7767
31 августа 2016

Бухучет малого предприятия

Бухучет малого предприятия можно упростить. Лишены этого преимущества те, кто подпадает под обязательный аудит, и некоторые другие организации. Полный перечень — в статье 6 закона «О бухгалтерском учете».

Далее говоря о небольших предприятиях, подразумеваем тех из них, что вправе вести бухучет упрощенно.

Доходы и расходы в бухучете малого предприятия

Бухучет малого предприятия можно вести кассовым методом. То есть отражать доходы и расходы не на дату отгрузки, а в день оплаты (п. 12 ПБУ 9/99, п. 18 ПБУ 10/99, п. 5 информации Минфина России № ПЗ-3/2015).

Но так ли это удобно? Если компания не на упрощенке, то кассовый метод применять не рекомендуем, иначе легко запутаться. Только представьте: компания на общей системе налогообложения товары отгрузила, в налоговом учете доходы показала. А в бухучете надо ждать, когда покупатель заплатит. Так же и с расходами. А упрощенщики ведут налоговый учет также кассовым методом. Поэтому показатели бухгалтерского и налогового учета будут максимально приближены друг к другу.

В бухучете резерв по сомнительным долгам должен быть у каждой компании, если есть сомнительная задолженность. Это касается и малых предприятий (п. 70 Положения по бухучету, утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н). Если резерва по сомнительным долгам в бухучете нет, в бухгалтерской отчетности вы покажете искаженную информацию.

Зато такие организации не должны создавать резервы на оплату отпусков, гарантийный ремонт и обслуживание и др. Конечно, при желании можно организовать и их, но это не обязательно. Об этом пункт 11 информации Минфина России № ПЗ-3/2015.

Небольшие организации проценты по кредитам и займам, привлеченным для покупки основного средства, проводят в прочих расходах. При этом не имеет значения, какова стоимость (п. 7 ПБУ 15/2008, п. 13 информации № ПЗ-3/2015).

Средние и крупные компании устанавливают для себя критерии инвестиционного актива – основного средства, подготовка к использованию которого требует длительного времени и существенных затрат. И если объект подпадает под эти критерии, то есть является инвестактивом, то проценты включают в его первоначальную стоимость. Соответственно, такие затраты списываются не сразу, а по мере начисления амортизации в течение срока полезного использования имущества. На малые предприятия эти правила не распространяются.

Организации, подпадающие под критерии малых, вправе не делить расходы на коммерческие и управленческие, а учитывать их все вместе в себестоимости проданных товаров, работ и услуг. Об этом сказано в пункте 12 информации № ПЗ-3/2015. То есть для них достаточно использовать всего один счет.

О последних поправках для малого бизнеса, читайте статью «Изменения в бухгалтерском учете с 01 июля 2016 года».

Важно!
Предприниматели и физлица, которые занимаются частной практикой, вправе отказаться от бухучета. Например, нотариусы, адвокаты и др. Достаточно уже того, что такие бизнесмены ведут налоговый учет доходов и расходов. Соответственно, важно запастись бумагами, которые подтвердят налоговый учет (п. 16 информации № ПЗ-3/2015). Таким документом для ИП на упрощенке является книга учета доходов и расходов. Поэтому дублировать эти данные в бухгалтерских регистрах не обязательно.

Бухучет малого предприятия: план счетов и регистры

Рабочий план счетов можно заметно преобразовать – выбросить из него два десятка ненужных пунктов. Такое право есть у всех организаций, которым позволено вести упрощенный бухучет и сдавать отчетность в сокращенном виде (п. 3 информации № ПЗ-3/2015). В таблице наглядно видно, какими счетами можно пожертвовать, а какие нужно оставить взамен (см. ниже). Финансовый результат от этого не поменяется, просто доходы и расходы вы будете собирать на счетах укрупненно, без подробной аналитики.

