190
27 февраля 2006

Правильно оформить документ – это не половина успеха, а гораздо больше

Любой бухгалтер с ходу расскажет множество печальных историй о том, какими проблемами обернулась для его предприятия, казалось бы, такая маленькая ошибка в заполнении платежки. Причины ошибок разные: банальная невнимательность, недопонимание правил оформления платежных документов, неосведомленность о произошедших изменениях. О том, как избежать досадных недоразумений, наши читатели расспрашивали специалистов отдела учета налоговых поступлений и отчетности областного УФНС Александра Рауфовича Юнусова, заместителя начальника отдела, и Наталью Савельевну Самойлову, главного государственного налогового инспектора.

Здравствуйте. Я частный предприниматель. У меня несколько торговых точек, где я осуществляю деятельность, облагаемую ЕНВД. Раньше я указывала в платежных поручениях коды ОКАТО разных районов Самары. Как быть теперь?

Александр Юнусов:

- Если все ваши точки находятся в Самаре, то ситуация упрощается: в Самаре код ОКАТО теперь указывается единый, без деления на районы, - 36 401 000 000. В Тольятти тоже единый для всех районов код – 36 440 000 000. А вообще кодов ОКАТО на территории Самарской области стало намного больше: 342 вместо 37. Причиной увеличения послужило принятие Закона № 131-ФЗ об органах местного управления.

И еще один важный момент. Если в 2006 году уплачиваемый налог имеет статус федерального или регионального и поступает в соответствующий бюджет без каких-либо отчислений на местном уровне, то все задолженности по 2005 году налогоплательщик уплачивает по новому ОКАТО. Если же налог подлежит разделу, то есть предусмотрено отчисление части налога в местный бюджет, то при уплате задолженностей за 2005 году надо пользоваться старыми кодами ОКАТО, а по 2006 году применять новые коды ОКАТО.

- Есть ли принципиальные изменения в КБК?

- На этот год КБК определены приказом № 152н. Главное изменение связано с тем, что на территории Самарской области начал действовать закон № 131-ФЗ об органах местного самоуправления. Следствием стало появление отдельных КБК по земле (4 новых кода) и по имуществу (2 кода) в отношении налогов, уплачиваемых физическими лицами.

Предприниматель из поселка Яицкого беспокоит. Раньше наш поселок относился к Волжскому району, а теперь к Куйбышевскому району города Самары. Значит ли это, что мне теперь надо перерегистрироваться?

Александр Юнусов:

Да, перерегистрацию вам пройти придется. Но это процесс длительный: мы должны подготовить официальное уведомление, снять вас с учета, провести акт сверки, передать карточки лицевых счетов и т.д. Никаких санкций в ближайшее время не будет, не волнуйтесь: Закон № 131-ФЗ устанавливает переходный период до 2010 года.

- В нашей налоговой инспекции висит объявление, что в связи с изменением ОКАТО поменялся ИНН и КПП налоговой. Это так? И еще вопрос. Где можно получить сводные данные по новым КБК и ОКАТО?

Наталья Самойлова:

Что касается первого вопроса. Нет, ИНН и КПП у инспекций остались прежними. Просто инспекция разместила на стенде информацию о новых кодах ОКАТО с привязкой к своим ИНН и КПП. Получить полный пакет данных по КБК и ОКАТО вы можете в своей ИФНС. Сделайте заявку, и сотрудники инспекции вам все подготовят. Кроме того, вся информация размещена на сайте Управления (www.r63.nalog.ru). Если в организации нет доступа к Интернету, можно воспользоваться гостевыми компьютерами в инспекциях. Правда, они есть не во всех районах (в Советском, Октябрьском, Ленинском, Красноглинском, Самарском районах гостевые компьютеры установлены – Ред.), но никто не запрещает посетить чужую инспекцию.

Мы в январе платили НДС за декабрь и указали новый ОКАТО. Правильно?

