5008
17 августа 2016

Книга учета доходов и расходов для ИП на УСН 2016

У бизнесменов на спецрежиме должна быть книга учета доходов и расходов для ИП на УСН 2016. Мы расскажем, как фиксировать в ней операции. Посмотрите образец книги.

Когда необходимо вести книгу

Предприниматели на УСН обязаны вести книгу учета доходов и расходов. Такие бизнесмены освобождены от бухучета. Так что все необходимые показатели своей деятельности им достаточно отражать в книге. На каждый год открывают новую книгу – на бумаге или в электронном виде. Электронную книгу в конце года распечатывают. Заверять ее в инспекции не нужно. Да и сдавать в инспекцию вместе с декларацией по УСН не придется.

Если ИП неправильно оформляет книгу или вообще ее не ведет, ему грозит штраф за грубое нарушение правил учета доходов  расходов по статье 120 Налогового кодекса РФ. Его размер – 10 тыс. руб. Если книгу ведут, то инспекторам в ходе проверки ее не представили, оштрафовать могут по статье 126 Налогового кодекса на 200 руб.

Упрощенщики обязаны хранить книгу за прошлые годы в течение последующих четырех лет (п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ). Посмотрите сроки храния документов.

Как заполнять книгу

В книге учета доходов и расходов отражают операции, которые влияют на налоговую базу по УСН. Так что если ИП получил доходы, которые не облагают налогом (например, от продажи личного имущества), в книгу такие суммы не включают. Также и с расходами – если они не уменьшают налоговую базу (ст. 346.16 Налогового кодекса РФ), в книге учета такие затраты не отражают.

ИП с объектом «доходы»,  может вообще не показывать расходы в книге. Заносить в нее обязательно только расходы, которые профинансировали за счет средств, полученных на трудоустройство безработных или за счет субсидий по Федеральному закону от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

Раздел I

В первом разделе «Доходы и расходы» книги заполняют таблицу, в которой указывают:

Вот книга учета доходов и расходов для ИП на УСН 2016 год (образец):

Справочную часть к разделу I книги заполняют предприниматели с объектом «доходы минус расходы». Здесь указывают:

Сведения отражают по итогам года.

Раздел II

Его заполняют при упрощенке с объектом «доходы минус расходы», если ИП приобрело ОС или НМА. Расходы на такие активы списывают поквартально (п. 3 ст. 346.16, п. 2.1. ст. 346.25 Налогового кодекса РФ). Поэтому в каждом квартале заполняют новый лист раздела II книги. По каждому объекту основных средств или НМА заполняют отдельную строку.

Раздел III

Раздел «Расчет суммы убытка…» книги заполняют ИП, которые получили убыток. Здесь рассчитывают, какую сумму можно учесть в целях налогообложения по правилам пункта 7 статьи 346.18 Налогового кодекса РФ.

Раздел IV

Этот раздел книги заполняют ИП, которые платят налог с «доходов». Здесь отражают расходы, предусмотренные пунктом 3.1 статьи 346.21 Налогового кодекса РФ: страховые взносы; выплаченные работникам пособия по временной нетрудоспособности; платежи (взносы) по договорам добровольного личного страхования. Данные расходы уменьшают сумму налога и авансовых платежей по нему. Для каждого расхода предусмотрена отдельная графа.

Как исправить ошибку в книге

Если бухгалтер исправил в бумажной книге ошибку, исправления заверяют подписью руководителя, указывают дату и ставят печать, если она есть.

Вносят исправления в том периоде, в котором бухгалтер допустил ошибку. Исключение – ошибку нельзя отнести к определенному периоду или из-за неточности хозяйство завысило налоговую базу. Тогда исправления делают в периоде, когда обнаружили ошибку (п. 1 ст. 54 Налогового кодекса РФ).

Важные статьи по теме:

Срочные изменения по вашему ИНН

Уже треть работодателей интересуют навыки бухгалтера в Excel

Пройдите тест, который оценит, умеете ли вы работать с программой так, как это нужно работодателю.

Перейти к короткому тесту