Например, малое предприятие будет использовать один счет 20 для затрат на себестоимость. И не откроет отдельный счет 44 для коммерческих расходов, где обычно собирают затраты на погрузку, доставку, хранение товаров и пр. Точно так же можно пожертвовать счетом 26. А управленческие расходы, такие как зарплата персонала, не связанного с производством, амортизация основных средств общехозяйственного назначения, относить на счет 20.

Как сократить рабочий план счетов малого предприятия

Что учитывать

От каких счетов можно избавиться

Какой счет использовать

Производственные запасы

07, 11

10

Затраты, связанные с производством и продажей продукции, работ, услуг

23, 25, 26, 28, 29, 44

20

Готовая продукция

43

41

Деньги в банках

52, 55, 57

51

Дебиторская и кредиторская задолженность

62, 71, 73, 75, 79

76

Капитал

82, 83

80

Финансовые результаты

90, 91

99

В бухгалтерских регистрах вы копите и группируете данные из первички, которые впоследствии формируют бухотчетность. Регистрами являются книги, журналы, ведомости и т. д. Бухучет малого предприятия можно вести без регистров, если в месяц набирается не больше 30 операций. Но обобщать информацию все равно где-то нужно. Для этого подойдет единый документ, утвержденный в учетной политике.

Например, таким документом может быть книга или журнал учета фактов хозяйственной деятельности (п. 4.1 информации № ПЗ-3/2015). Бланк такого документа компания может разработать самостоятельно или воспользоваться рекомендованной Минфином формой № К-2 МП.

Микропредприятия могут не использовать метод двойной записи в бухучете (п. 2.1 информации № ПЗ-3/2015). Если говорить проще, то такие компании не обязаны делать проводки. Все доходы и расходы они вправе делить сразу по группам статей бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. Например, денежные средства, выручка, запасы и так далее.

Учетная политика малого предприятия

Небольшая компания, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухучета, может закрепить в учетной политике положение о том, что применять ПБУ 18/02 она не будет. То есть в таком случае в бухгалтерском учете и отчетности не нужно будет показывать отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства (п. 14 информации № ПЗ-3/2015). А сам налог на прибыль отчетного периода можно будет отражать в той сумме, что рассчитали в декларации.

Когда необходимо внести изменения в учетную политику, малые предприятия вправе не пересчитывать показатели бухгалтерской отчетности за два предыдущих года. Ну, а если это повлияло на финансовый результат предприятия, то показатели с учетом новых положений отражают в отчетности лишь в отчетном году. Тогда как крупные и средние предприятия в таких случаях обязаны пересчитывать показатели так, как будто изменения в учетной политике были не с отчетного года, а с позапрошлого (п. 14, 15 ПБУ 1/2008).

Отчетность малого предприятия

Бухотчетность небольшие организации сдают не полностью (п. 6 и 6.1 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н). Достаточно оформить баланс и отчет о финансовых результатах по упрощенным формам, а показатели привести укрупненно.

Круглую фирменную печать абсолютно спокойно можно не ставить (Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. № 82-ФЗ). Но чтобы отказаться от нее, надо исключить сведения о печати из устава и зарегистрировать эти изменения в инспекции. После этого печать на бухгалтерской отчетности ставить не нужно. Если же компания не внесла изменения в устав, то инспекторы потребуют поставить оттиск.

На бланках, которые рекомендует Минфин, сейчас нет подписи главбуха (приказ Минфина России от 6 апреля 2015 г. № 57н). Но если отчетность составляет не руководитель, а, скажем, финансовый директор, то на балансе желательно поставить подпись и этого работника тоже. Хотя достаточно уже одной подписи. Еще один способ упростить бухучет для малых компаний – исправлять ошибки, обнаруженные после утверждения отчетности, в текущем периоде без ретроспективного пересчета (п. 22 информации № ПЗ-3/2015).

Срочные изменения по вашему ИНН

Уже треть работодателей интересуют навыки бухгалтера в Excel

Пройдите тест, который оценит, умеете ли вы работать с программой так, как это нужно работодателю.

Перейти к короткому тесту