Наталья Самойлова:

- Да, ОКАТО нужно было указать новый, а КБК по НДС не поменялся.

А есть ли какие то нюансы указания КБК при уплате НДС за услуги, приобретенные у иностранной организации?

В данном случае важно понимать, о каком именно НДС идет речь. Одно дело, если это НДС за услуги, оказываемые на территории РФ, и совсем другое – если это касается ввозимых услуг. Кроме того, важно помнить, что отдельные правила действуют с 2005 года в отношении республики Беларусь. КБК, начиная со 104 (это акцизная продукция и НДС за продукцию, ввозимую на территорию РФ) администрируются как налоговой службой, так и таможенниками, а все остальное контролируют только таможенники.

- Мы неправильно указали КБК, и произошла переплата в Пенсионный фонд. Подскажите, как нам ее вернуть?

Александр Юнусов:

- Вы затронули очень больную тему. Действительно, довольно часто ошибка в документах ведет к тому, что деньги отправляются не по адресу, например, вместо страховой части в накопительную. В результате в одном месте образуется недоимка, в другом - переплата. Скажу честно, что на сегодняшний день ни вернуть, ни перераспределить деньги практически невозможно: никаких возвратов и зачетов в связи с пенсионными взносами мы не производим. Позиция ФНС на этот счет такова. В Налоговом кодексе РФ есть понятия «налог» и «сбор», но нет такого понятия, как «взнос». Взносы регламентируются законом Пенсионного фонда РФ, следовательно, это деньги ПФР, распоряжаться которыми мы не вправе. Думаю, что в ближайшее время этот вопрос будет урегулирован. В настоящее время по этому вопросу формируется и арбитражная практика. Так, арбитражный суд Самарской области признал, что возвращать переплату все-таки должны налоговые органы (мы рассказывали об этом в январском номере – Ред.).

- А насколько оперативно передаются сведения об уплате в отделение ПФР?

- Если была правильно оформлена платежка и деньги сели на соответствующий код, сведения в ПФ передаются сразу же, буквально на следующий день. Обнаружив ошибку, налоговые инспекции стремятся связаться с организацией, сейчас больше по телефону: подготовка и отправка письменного уведомления занимает слишком много времени. Если организация указала «живые» координаты и контакты, вопрос почти всегда решается быстро. А вообще мой совет: если налоговая с вами не связывается, а вы не видите отправленных денег на счету в ПФР, не сидите, а немедленно выясняйте ситуацию с вашим платежным поручением.

Я неправильно указала код ОКАТО. Это грозит какими-то штрафными санкциями? Сроки предоставления декларации уже прошли…

Наталья Самойлова:

- Нет. Если вы принесли декларацию сами, а не отправили ее в электронном виде, инспектор обязательно должен был обратить ваше внимание на неверно указанный ОКАТО. Своевременность сдачи декларации никак не связана с правильностью заполнения поля ОКАТО.

- Вопрос такой: как связаны между собой поля 104 «КБК» и 110 «Тип платежа»?

Александр Юнусов:

- Взаимосвязь полей 104 и 110 расписана в приказе № 106н «Порядок заполнения платежных поручений». Если, например, вы ставите в 110 поле «НС», то 14-ый разряд КБК, определяющий налог, пени и штраф, должен соответствовать этому виду платежа. Обратите внимание: согласно изменениям в приказе № 201 о ведении карточек расчетов с бюджетом, у нас основным приоритетом при разноске платежных поручений является все-таки статус 110. Так что если вы указали в поле 110 «НС», «ПЕ» или «ПЦ», а 14 разряде КБК, например, написали 1, то мы поставим ваш платеж согласно тому, что указано в поле 110.

Вообще, насколько правильно вы отразите информацию в поле со 104 по 110, настолько правильно это будет занесено в карточку лицевого счета и определена однозначность платежа. Если вы платите прибыль, а написали код НДС, то деньги уйдут на НДС. Это в лучшем случае, а, скорее всего, деньги «повиснут» на невыясненных поступлениях.

