5991
22 ноября 2016

Выездная проверка налоговой

Выездная проверка налоговой проводится без предупреждения. Официального списка нет. И о такой ревизии компания узнает в тот момент, когда к ней приходят налоговые инспекторы. Что же можно предпринять?

Выездная проверка налоговой: основания

Можно попытаться спрогнозировать, попадет ваша компания в план выездных проверок или нет. Для этого ФНС России выпустила приказ от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333. В нем инспекторы перечислили 12 критериев, по которым отбирают компании на проверки. Например, внимание контролеров привлечет организация с минимальной рентабельностью, небольшой налоговой нагрузкой и низким уровнем зарплаты. Также в зоне риска компании, которые часто меняют адрес и мигрируют между налоговыми. Кроме того, ФНС России рекомендует включать в план проверок организации, которые проигнорировали вызов на комиссию по налогам. Об этом чиновники сообщили в письме от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12722.

Но даже когда компания не соответствует ни одному из 12 критериев и исправно посещает ИФНС, инспекторы все равно могут проверить ее. К сожалению, от выездных ревизий не застрахован никто. Что посоветовать компании, куда нагрянули проверяющие.

Как избежать выездной налоговой проверки

Изучите решение о выездной проверке налоговой

Выездная проверка налоговой начинается с того, что инспекторы приходят на территорию организации, предъявляют удостоверения и показывают решение о проверке.

Решение о проверке. Прежде чем пустить контролеров, изучите решение. Оно должно быть составлено по специальной форме. Найти ее можно в приложении № 3 к приказу ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189. В решении проверяющие должны указать (п. 2 ст. 89 НК РФ):
– наименование компании;
– налоги, которые будут проверять инспекторы;
– периоды, которые пойдут под ревизию;
– должности и Ф.И.О. инспекторов.

Контролеры вправе проверить компанию как по отдельным налогам, так и по всем сразу. Когда в решении написано, что инспекторы планируют изучить все, это дает им больше полномочий. Но и тут есть свои плюсы. Ревизоры могут указать, что проверку проводят по всем налогам, а по факту изучат только некоторые. И если потом они захотят проверить другие налоги за этот же период, то сделать этого не смогут (абз. 1 п. 5 ст. 89 НК РФ). Поэтому обязательно сохраните копию решения о проверке.

Сверьте Ф.И.О. и должности инспекторов, которые указаны в решении, с этими же данными из служебных удостоверений. Они должны быть идентичны. Если решение составлено с нарушениями, вы вправе не впустить ревизоров. Но взвесьте все за и против. Отказ поможет выиграть время. Но инспекторы быстро исправят неточности и вернутся, а отношения будут испорчены. В любом случае позвоните в инспекцию и выясните, действительно ли в вашей компании проверка. Это обезопасит организацию, если под видом инспекторов на территорию пытаются проникнуть мошенники.

Глубина проверки. Охватить ревизия может только три календарных года, которые предшествуют дате решения. Например, решение подписано в 2016 году. Инспекторы могут изучить период с 2013 по 2015 год. Но иногда инспекторы могут проверить период глубже, чем три года. Такую возможность контролерам дарит сама компания, когда отправляет уточненки. Поэтому лучше не сдавайте корректировки понапрасну. Компания должна отправить уточненку, когда из-за ошибки возникла недоимка. Отчет можно не уточнять при ошибке, которая привела к переплате, или из-за погрешности в ОКТМО или КБК. Иногда лучше пожертвовать небольшой переплатой, чем увеличить глубину проверки.

Количество проверок. Налоговый кодекс устанавливает ограничения на количество выездных проверок. Инспекторы не могут провести больше одной ревизии по одним налогам за один и тот же период. Такие правила устанавливает пункт 5 статьи 89 НК РФ. Правда, в двух ситуациях возможны повторные проверки. Первая – вышестоящий налоговый орган решил проконтролировать, насколько качественно провела проверку инспекция. Вторая – компания подала уточненку с уменьшением. В этом случае инспекторы будут изучать только тот период, который организация скорректировала.

