренней документации. В то время как деятельность внешних ауди- торов регулируется законом и федеральными стандартами. Впрочем, такая независимость внутренних аудиторов может быть и выгодна. Ведь «нормативку» можно разрабатывать самостоятельно, исходя из тех целей и задач, которые ставятся перед новоиспеченным отделом.

Взаимоотношения с бухгалтерией

Как правило, бухгалтерия не подчиняется службе внутреннего аудита. По сути, это два равноправных подразделения. В то же время по долгу службы они должны тесно сотрудничать между собой. Взаимодействие строится по простому принципу. Весь текущий учет возложен на бухгалтерию, а контроль над правильностью его ведения – на аудиторов. Если же у бухгалтеров возникают какие-либо вопросы, связанные с учетом или налогообложением, то служба аудита помогает их решить.

Однако на деле все не так просто. Бухгалтеры нередко воспринимают внутренних аудиторов как лишнюю контролирующую инстанцию и сотрудничают с ними, мягко говоря, с неохотой. Дело в том, что критерием качества работы внутреннего аудитора в числе прочего выступают и найденные у бухгалтеров ошибки. Поэтому зачастую руководители предприятий считают, что если ревизор их не выявил, значит, он плохо выполняет свои обязанности.

Если руководство заинтересовано в том, чтобы службы организации трудились слаженно, то такой подход неверен. У бухгалтеров и так достаточно проверяющих. И постоянно быть «под прицелом» службы, которая сообщает обо всех промахах начальству, не хочется никому. Поэтому лучше изначально не ставить перед аудиторами задачи найти как можно больше оплошностей в работе бухгалтерии. А проверять нужно только то, что действительно является болевым местом. Иначе и аудиторам не хватит ни сил, ни времени. То есть первейшая задача – это правильный выбор объекта проверки.

Комментирует Ольга РЕЗНИКОВА, главный бухгалтер SAB Miller Russia:

– В нашей компании у отдела внутреннего аудита существуют согласованные с менеджментом процедуры проведения аудиторских контрольных мероприятий. Все они проводятся по определенным участкам, которые менеджмент компании определяет как наиболее рискованные с точки зрения бизнеса. Сам аудит проходит в два этапа. Первый этап – это тщательная проверка документов и собеседования с ответственными за этот участок со- трудниками. На втором этапе происходит обсуждение выявленных проблем с руководителем подразделения, где проводится аудит. И только после этого выпускается аудиторский отчет, который доводится до сведения руководства и обсуждается на аудиторском комитете. При этом все выявленные в ходе аудита недочеты анализируются ежемесячно до их полного исправления и соответственно устранения рисков.

Комментирует Светлана НЮЧЕВА, внутренний аудитор ЗАО «Сухой Нафта Корпорейшн»:

– Хочу отметить, что при проведении проверок мы стараемся не загружать бухгалтерию. Все необходимые данные для проверок мы берем напрямую из бухгалтерской базы, вплоть до первичных документов. И только в случае крайней необходимости обращаемся к сотрудникам бухгалтерии. При этом особое внимание мы уделяем проверке двух основных налогов – НДС и налога на прибыль. Так как объем хозяйственных операций на нашем предприятии большой, мы используем выборочный метод проверки, обращая особое внимание на операции с крупными суммами. Например, если сумма к вычету превышает 100 000 руб., мы обязательно проверим, правильно ли оформлен счет-фактура. То же самое касается и расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. Ведь крупная сумма, включенная в затраты, наверняка вызовет подозрение у налоговиков. Поэтому нужно тщательно проверить обоснованность произведенных расходов.

От ошибок не застрахован никто. Поэтому следующей задачей проверяющих должно быть исправление выявленной ошибки. А еще лучше – предотвращение появления ошибок в будущем. Только в этом случае тандем «внутренние аудиторы – бухгалтерия» будет плодотворным. Если же внутренние аудиторы ограничатся исключительно своими ревизионными функциями, то ни о какой продуктивной работе с бухгалтерией говорить не придется.

Комментирует Ирина КУКЛЕВА, руководитель службы внутреннего аудита ООО «Группа Еврофинанс»:

– Служба внутреннего аудита, конечно, призвана выполнять контролирующие функции, то есть проверять, правильно ли работает бухгалтерия, не допускает ли ошибок. Но все же, по моему мнению, за контролем стоит более важная задача – сделать так, чтобы ошибок не было. Считаю, что отчеты, которые мы представляем руководству холдинга, не должны быть похожими на кляузы и доносы, где говорится только о том, какая ошибка допущена и кто виноват. Нужно быть корректными и сосредоточить внимание на причинах оплошностей, делать предложения, как их устранить. Например, действенное средство – чаще направлять бухгалтеров на профессиональные семинары. Это сразу же сказывается на работе – недочетов становится меньше. Полезно также, когда внутренние аудиторы консультируют бухгалтеров по сложным вопросам налогообложения и учета, вместе ищут решение или выход из неоднозначных ситуаций.