- Что должно быть указано в поле 101 при перечислении ЕСН и страховых взносов в Пенсионный фонд? И какой код в этом поле указывает организация, перечисляя НДФЛ за штатных работников?

Наталья Самойлова:

- Поле 101 определяет статус налогоплательщика. Все 15 возможных позиций перечислены в приложении 5 к приказу № 106н. Если ЕСН и взносы в ПФР перечисляет за своих работников организация, то указывается статус 14. В отношении предпринимателя правила такие: если он уплачивает взносы за себя, то указывает статус 09, а если за наемных работников - статус 14. При уплате НДФЛ за своих работников организация выступает как налоговый агент, поэтому указывает 02.

Кстати, путаница происходит, когда организация одновременно выступает как юридическое лицо и как налоговый агент. Уплачивая платежи как налоговый агент, не забывайте переоформить поле с 01 на 02. Учтите, у нас карточки лицевых счетов разные, и в итоге ваш платеж может «лечь» не на тот счет. А взаимозачеты между основным юрлицом и налоговым агентом сделать нельзя.

- Добрый день. Разъясните механизм возврата судебной госпошлины.

Александр Юнусов:

- Важно, в каком суде рассматривалось дело. Налоговыми органами Самарской области контролируется госпошлина только по делам, рассматриваемым Самарским арбитражным судом, судами общей юрисдикции и мировыми судьями. Уплачивается госпошлина в том районе, где находится суд. Наш арбитражный суд находится в Октябрьском районе, соответственно, там и уплачивается госпошлина. Если дело рассматривается в Верховном суде РФ или Конституционном суде РФ, то госпошлины уплачиваются по реквизитам московской налоговой инспекции, а именно: ИФНС № 10 по г. Москве. Возврат госпошлины осуществляется в том же порядке. Если задействована Москва, ехать туда за возвратом, конечно, не надо. Вы приходите в свою инспекцию, пишете заявление на возврат и предъявляете соответствующую платежку. Ваша ИФНС сделает запрос на подтверждение перечисления госпошлины. И только потом будет возврат.

- Расскажите, как избежать ошибок при заполнении поля 106?

Наталья Самойлова:

- Основная ошибка организаций, у которых есть реструктуризация, следующая: как основание платежа они указывают не «реструктуризацию», а «ТП» (текущий платеж). И возникают казусы, потому что по реструктуризации им предоставляют график отсрочки платежа и при досрочном погашения списываются пени. Если же основание платежа указано неправильно, платеж не «ложится» в график погашения. Получается, что организация не выполняет этот график, и ей могут отказать в реструктуризации Почему-то многие считают, что если деньги с их расчетного счета сняты, то неважно, куда они сели – в реструктуризацию или в текущий платеж. То же касается погашения задолженностей по акту проверки. Надо обязательно поставить «АП».

- А как заполнить поле 21 «Очередность платежей»?

- Здесь важно помнить, что все налоговые платежи – это очередность 03. Бывают ошибки, когда бухгалтеры ставят очередность 03, а КБК неналоговые. И банк не принимает такие платежные поручения. Так что если вы перечисляете какие-то другие, неналоговые, платежи, очередность указывать не надо.

Предпринимаются ли какие-то шаги, чтобы облегчить прием налоговых платежей от налогоплательщиков - физических лиц?

Александр Юнусов:

- С 2005 года Самара и Тольятти, кстати, одними из первых на территории России, перешли на прием платежей в электронном виде от физических лиц. В этом, конечно, немалая заслуга Сбербанка. Мы получаем документы через казначейство в электронном виде, и сведения ложатся в лицевой счет. Благодаря этой практике невыясненные платежи от физлиц почти сведены к нулю. Кроме того, у нас есть договоренность с Центробанком о том, что с 1 января этого года такие платежи (ПД-квитанции) обязаны принимать все коммерческие банки.