183
4 июля 2016

Есть основания списать расходы на ликвидацию неиспользуемого актива

Компания может списать расходы на ликвидацию неиспользуемого актива. Мы привели аргументы для такой ситуации. Хотя не исключены споры с проверяющими.

Ситуация

Купили станок. Использовали его больше трех лет, амортизацию списывали линейным методом. В середине года актив законсервировали. Хотели сначала провести модернизацию, но эксперты посчитали, что выгоднее купить новое оборудование. Вправе ли мы списать в расходы остаточную стоимость оборудования и расходы на демонтаж?

Решение

Вы вправе списать расходы. Но не исключены споры с инспекцией.

Налоговый кодекс позволяет списать остаточную стоимость актива и расходы на демонтаж при ликвидации основного средства. Это следует из подпункта 8 пункта 1 статьи 265 НК РФ. Исключений на случай, когда амортизируемый актив находится на консервации, в кодексе не предусмотрено.

Разъяснения

В то же время, как считают опрошенные нами инспекторы на местах, учитывать такие расходы нельзя, поскольку компания не использовала актив в производстве на дату списания. С такой позицией можно поспорить. Основной критерий для учета затрат — это наличие у ликвидируемого актива статуса основного средства. В момент, когда компания перевела объект на консервацию, станок перестал быть амортизируемым имуществом (п. 3 ст. 256 НК РФ). Но объект остался основным средством (п. 1 ст. 257 НК РФ).

А значит, есть основания для учета затрат. В вашем регионе практика не сложилась, но в других округах судьи поддерживают компании (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.10.14 № А63-11961/2013).