Контролеры не могут провести более двух выездных проверок за один календарный год. Но для повторных проверок это правило не работает.

Перенесите выездную проверку налоговой на территорию инспекторов

Инспекторы по просьбе компании не перенесут дату проверки на более поздний срок. Об этом ФНС России прямо говорит в письме от 18 ноября 2010 г. № АС-37-2/15853. Ревизия начинается с того момента, как вынесли решение. Инспекторов понять можно. Вполне естественно, что они не хотят забирать у себя драгоценное время.

Как правило, выездная проверка налоговой проходит на территории компании. Но если у вас нет возможности разместить контролеров, то ревизию можно перенести на территорию ИФНС. Минфин России в письме от 24 декабря 2012 г. № 03-02-08/109 подчеркивает, что это единственное допустимое основание для смены территории. Но для этого компания должна доказать, что присутствие проверяющих в офисе невозможно. Аргументы – ремонт, мизерная площадь и форс-мажор (пожар или затопление).

Если проверка проходит на вашей территории, обязательно сообщите об этом сотрудникам. Проинструктируйте их, как общаться с инспекторами. Важно, чтобы в разговоре с контролерами они не обронили ничего лишнего, за что проверяющие могли бы потом зацепиться.

Лучше определите одного ответственного сотрудника, который будет общаться с контролерами. Чем меньше у инспекторов источников информации, тем лучше. Хорошо, если это будет опытный бухгалтер, который всегда знает, где нужный документ. Тогда работа всей бухгалтерии не будет парализована.

Следите за полномочиями налоговой при выездной проверке

Ревизоры должны действовать только в рамках тех полномочий, которыми их наделил Налоговый кодекс. Инспекторы в рамках проверки могут:
– запрашивать документы у компании и ее контрагентов;
– проводить выемку бумаг, осмотры и инвентаризацию;
– допрашивать свидетелей, привлекать экспертов, переводчиков и других специалистов.

Если есть возможность, предупредите заранее ваших ключевых партнеров о возможной встречке.

Осмотр. Право на осмотр контролерам дает статья 92 НК РФ. Инспектор должен провести осмотр в присутствии понятых. При этом понятыми не могут быть сотрудники инспекции или компании. Понятыми должны быть только незаинтересованные лица. При осмотре могут присутствовать представители компании. По его результатам инспектор составляет протокол.

Инвентаризация. Контролеры могут провести и инвентаризацию. Кодекс не говорит, как именно проверяющий должен выполнить эту процедуру. Пробел восполнил Минфин России. Финансисты выпустили специальные положения по налоговой инвентаризации. Они утверждены приказом Минфина России № 20н и МНС России № ГБ-3-04/39 от 10 марта 1999 г. Между прочим, эти правила априори знакомы бухгалтерам. А все потому, что они дублируют правила обычной инвентаризации из Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.

Допрос. Теперь о допросах. Чтобы вызвать свидетеля на допрос, инспекторы должны вручить повестку. При этом отказаться от допроса разрешено только в исключительных случаях: можно не свидетельствовать против себя самого, супруга и близких родственников (ст. 51 Конституции РФ).

Показания свидетеля инспекторы должны занести в протокол по особой форме из приложения 11 к приказу ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189. Есть данные, которые обязательно должны быть в протоколе. Они перечислены в пункте 2 статьи 99 НК РФ. После допроса свидетель и присутствующие знакомятся с протоколом, вносят в него замечания и ставят подписи (п. 3, 4 ст. 99 НК РФ). Если инспекторы оформят протокол с нарушениями, то использовать его как доказательство они не вправе.

Экспертиза. Инспекторы могут назначить экспертизу, если в ходе проверки возникнет вопрос, который требует специальных знаний. Также они вправе привлечь специалиста, если надо провести работы, которые требуют особых навыков. Например, изучить технические документы.

