3974
20 января 2006

Как «упрощенщику» учитывать товары в 2006 году

Торговые фирмы, применяющие упрощенную систему, должны в 2006 году руководствоваться новыми правилами. В частности, законодатели ужесточили порядок, в котором следует списывать товары и «входной» НДС по ним. И теперь «упрощенщикам» придется вести сложный учет. Более того: методы списания товаров, которые предусматривает Налоговый кодекс РФ, розничным магазинам не подходят.

Как в 2006 году учитывать стоимость товаров при «упрощенке», читайте в нашей статье.

Сравниваем новый и старый порядок списания товаров и НДС

С 1 января «упрощенщики» могут учесть в составе расходов только те товары, которые реализованы. Такова новая редакция подпункта 2 пункта 2 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ. При этом по общему правилу купленные товары должны быть еще и оплачены поставщику. Напомним, что в 2005 году налоговики также настаивали на том, что «упрощенщик» может учесть в расходах лишь реализованные товары. Однако глава 26.2 Налогового кодекса РФ этого не требовала. Поэтому Минфин России не соглашался с налоговиками и позволял списывать товары сразу же после их оплаты. Такая позиция изложена, например, в письме финансового ведомства от 16 марта 2005 г. № 03-03-02-04/1/74. Но теперь позиция налоговиков узаконена.

Также изменился порядок списания в состав расходов «входного» НДС по купленным товарам. Теперь при расчете единого налога можно учесть налог, если одновременно выполняется два условия, а именно: НДС оплачен, а товары списаны в состав расходов. Это следует из новой редакции подпункта 8 пункта 1 статьи 346.16 и статьи 346.17 Налогового кодекса РФ.

Старая редакция кодекса не требовала дожидаться, пока товары будут списаны в расходы. Это подтверждает и письмо Минфина России от 3 марта 2005 г. № 03-03-02-04/1/52. Однако налоговики все равно настаивали на том, что НДС зависит от того, когда товары будут признаны в составе расходов.

Таким образом, «входной» НДС по товарам в 2006 году «упрощенщик» может включить в состав расходов только одновременно с самими товарами. Но в книге учета доходов и расходов налог и товары нужно отражать в отдельных строках, так как это два разных вида затрат.

Новая редакция статей 346.16 и 346.17 Налогового кодекса РФ создает для торговых фирм сложности на практике. Расскажем, как решить проблемы, связанные с изменениями, отдельно для оптовых и розничных торговых фирм.

Оптовая торговля

Поправки в Налоговый кодекс РФ требуют, чтобы фирма отслеживала, какие именно товары реализованы – оплаченные или нет. Делать это статья 346.17 предлагает одним из следующих способов:
– по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);
– по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО);
– по средней себестоимости;
– по стоимости единицы товара.

Эти способы подходят для оптовых фирм. Причем выбранный вариант «упрощенщик» должен прописать в учетной политике. Кроме того, фирме придется вести специальный регистр, в котором она будет исчислять количество и стоимость проданных товаров.

Ну а если фирма ведет бухучет в полном объеме, то все данные можно отслеживать с помощью бухгалтерских счетов и аналитики к ним.

Розничная торговля

Розничные магазины обычно ведут только суммовой учет проданных товаров. То есть не выписывают покупателям первичные документы, а только пробивают кассовый чек. Однако в чеке ККТ, как правило, отсутствует количество проданных товаров. В нем проставляется лишь общая сумма покупки. Ведь специальные кассовые аппараты, сканирующие штрихкод товаров, могут позволить только большие супермаркеты, которые вряд ли применяют упрощенную систему. Поэтому розничным магазинам, применяющим «упрощенку», сложно определить, какие товары были реализованы. Но в связи с новыми правилами Налогового кодекса РФ эту проблему придется решить. При этом те способы списания товаров, которые предложены в кодексе (ФИФО, ЛИФО, средней себестоимости и стоимости единицы товаров), розничным магазинам не подходят. С этим согласны и в Минфине России. Сейчас законодатели готовят изменения, в соответствии с которыми из Налогового кодекса РФ уберут требование применять методы ЛИФО, ФИФО, средней себестоимости и стоимости единицы товаров.

