686
19 апреля 2017

Безналичные расчеты: что надо знать бухгалтеру

Безналичные расчеты стали проще. Все, что надо знать бухгалтеру об изменениях в банковской сфере, чтобы компании открыли и не блокировали счет, – в статье.

За последний год в работе банков произошли изменения. Это отразится и на деятельности каждой отдельно взятой компании. Открыть расчетный счет стало проще, а требования к безопасности безналичных операций банки повысили. Тарифы для зарплатных проектов снизились, а условия стали более гибкими. Кроме того, заработала национальная платежная система «Мир». Смотрите, как все это повлияет на работу бухгалтера.

Как открыть расчетный счет для безналичных расчетов

С 1 сентября 2016 года открыть расчетный счет в банке стало проще. Такие выгодные поправки внес Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 191-ФЗ. Рассмотрим их по порядку.

Безналичные расчеты: стало меньше документов.

При открытии счета в банке свидетельство о госрегистрации компании или предпринимателя с сентября 2016 года не нужно. Сотрудники банка получат эти сведения из ЕГРЮЛ или ЕГРИП соответственно. До того как поправки вступили в силу,  свидетельство было первым документом из тех, что требовали банковские специалисты. Без него открыть расчетный счет было невозможно. Таким образом, список обязательных бумаг для открытия счета уменьшился (см. таблицу ниже).

Какие документы нужны, чтобы открыть счет в банке

Документ

До 1 сентября

С 1 сентября

Устав

+

+

Свидетельство о госрегистрации

+

Свидетельство о постановке на учет в ИФНС (с ИНН)

+

Протокол или решение об избрании директора

+

+

Карточка образцов подписей и оттиска печати (оформляют на месте)

+

+

Документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке. Например, приказ о наделении правом подписи главбуха, доверенность на право подписи и т.д.

+

+

Паспорт директора, главбуха, других сотрудников, которые вправе распоряжаться деньгами на счете

+

+

Лицензии (разрешения), необходимые для деятельности компании

+

+

Сведения о деловой репутации компании

+

+

Не все банки успели перейти на новые правила. Ведь в каждом банке – свои внутренние инструкции и регламенты. Чтобы их переписать и заново утвердить у руководства, переучить сотрудников, потребуется не один месяц.  

Поэтому не удивляйтесь, если у вас попросят свидетельство о госрегистрации или ИНН. Подготовьте эти документы. Конечно, можно пойти на принцип и напомнить сотрудникам банка о Федеральном законе от 23 июня 2016 г. № 191-ФЗ. Он важнее внутренних банковских инструкций.

Что надо знать бухгалтеру: электронный обмен

Документы на открытие счета можно отправить в электронном виде, если у компании или директора уже открыт расчетный счет в этом банке.  Заверить документы нужно усиленной электронной квалифицированной подписью. Покупать ее специально не придется, если компания или директор как клиент банка уже обменивается с ним электронными документами. А вот подпись для налоговых деклараций не подойдет. Если счета и электронной подписи в этом банке нет, то документы сдайте на бумаге.

Присутствие директора при открытии счета

С 1 сентября 2016 года для открытия счета в банке не обязательно личное присутствие директора. Он может не присутствовать при заключении договора, если уже является клиентом этого банка. Как физлицо или руководитель компании, не важно. Главное чтобы договор с банком был действующим, а информация о директоре актуальная и обновляется минимум раз в год. Если у руководителя договор с банком был, но уже закончился, то он должен присутствовать при открытии счета.

Есть еще один нюанс. Если руководитель не пойдет в банк, заверить карточку подписей надо у нотариуса. А это все равно требует личного присутствия руководителя. Есть лишь один случай, когда директора можно не беспокоить вовсе. Это ситуация, когда компания открывает не первый расчетный счет в банке и одновременно выполняются условия:

Безналичные расчеты: почему банки отключают дистанционное обслуживание

Банк России рекомендует кредитным организациям приостанавливать дистанционное обслуживание тех счетов, на которых движение денег происходит  нерегулярно (Методические рекомендации от 13 апреля 2016 г. № 10-МР). Далее подскажем, почему так происходит и как избежать таких неприятностей.