Истребование документов. Часто налоговики прибегают и к выемке. Поэтому на этом остановимся подробнее.

Представьте при выездной проверке налоговой истребованные документы

Запросить бумаги в рамках проверки инспекторы должны по правилам. Сделать это надо письменно и по определенной форме, которая есть в приложении 15 к приказу ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189.

Форма документов. Если документы составлены на бумаге, компания передает проверяющим копии, заверенные по ГОСТУ (подробно о том, как заверить копии, написано в п. 3.26 ГОСТ Р 6.30–2003). А если форма документов электронная, бумаги можно отправить по ТКС.

Компания должна представить именно копии. Об этом говорится в пункте 2 статьи 93 НК РФ. Вы можете представить оригиналы. Но нет гарантии, что инспекторы не оштрафуют. К тому же ревизоры могут потерять документы или надолго затянуть их возврат.

Кстати, в рамках выездной проверки инспекторы вправе попросить оригиналы документов для ознакомления. Изучать подлинники контролеры должны на территории компании (при условии, что проверка проходит там, а не в инспекции). Чтобы получить доступ к оригиналам, ревизоры должны оформить специальное уведомление по форме из приложения № 1 к письму ФНС России от 25 июля 2013 г. № АС-4-2/13622.

Срок представления документов. На подготовку документов у компании есть 10 рабочих дней (абз. 1 п. 3 ст. 93 НК РФ). Отсчет начинается на следующий день после того, как компания получила требование. Если вы не успеваете подготовить документы в срок, попросите у инспекторов продлить его. Для этого составьте ходатайство. Просьбу нужно отправить в течение дня, который следует за датой получения требования. И обязательно укажите причину, по которой просите продлить срок. А также дату, когда планируете исполнить требование (абз. 2 п. 3 ст. 93 НК РФ).

В течение двух дней инспекторы должны принять решение. Они могут отказать в продлении срока. Если компания не предоставит бумаги вовремя, у налоговиков есть право выписать штраф в 200 руб. за каждый документ (п. 1 ст. 126 НК РФ). Если сумма санкций существенная, обратитесь в суд. Судьи могут посчитать ходатайство компании смягчающим обстоятельством и снизить штрафы.

Куда представить документы: в инспекцию или в руки проверяющим? Проверяющим, если ревизия проходит в вашем офисе. Статьи 89 и 93 НК РФ регулируют порядок выездной проверки и истребования бумаг. Так вот, в этих статьях не написано, что компания должна представить бумаги в инспекцию. Поэтому ревизоры должны их принять. Кстати, так же думают и судьи. Они снимают штрафы, если компания предоставила документы не в инспекцию, а по месту проверки. Примеры решений: постановления ФАС Уральского округа от 23 января 2014 г. № Ф09-14213/13, ФАС Волго-Вятского округа от 18 февраля 2013 г. № А29-4831/2012.

Выясните основания для выемки при выездной проверке налоговой

Инспекторы могут провести выемку предметов и документов, если они имеют отношение к проверке. Однако сделать это инспекторы могут только в трех случаях:
– компания по требованию не представила копии документов (п. 4 ст. 93 НК РФ);
– инспекторам для проверки недостаточно копий, которые они получили (п. 8 ст. 94 НК РФ). Например, ревизоры планируют провести экспертизу бумаг;
– проверяющие подозревают, что компания может уничтожить, исправить или заменить оригиналы (п. 8 ст. 94 НК РФ).

Чтобы провести выемку, инспектор должен составить постановление, а руководитель ИФНС утвердить его. Процедура проходит в присутствии понятых и представителей компании. Когда инспекторы изымают документы, они должны снять с них копии, заверить и передать вам. Если копии не получается снять сразу, контролеры должны передать их в течение пяти дней после выемки. Об этом сказано во втором абзаце пункта 8 статьи 94 НК РФ.

