17610
17 мая 2006

Продажа алкоголя в общепите

В кафе, барах или ресторанах посетителям предлагают достаточно большой ассортимент алкогольной продукции. Но при этом нужно помнить, что продажа алкоголя жестко регламентируется государством и требования к его маркировке и реализации постоянно меняются. Об этом свидетельствуют многочисленные письма Минфина России, ФНС России и постановления Правительства РФ этого года. Поэтому прежде чем продавать посетителям горячительные напитки, вам придется получить на это лицензию, иметь в наличии целый пакет документов на продаваемый алкоголь...

О лицензии...

Продажа алкогольной продукции, в том числе и в общепите, является лицензируемым видом деятельности. Это следует из пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Лицензия выдается на срок, который организация указала в заявлении на получение лицензии, но не более чем на пять лет.

О документации...

Прежде чем продавать алкогольную продукцию, необходимо проверить ее качество (по внешним признакам), целостность потребительской тары, наличие на товаре соответствующей марки, информации о товаре и ее изготовителе (поставщике). Это прописано в пункте 140 Правил продажи отдельных видов товаров (утверждены постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55).

На продаваемый алкоголь у продавца должна быть товарно-транспортная накладная и копия справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации (для импортной продукции) или прилагаемой к товарно-транспортной накладной (на отечественный алкоголь).

В прейскурантах на алкогольную продукцию продавец должен указать ее наименование, объем в потребительской таре, цену за весь объем продукции в потребительской таре, а также за 0,1 или 0,05 литра.

О налогообложении...

Как следует из статьи 346.27 Налогового кодекса РФ, продажа алкогольной продукции не подпадает под ЕНВД. Поэтому, реализуя алкоголь, организация может либо применять общую систему налогообложения, либо «упрощенку».

Пример

Кафе ООО «Актив» учитывает товары по продажным ценам. Организация закупила алкогольную продукцию на сумму 354 000 руб. (в том числе НДС – 54 000 руб.).

Торговая наценка на товар составляет 30 процентов (без НДС). Иначе говоря:

(354 000 руб. – 54 000 руб.) x 30% = 90 000 руб.

Сумма НДС, включаемая в продажную цену товара, равна:
(354 000 руб. – 54 000 руб. + 90 000 руб.) x 18% = 70 200 руб.

Общая сумма торговой наценки равна 160 200 руб. (90 000 + 70 200).

Продажная цена алкогольной продукции составит:
354 000 руб. – 54 000 руб. + 160 200 руб. = 460 200 руб.

В отчетном периоде кафе продало всю закупленную алкогольную продукцию.

В учете фирмы бухгалтер сделает следующие записи:

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60
– 300 000 руб. (354 000 – 54 000) – оприходована алкогольная продукция, полученная от поставщика;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 54 000 руб. – учтена сумма НДС по оприходованной продукции;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
– 54 000 руб. – принят к вычету НДС по оприходованной продукции;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
– 354 000 руб. – оплачена поставщику алкогольная продукция;

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 42
– 160 200 руб. – начислена торговая наценка;

ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»
– 460 200 руб. – поступила в кассу кафе выручка от продажи алкогольной продукции;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж» КРЕДИТ 41
– 460 200 руб. – списана стоимость проданной продукции;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж» КРЕДИТ 42
– 160 200 руб. – сторнирована реализованная торговая наценка;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Налог на добавленную стоимость» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 70 200 руб. – начислен НДС;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Прибыль/убыток от продаж» КРЕДИТ 99
– 90 000 руб. (160 200 – 70 200) – отражена прибыль от продажи алкогольной продукции.

Маркировка алкогольной продукции

С 1 января 2006 года импортная алкогольная продукция маркируется акцизными марками, а отечественная – федеральными специальными марками:
– введенными постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2003 г. № 212, которые подтверждают то, что сведения о данной продукции внесены в Eдиную государственную автоматизированную информационную систему (носитель информации);
– изготовленными в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. № 785.

При этом до 30 июня 2006 года включительно разрешается оборот алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 9 процентов объема готовой продукции, маркированной федеральными специальными марками:
– введенными постановлением Правительства РФ № 212 (без носителя информации);
– региональными специальными марками.

Подробные разъяснения об этом даны в письме Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 03-01-14/1-31 (оно приведено в письме ФНС России от 28 февраля 2006 г. № ШТ-6-07/205@, опубликовано на стр. 88).