Что надо знать бухгалтеру о подозрительных операциях

Сотрудники банков обращают внимание на те счета, на которых долгие периоды сохраняется слабая активность безналичных расчетов. Например, списывается комиссия банка, аренда и другие обязательные платежи. Поступлений мало, и они также однообразны. А затем внезапно появляются необычные безналичные расчеты. Например, уступка права требования долга или проходит другая крупная сделка. Признаки операций, которые настораживают сотрудников банка, ниже.

  1. Транзитные платежи. За короткое время на счета поступают большие суммы и сразу же переводятся по договорам на оказание услуг, работ, вознаграждение агентам, уступка, займы.
  2. Обналичивание. Поступившие деньги переводятся на счета Почты России для выдачи физическим лицам (Методические рекомендации, утв. Банком России 2 апреля 2015 г. № 10-МР).
  3. Переводы за рубеж. Платежи на счета иностранных компаний, купля-продажа векселей, ценных бумаг. Расчеты за товары, купленные у иностранных компаний на территории России за рубежом, но не через таможню.
  4. Неприбыльные операции. Например, беспроцентные займы или займы под слишком низкий процент по сравнению со средним уровнем ставки на рынке.
  5. Минимальные расходы. Расходов мало, если за три месяца со счета списывается максимум 3 млн руб. в месяц, в том числе коммунальных и арендных платежей.
  6. Низкая налоговая нагрузка. Налоги составляют 0,5 процента от всех поступлений на расчетный счет или меньше.
  7. Несистемные поступления и списания. Редкие операции сменяются частыми. Поступления сразу же списываются.

Банки анализируют движение на счетах компании обычно в автоматическом режиме. Если есть подозрительные признаки, сотрудники банка могут запросить у компании пояснения.

Сведения о самой компании: что надо знать бухгалтеру

Прежде чем запросить пояснения и тем более отключать дистанционное обслуживание (безналичные расчеты), сотрудники банка посмотрят на характеристики самой компании. Организация не вызывает доверия у банка, если:

Как реагирует банк на подозрительные признаки при безналичных расчетах

Сотрудники банка звонят в компанию, чтобы пригласить директора на беседу о безналичных расчетах и запросить документы по подозрительным операциям.

Банк вправе письменно запросить:

— копии договоров с покупателями, акты, счета и транспортные накладные;

— бухгалтерскую и налоговую отчетность, справку об отсутствии долгов по налогам, аудиторское заключение;

— налоговые платежки за последний квартал или год, в том числе и НДФЛ;

— копии платежек по коммуналке и аренде;

— новую редакцию устава, выписку из ЕГРЮЛ, паспортные данные директора и приказы о его назначении, договор аренды офиса.

Безналичные расчеты: ложная тревога. 

Банк восстановит безналичные расчеты, если с документами все в порядке. На это уйдет максимум 10 рабочих дней. Но, как правило, работа возобновляется в тот же день, когда клиент предоставил банку все запрошенные сведения.

Провоцировать конфликт с банком не стоит. Во-первых, банк запрашивает документы в целях безопасности государства и граждан. Во-вторых, чем быстрее компания предоставит документы и ответит на все вопросы, тем быстрее заработает Банк-Клиент. А на конфликт уйдет лишнее время.

Пояснения можно составить в произвольном виде. Главное объяснить, с чем связаны необычные операции. Например, нерегулярные безналичные расчеты можно объяснить тем, что у компании сезонная деятельность. И конечно, пояснения лучше подтвердить документами – договорами, выписками по счетам в других банках и т. д.

Еще по теме:

Срочные изменения по вашему ИНН

Уже треть работодателей интересуют навыки бухгалтера в Excel

Пройдите тест, который оценит, умеете ли вы работать с программой так, как это нужно работодателю.

Перейти к короткому тесту