Документы, которые инспекторы забирают, нужно прошнуровать, пронумеровать и заверить печатью компании. По результатам выемки контролеры составляют протокол. Они вручат его под расписку представителю компании или отправят по почте.

Выездная проверка налоговой: сроки

У инспекторов есть два месяца на проверку (п. 6 ст. 89 НК РФ). Срок начнет отсчитываться с того дня, когда они вынесли решение. А заканчивается тем днем, когда руководитель проверяющей группы составил справку о ревизии.

Продление проверки. В некоторых случаях контролеры могут продлить проверку до четырех или шести месяцев. ФНС России сообщает, какие для этого могут быть основания, в пункте 2 приложения 4 к приказу от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189. Инспекторы вправе продлить сроки, если:
– компания относится к категории крупнейших;
– на территории проверки случился пожар, наводнение или другой форс-мажор;
– у организации есть обособленные подразделения;
– компания не представила в срок или вовсе не передала документы, необходимые для проверки;
– ревизоры в ходе проверки получили информацию, которая говорит о налоговом правонарушении. Однако она требует дополнительного анализа.

Кроме того, контролеры оставляют за собой право увеличить время при наличии иных обстоятельств. Об этом они заявляют в подпункте 6 пункта 2 этого же приложения.

Приостановка проверки. Также инспекторы могут приостановить проверку. Обычно контролеры замораживают срок, чтобы запросить бумаги у контрагентов компании. Здесь есть особое правило. Допустим, проверку уже приостанавливали, чтобы потребовать документы у определенного контрагента. Если инспекторы после захотят получить от него же дополнительные сведения, приостановить ревизию еще раз они не могут (абз. 6 п. 9 ст. 89 НК РФ).

Есть еще три обстоятельства, из-за которых срок можно остановить: инспекторам надо провести экспертизу, перевести документы на русский язык или получить информацию от иностранных госорганов.

Когда инспекторы приостановили проверку, то на время заморозки они не могут запрашивать документы у компании. Также они должны остановить все действия на ее территории и вернуть подлинники (за исключением тех, что получили в результате выемки).

Дополнительные мероприятия. Если материалов, которые ревизоры собрали в ходе проверки, недостаточно для принятия решения по ее результатам, руководитель инспекции потребует провести дополнительные мероприятия. Их список закрыт. Они перечислены в пункте 6 статьи 101 НК РФ. Инспекторы могут провести экспертизу, допросить свидетеля или потребовать документы. На практике контролеры в качестве дополнительных мероприятий иногда проводят и выемку. Это возможно, если компания откажется предоставить документы или бумаги потребуются для экспертизы. Большинство судей считают, что при таких обстоятельствах проведение выемки будет законно.

Выездная проверка налоговой изменения 2016 - 2017

С 1 июля 2016 года компании, которые отчитываются электронно, должны получать электронные документы ИФНС. Если такая возможность не обеспечена, инспекторы могут заблокировать счет. Кроме того, с июля в Налоговом кодексе предусмотрена возможность сдать электронную отчетность через посредника. Подробности — в статье «Изменения с 1 июля 2016 года по проверкам».

С 1 января 2017 года компании, которые отчитываются по НДС через Интернет, пояснения по этому налогу смогут сдать только в электронном виде через спецоператора. Если не сделать этого в течение пяти рабочих дней, грозит штраф — 5000 руб. (20 000 руб. — за повторное нарушение в течение календарного года). Если сдать вместо пояснений уточненку, штрафа не будет. Подробнее — статья «15 ближайших изменений по налоговым проверкам».

Страховые взносы на пенсионное, социальное и медицинское страхования с 2017 года будут проверять налоговики. На страховые взносы распространят обязательный досудебный порядок решения налоговых споров.  Подробнее — статья «ЕССС с 1 января 2017 года плюсы и минусы»