277
20 марта 2012

Как сшивать и хранить новые счета-фактуры, журналы и книги

Новые правила работы со счетами-фактурами, журналом учета, книгами продаж и покупок поменяли не только порядок их составления, но и хранения. Причем все нормы по вопросам хранения, приведенные в постановлении Правительства РФ от 26.12.11 № 1137, оказались весьма расплывчатыми. Совместно со специалистами Минфина России мы прояснили спорные моменты.

Счета-фактуры

Как сшивать и хранить новые  счета-фактуры, журналы и книги. В постановлении № 1137 сказано, что счета-фактуры, в том числе корректировочные и исправленные, хранят в хронологическом порядке по мере выставления или получения. С этой простой формулировкой возникло сразу три неясности: вместе или по отдельности хранить входящие и исходящие документы, подшивать ли к ним таможенные декларации, бланки строгой отчетности и другие бумаги и, наконец, к какому периоду подшивать исправления.

Как хранить. Счета-фактуры стоит прошивать раз в квартал или раз в месяц, если объем документов большой. Выставленные и полученные счета-фактуры проще отделить друг от друга. Ведь первые нужны для заполнения книги продаж, а вторые – книги покупок. Иные документы компания вправе хранить как угодно: либо подшить вместе со счетами-фактурами, либо отдельно – как удобно. Это подтвердили в Минфине.

Что касается исправленных счетов-фактур, на них также распространяются требования о хронологии. Так что подшить их надо вместе со счетами-фактурами того периода, в котором внесены исправления. Но даже если сделать как-то иначе, штрафа не будет. Ведь за такие нарушения кодекс ответственности не предусматривает.

Журнал счетов-фактур

Постановление № 1137 требует пронумеровывать и прошнуровывать журнал, составленный на бумаге. Но в правилах не сказано, надо ли вместе с журналом прошивать счета-фактуры, хотя раньше это требование было.

Как хранить. Журнал – это отдельный документ. Подшивать к нему счета-фактуры не надо. Причем компания может вести журнал и в электронном виде, так что к нему подшить счета-фактуры и не получится.

Книги продаж и покупок

В постановлении № 1137 есть два способа хранения книги продаж и покупок – на бумаге или электронно. Бумажные регистры надо распечатывать ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за окончанием квартала. Распечатку нумеруют, шнуруют и подписывают у руководителя. Но многие бухгалтерские программы выводят на листах дату печати. Поэтому неясно, вправе ли компания печатать книгу именно 20-го числа, так как «до 20-го» предполагает, что это число не включается. Непонятно, что будет, если напечатать документ позже, например 25-го числа.

Как хранить. В Минфине нам подтвердили, что распечатать книгу можно и 20-го числа включительно. Ведь срок для сдачи декларации не позднее 20-го числа. Но даже если при печати будет более поздняя дата, перепечатывать книгу не требуется. Штрафов все равно нет. А вычеты из-за такого нарушения инспекторы вряд ли снимут, ведь сами счета-фактуры будут в порядке.

Дополнительные листы

В постановлении № 1137 сказано, что дополнительные листы надо приложить к книге продаж или покупок, пронумеровать с продолжением сквозной нумерации, прошнуровать и скрепить печатью. Не ясно, надо ли скреплять их вместе, а также что грозит компании, если сквозная нумерация нарушена.

Как хранить. Если компания ведет книги на бумаге, скреплять документы не требуется. Ведь срок для печати книг 20-го числа, а дополнительные листы обычно составляют позже. Так что их достаточно сколоть вместе, но не прошивать. За нарушение сквозной нумерации штрафа нет. Так что, если номера начаты заново, компания вправе сама решить, править их или нет. Аналогичную позицию нам подтвердили в Минфине.