Однако даже такая поправка не решит проблемы розничных продавцов. Им придется разработать собственную методику расчета стоимости реализованных и оплаченных товаров.

Как вариант можно посоветовать следующую методику.

1. Розничному магазину на начало каждого месяца нужно определить стоимость оплаченных, но не реализованных товаров (Он). Сложнее всего это сделать на 1 января 2006 года тем фирмам, которые в 2005 году не отслеживали этот показатель. В связи с этим в начале года придется провести инвентаризацию товаров на складе. А затем по первичным документам поставщиков определить, какие из этих товаров оплачены.

А вот в следующие месяцы стоимость оплаченных, но не реализованных товаров можно определять по формуле. Для этого сначала надо рассчитать долю непроданных в течение месяца товаров в общей массе товаров (проданных и оставшихся на складе):
Д1 = Ок : (Ср + Ок),
где Ср – стоимость товаров, реализованных в течение месяца без учета НДС (определяется по кассовым чекам); Ок – стоимость товаров по продажным ценам без НДС, которые остались не проданными на конец месяца (определяется по данным инвентаризации).

Затем полученную долю следует умножить на общую сумму оплаченных товаров:
Он = (Ом + Оп) x Д1,
где Ом – суммы, оплаченные поставщикам без учета НДС (определяется по платежным документам); Оп – стоимость оплаченных, но не реализованных товаров на начало предыдущего месяца.

2. Определяется доля нереализованных товаров в общей массе товаров (проданных и оставшихся на складе):
Д2 = Ср : (Ср + Ок).

3. Наконец, рассчитывается стоимость реализованных и оплаченных товаров по следующей формуле:
Р = (Ом + Он) xД2,
где Р – стоимость реализованных и оплаченных товаров, которая списывается на расходы в текущем периоде.

4. Также необходимо определить сумму «входного» НДС, который можно отнести на расходы. Сделать это можно расчетным путем, умножив стоимость товаров на 18 процентов:
НДСр = Р x 18%,
где НДСр – сумма «входного» НДС, которая относится к реализованным и оплаченным товарам и которую можно отнести на расходы текущего периода.

Проиллюстрируем применение этой методики на примере.

Пример

Розничный магазин ООО «Арма» применяет «упрощенку» и платит единый налог с разницы между доходами и расходами. В январе и феврале 2006 года фирма получила такие данные: (см. таблицу)

Сначала рассчитаем стоимость товаров, которые можно учесть в расходах января 2006 года. Предположим, стоимость товаров, оплаченных, но не реализованных на 1 января, равна 20 000 руб. Тогда расходы равны:
(87 000 руб. + 20 000 руб.) x 120 250 руб. : (120 250 руб. + 40 500 руб.) = 80 041,99 руб.

«Входной» НДС, который ООО «Арма» может включить в состав расходов, равен 14 407,56 руб. (80 041,99 руб. x 18%).

А на 1 февраля стоимость оплаченных, но не реализованных товаров уже будет рассчитываться по формуле. Этот показатель равен:
(87 000 руб. + 20 000 руб.) x 40 500 руб. : (120 250 руб. + 40 500 руб.) = 26 958,01 руб.

Тогда расходы «упрощенщика» в феврале составляют:
(94 300 руб. + 26 958,01 руб.) x 242 400 руб. : (242 400 руб. + 45 000 руб.) = 102 271,89 руб.

«Входной» НДС, который относится к расходам, равен 18 408,94 руб. (102 271,89 руб.x18%).

Расходы, связанные с покупкой товаров

С 1 января 2006 года законодатели расширили перечень расходов «упрощенщика». И теперь в подпункте 23 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ четко сказано, что при расчете единого налога можно учесть расходы, связанные с доставкой, хранением и обслуживанием товаров. Напомним: раньше статья 346.16 Налогового кодекса РФ не предусматривала подобных затрат. Поэтому сотрудники финансового ведомства запрещали их учитывать. Такая позиция изложена, например, в письме Минфина России от 10 ноября 2004 г. № 03-03-02-04/1/47.

Однако фирмы не раз доказывали в суде, что расходы по доставке, обслуживанию и хранению товаров можно учесть в составе материальных расходов. Пример – постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11 февраля 2004 г. № Ф04/596-60/ А03-2004.