Комментирует Светлана НЮЧЕВА, внутренний аудитор ЗАО «Сухой Нафта Корпорейшн»:

– Служба внутреннего аудита – это независимое структурное подразделение предприятия. Исходя из организационной структуры компании, оно подчиняется либо непосредственно генеральному, либо финансовому директору. При этом взаимоотношения с бухгалтерией должны строиться на принципах полного доверия, здесь не должны возникать какие-либо недомолвки и разногласия. Конечно, работа внутренних аудиторов направлена в том числе и на поиск ошибок в работе бухгалтерии. Однако аудиторам следует не только высказывать свои замечания, но и предлагать методы исправления ошибок.

Взаимоотношения с внешними аудиторами

Хотя внутренние и внешние аудиторы решают, по сути, схожие задачи, отношения их нельзя назвать безоблачными. Ведь внешние аудиторы при проведении проверки контролируют в том числе и работу внутренних аудиторов. И их позиция по тем или иным вопросам учета может не совпасть с мнением внутренних ревизоров.

Отсюда и противоречия, которые порой возникают между внутренними и внешними аудиторами. А в результате главный бухгалтер просто не знает, к чьему мнению ему прислушиваться и какую точку зрения считать правильной. Однако и эти проблемы вполне решаемы, особенно если руководство предприятия четко поставит перед каждым из аудиторов его задачу и не будет их сталкивать между собой.

Комментирует Нина ТОКАРЕВА, директор департамента аудита аудиторско-консалтинговой группы «СВ-Аудит»:

– Взаимоотношения между внешним консультантом и внутренним аудитором компании всегда выстраиваются непросто. С самого начала эти отношения противоречивы и неоднозначны: с одной стороны, внутренний специалист – помощник внешнего аудитора, поскольку лучше владеет ситуацией и помогает быстро во всем разобраться. С другой – соперник, которому постоянно нужно доказывать свою точку зрения и отстаивать свое мнение. Ведь очень часто внешний аудитор смотрит на проблему под одним углом, а внутренний аудитор – под другим. Иногда внутренний специалист испытывает некую настороженность по отношению к внешнему консультанту. Это и неудивительно, ведь сторонний аудитор призван находить недостатки не только в деятельности организации, но и в работе внутренней службы аудита. Я считаю, что внешним консультантам и штатным аудиторам нужно учиться выстраивать взаимоотношения друг с другом исходя из понимания, что у каждого свои стратегические задачи, которые нужно выполнять, и выполнять с максимальной эффективностью.

Кроме того, следует отметить, что функции внутренних аудиторов, как правило, шире. Внешний аудит традиционно занимается прежде всего подтверждением достоверности бухгалтерской отчетности компании. Внутренний аудит направлен еще и на оценку существующих систем контроля и управления рисками компании. Еще одним отличием является то, что внешние аудиторы в рамках оказания аудиторских услуг не делают оценку экономической обоснованности управленческих решений и эффективности деятельности компании, что обычно является одной из задач внутреннего аудита.

Кого берут на должность внутреннего аудитора?

Бухгалтер и аудитор, в том числе и внутренний, – профессии смежные, да и образование требуется одинаковое. Причем, чтобы занять должность внутреннего ревизора компании, аттестат аудитора не нужен. Поэтому, а еще потому, что внутренний аудитор не так часто ездит в командировки, эта должность вполне привлекательна для главного бухгалтера. Если, конечно, он захочет сменить профессию.

Работодателю же, разумеется, в первую очередь нужен человек, обладающий отличными знаниями. А вот опыт работы внешним аудитором необязателен.

Комментирует Светлана НЮЧЕВА, внутренний аудитор ЗАО «Сухой Нафта Корпорейшн»:

– Для работы внутренним аудитором, на мой взгляд, не так важно, кем трудился человек прежде – бухгалтером или внешним аудитором. Прежде всего, это должен быть профессионал, поэтому необходимо провести тестирование по налоговому и бухгалтерскому учету. Внутренний аудитор, кроме того, должен быть коммуникабельным человеком, умеющим доходчиво разъяснять необходимую информацию.

И все же для работодателя скорее всего идеальным вариантом будет аудитор, но с опытом работы в бухгалтерии. Дело в том, что для внутреннего аудита помимо бухгалтерских знаний необходимо иметь навыки проведения проверок. Это владение методикой, умение работать с большим объемом информации, способность планировать время ревизии и т. д. А понимание чисто бухгалтерских проблем позволит эффективнее наладить контакт с сотрудниками бухгалтерии.

Благодарим за помощь в подготовке
статьи ЗАО «BKR-Интерком-Аудит», www.rosec.ru