— Кодекс обязывает выдавать сотрудникам расчетные листки с данными о начисленных суммах. Но нашим сотрудникам эти документы не нужны. Вправе ли мы выдавать листки только по требованию работников?
— Нет, не вправе. Выдать расчетный листок сотруднику надо независимо от того, обращался он за ним или нет (ст. 136 ТК РФ). Если компания выдает листки только по требованию сотрудников, то нарушает трудовое законодательство и на проверке возможен штраф до 50 тыс. рублей по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ.
— Можно ли направить листки по электронке?
— Нет, Трудовой кодекс требует письменно извещать работников о начисленной зарплате и других выплатах. Поэтому ознакомить работников надо в письменной форме.
— Зарплату сотрудники получают два раза в месяц. Как часто надо выдавать расчетные листки, за каждую половину месяца или раз в месяц?
— Один раз в месяц, когда уже известна окончательная сумма выплат за месяц. Например, перед выдачей второй части зарплаты (письмо Роструда от 24.12.07 № 5277-6-1).
— Надо ли вести журнал регистрации листков?
— Такой обязанности нет. Но на проверке компания должна подтвердить, что выдает листки. Зафиксировать факт передачи можно по-разному. Например, можно составлять журнал либо оформлять листки в двух экземплярах, а на втором бланке просить сотрудника расписаться.
— Сотрудник работает у нас ведущим бухгалтером. В июле он с опозданием сдал отчетность в инспекцию, за что получил выговор. Можем ли мы уволить его по пункту 5 части 1 статьи 81 ТК РФ?
— Увольнять работника по этому пункту можно, если он без уважительных причин неоднократно не исполнял свои трудовые обязанности и уже имеет дисциплинарное взыскание (п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Вы раньше наказывали сотрудника?
— Да, у него есть еще один выговор — в мае. Но тогда он работал экономистом.
— Значит, у вас есть основания для увольнения. При переводе компания не заключает с работником новый трудовой договор. А значит, он уже дважды, то есть неоднократно, нарушил свои обязанности. Первый раз на старой должности, второй — на новой.
— У нас есть несколько фрилансеров, они выполняют для нас разовые работы — изготовление сайтов, разработку программ и т. п. Заключаем с ними договоры подряда. Но трудинспекторы сейчас считают любой договор подряда с «физиком» трудовым. Обязательно ли заключать трудовые договоры с этими специалистами?
— Зависит от условий работы. Какие работы и на каких условиях они выполняют?
— Фрилансеры работают удаленно и на личных компьютерах. Мы высылаем им заказы, получаем подтверждение на выполнение, и к определенному сроку они присылают нам готовую работу. Перечисляем им деньги после сдачи-приемки работ. Для фрилансеров это дополнительный доход, и они сами не хотят оформлять трудовые договоры. Вправе ли мы продолжить сотрудничать с ними по договорам подряда?
— Да, вправе. В то же время с фрилансерами можно заключить трудовые договоры о дистанционной работе. При таких отношениях работники сами организуют режим труда и отдыха, если стороны не установят иные правила в договоре.
— В прошлом году мы приняли на работу сотрудницу из другого города. По условиям трудового договора компенсируем ей расходы на аренду квартиры. В сентябре она уходит в декрет. Должны ли мы платить компенсацию в период декретного отпуска?
— Это зависит от условий трудового договора. Что в нем сказано об условиях выплаты компенсации?
— В договоре сказано «установить компенсацию на расходы по найму жилья в размере 10 000 рублей в месяц».
— В таком случае компенсацию надо выдавать в течение всего срока действия трудового договора. Условия ее выплаты не связаны с тем, выполняет сотрудница работу или находится в декретном отпуске.
— В трудовых книжках перед записью о приеме на работу надо внести в виде заголовка полное и сокращенное название компании. Но в Инструкции по заполнению трудовых книжек не сказано, что запись надо делать от руки. И некоторые работодатели ставят в трудовой книжке штамп со своим наименованием. Допустим ли такой способ заполнения?
— Да, допустим. Формально инструкция не предусматривает, что при заполнении наименования компании можно использовать штамп. Но, если компания проставляет штамп, в котором есть полное наименование, это не будет нарушением (постановление Минтруда России от 10.10.03 № 69).
— Компания может включить в штамп дополнительные сведения. Например, юридический адрес, ИНН и телефон. Это нарушение?
— Дополнительные сведения не являются нарушением, хотя нет смысла перегружать штамп. Главное, чтобы в нем было записано наименование компании — полное и, если есть, сокращенное.
— Иногда штамп бывает перевернут или плохо пропечатан. Его надо исправить?
— Да, безопаснее признать отметку со штампом недействительной и внести сведения правильно.
— Как признать отметку со штампом недействительной?
— В графе 3 можно написать от руки «Штамп со сведениями о компании недействителен». Нумеровать эту запись не надо. А в следующей строке нужно поставить еще раз штамп без ошибок (см. образец 1) или вписать наименование от руки (см. образец 2).