За последний год в работе банков произошли изменения. Это отразится и на деятельности каждой отдельно взятой компании. Открыть расчетный счет стало проще, а требования к безопасности безналичных операций банки повысили. Тарифы для зарплатных проектов снизились, а условия стали более гибкими. Кроме того, заработала национальная платежная система «Мир». Смотрите, как все это повлияет на работу бухгалтера.
С 1 сентября 2016 года открыть расчетный счет в банке стало проще. Такие выгодные поправки внес Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 191-ФЗ. Рассмотрим их по порядку.
При открытии счета в банке свидетельство о госрегистрации компании или предпринимателя с сентября 2016 года не нужно. Сотрудники банка получат эти сведения из ЕГРЮЛ или ЕГРИП соответственно. До того как поправки вступили в силу, свидетельство было первым документом из тех, что требовали банковские специалисты. Без него открыть расчетный счет было невозможно. Таким образом, список обязательных бумаг для открытия счета уменьшился (см. таблицу ниже).
Документ |
До 1 сентября |
С 1 сентября |
---|---|---|
Устав |
+ |
+ |
Свидетельство о госрегистрации |
+ |
– |
Свидетельство о постановке на учет в ИФНС (с ИНН) |
+ |
– |
Протокол или решение об избрании директора |
+ |
+ |
Карточка образцов подписей и оттиска печати (оформляют на месте) |
+ |
+ |
Документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке. Например, приказ о наделении правом подписи главбуха, доверенность на право подписи и т.д. |
+ |
+ |
Паспорт директора, главбуха, других сотрудников, которые вправе распоряжаться деньгами на счете |
+ |
+ |
Лицензии (разрешения), необходимые для деятельности компании |
+ |
+ |
Сведения о деловой репутации компании |
+ |
+ |
Не все банки успели перейти на новые правила. Ведь в каждом банке – свои внутренние инструкции и регламенты. Чтобы их переписать и заново утвердить у руководства, переучить сотрудников, потребуется не один месяц.
Поэтому не удивляйтесь, если у вас попросят свидетельство о госрегистрации или ИНН. Подготовьте эти документы. Конечно, можно пойти на принцип и напомнить сотрудникам банка о Федеральном законе от 23 июня 2016 г. № 191-ФЗ. Он важнее внутренних банковских инструкций.
Документы на открытие счета можно отправить в электронном виде, если у компании или директора уже открыт расчетный счет в этом банке. Заверить документы нужно усиленной электронной квалифицированной подписью. Покупать ее специально не придется, если компания или директор как клиент банка уже обменивается с ним электронными документами. А вот подпись для налоговых деклараций не подойдет. Если счета и электронной подписи в этом банке нет, то документы сдайте на бумаге.
С 1 сентября 2016 года для открытия счета в банке не обязательно личное присутствие директора. Он может не присутствовать при заключении договора, если уже является клиентом этого банка. Как физлицо или руководитель компании, не важно. Главное чтобы договор с банком был действующим, а информация о директоре актуальная и обновляется минимум раз в год. Если у руководителя договор с банком был, но уже закончился, то он должен присутствовать при открытии счета.
Есть еще один нюанс. Если руководитель не пойдет в банк, заверить карточку подписей надо у нотариуса. А это все равно требует личного присутствия руководителя. Есть лишь один случай, когда директора можно не беспокоить вовсе. Это ситуация, когда компания открывает не первый расчетный счет в банке и одновременно выполняются условия:
Банк России рекомендует кредитным организациям приостанавливать дистанционное обслуживание тех счетов, на которых движение денег происходит нерегулярно (Методические рекомендации от 13 апреля 2016 г. № 10-МР). Далее подскажем, почему так происходит и как избежать таких неприятностей.
Сотрудники банков обращают внимание на те счета, на которых долгие периоды сохраняется слабая активность безналичных расчетов. Например, списывается комиссия банка, аренда и другие обязательные платежи. Поступлений мало, и они также однообразны. А затем внезапно появляются необычные безналичные расчеты. Например, уступка права требования долга или проходит другая крупная сделка. Признаки операций, которые настораживают сотрудников банка, ниже.
Банки анализируют движение на счетах компании обычно в автоматическом режиме. Если есть подозрительные признаки, сотрудники банка могут запросить у компании пояснения.
Прежде чем запросить пояснения и тем более отключать дистанционное обслуживание (безналичные расчеты), сотрудники банка посмотрят на характеристики самой компании. Организация не вызывает доверия у банка, если:
Сотрудники банка звонят в компанию, чтобы пригласить директора на беседу о безналичных расчетах и запросить документы по подозрительным операциям.
Банк вправе письменно запросить:
— копии договоров с покупателями, акты, счета и транспортные накладные;
— бухгалтерскую и налоговую отчетность, справку об отсутствии долгов по налогам, аудиторское заключение;
— налоговые платежки за последний квартал или год, в том числе и НДФЛ;
— копии платежек по коммуналке и аренде;
— новую редакцию устава, выписку из ЕГРЮЛ, паспортные данные директора и приказы о его назначении, договор аренды офиса.
Банк восстановит безналичные расчеты, если с документами все в порядке. На это уйдет максимум 10 рабочих дней. Но, как правило, работа возобновляется в тот же день, когда клиент предоставил банку все запрошенные сведения.
Провоцировать конфликт с банком не стоит. Во-первых, банк запрашивает документы в целях безопасности государства и граждан. Во-вторых, чем быстрее компания предоставит документы и ответит на все вопросы, тем быстрее заработает Банк-Клиент. А на конфликт уйдет лишнее время.
Пояснения можно составить в произвольном виде. Главное объяснить, с чем связаны необычные операции. Например, нерегулярные безналичные расчеты можно объяснить тем, что у компании сезонная деятельность. И конечно, пояснения лучше подтвердить документами – договорами, выписками по счетам в других банках и т. д.
Еще по теме:
Пройдите тест, который оценит, умеете ли вы работать с программой так, как это нужно работодателю.
Перейти к короткому тесту