2250
28 июля 2006

Сложности учета расходов на услуги связи

Недавно вышедшее письмо Минфина России № 03-03-04/2/162 затронуло затраты на создание нового канала связи и подключение к нему.

Мы же решили рассмотреть данный вопрос более подробно. Каким образом в бухгалтерском и налоговом учете отражаются расходы по доступу к уже существующей телефонной сети? А к той, которая была проложена за счет организации? Когда следует признавать подобные расходы? Здесь вы найдете ответы на все эти вопросы.

Подключение к существующей телефонной линии

Начнем с ситуации, в которой организация заключает договор на определенный срок – например, при аренде помещения, где уже есть телефоны. В бухгалтерском учете списывать данные затраты надо постепенно, в течение действия договора. Учет при этом ведут на счете 97 «Расходы будущих периодов». В налоговом учете поступают аналогичным образом на основании пункта 1 статьи 272 Налогового кодекса РФ. Подтверждением тому может служить письмо Минфина России от 6 февраля 2006 г. № 03-03-04/1/86.

А вот в случае, когда организация оформила бессрочный договор на оказание услуг связи, могут возникнуть проблемы с налоговым учетом. Дело в том, что недавно у Минфина России появилась новая точка зрения по поводу того, как списывать расходы по бессрочным договорам. А именно даже в том случае, если в договоре срок не прописан, фирма обязана установить его самостоятельно. Учесть же расходы при расчете налога на прибыль единовременно организация не вправе.

Отметим, что официально такое мнение финансисты высказали только в отношении компьютерных программ – в письме от 23 июня 2006 г. № 03-03-04/1/542. Однако в беседе с экспертом «Главбуха» специалисты Минфина подтвердили, что распространяют эти же требования и к затратам на услуги связи.

Данный подход очень спорный. На наш взгляд, статья 272 Налогового кодекса РФ позволяет фирме самостоятельно установить срок, в течение которого будут списываться расходы на подключение к телефонной линии. И нет никаких препятствий для того, чтобы списать стоимость подключения единовременно. Однако теперь не исключено, что такой подход придется доказывать в арбитражном суде. Поэтому фирме надо исходить прежде всего из цены вопроса – стоит ли судиться с инспекторами или же сделать так, как рекомендуют финансисты.

В бухгалтерском учете расходы на подключение к телефону по бессрочному договору можно списать единовременно (п. 19 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Однако мы советуем установить в бухучете тот же срок списания, в течение которого вы будете списывать расходы в налоговом учете.

Доступ к сети требует капитальных вложений

Некоторым организациям для того, чтобы получить необходимые телефонные номера, нужно еще проложить линии связи. В этом случае заключается иной договор. Одна из его сторон – абонент, то есть собственно фирма, которая станет пользоваться телефонами. Другая – оператор – компания, которая будет предоставлять услуги связи. В договоре предусматривают следующие условия: оператор прокладывает линию связи за счет абонента, а потом предоставляет ему доступ к ней. Также здесь обязательно оговаривают, к кому перейдет право собственности на линию.

Учет будет зависеть от того, в чью собственность переходят эти линии.

Линии переходят в собственность оператора

Самый распространенный вариант – новая линия становится собственностью оператора связи.

Тут возникает такой спорный вопрос: может ли абонент те суммы, которые были уплачены оператору за прокладку линии, учесть при расчете налога на прибыль? Минфин дает отрицательный ответ на этот вопрос в письме от 1 июня 2006 г. № 03-03-04/2/162. И приводит следующие аргументы. Согласно статье 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи», услуга связи – это деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений. Поэтому прокладку линий считать услугой связи нельзя, и, соответственно, нельзя расходы на нее учитывать по подпункту 25 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ.

Далее чиновники Минфина России указывают на то, что прокладка линий – это вообще капитальные вложения, которые списываются в расходы посредством амортизации. Однако поскольку объект находится в собственности оператора, то абонент не сможет учесть его при расчете налога на прибыль.

Такое мнение оспорить будет непросто. На наш взгляд, тут стоит обратить внимание на условия договора. Если там не выделена отдельной суммой стоимость прокладки линий, а указана общая сумма за подключение, то ее можно включить в расходы при расчете налога на прибыль. Ведь это значит, что фирма заплатила только за подключение, а такой расход прямо прописан в подпункте 25 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. И выделять из этой суммы какую-то часть, приходящуюся на линии, у организации нет никаких оснований.

Если же в договоре выделена стоимость прокладки линий, то стоит попробовать договориться с оператором об изменении формулировок в договоре.

Линия связи переходит в собственность абонента

Однако возможно, что линия связи, которую проложил оператор, перейдет в собственность абонента. В таком случае у абонента возникает объект обложения НДС со строительно-монтажных работ для собственного потребления. Это следует из пункта 2 статьи 159 Налогового кодекса РФ. А также подтверждается письмом Минфина России от 16 января 2006 г. № 03-04-15/01. При этом отношения между оператором и абонентом могут быть оформлены одним из двух способов.

Первый: абонент передает линию оператору связи в безвозмездное пользование. При этом варианте НДС по строительно-монтажным работам к вычету не принимается (а если уже принят, то восстанавливается). Ведь линия не используется для операций, облагаемых этим налогом. А таково одно из условий, которое нужно соблюсти, чтобы зачесть налог (п. 2 ст. 171 Налогового кодекса РФ).

С НДС связано и еще одно неприятное требование. В подпункте 1 пункта 1 статьи 146 кодекса прямо сказано, что объектом обложения НДС является передача прав собственности. Казалось бы, безвозмездное пользование к этому отношения не имеет. Однако и налоговики, и судьи определяют такое использование как имущественное право. А потому они считают необходимым начислить НДС на передачу имущества в безвозмездное пользование. Такой вывод содержится в постановлении ФАС Московского округа от 28 июня 2005 г. по делу № КА-А40/5501-05.

В бухгалтерском учете по телефонной линии, переданной в безвозмездное пользование, амортизация начисляется в обычном порядке. Это закреплено в пункте 23 ПБУ 6/01 «Учет основных средств». Стоимость линии и амортизационные отчисления учитываются на отдельных субсчетах к счетам 01 и 02 соответственно.

В налоговом учете, согласно пункту 3 статьи 256 Налогового кодекса РФ, по основным средствам, переданным в безвозмездное пользование, амортизация не начисляется. Таким образом, в бухгалтерском учете возникнет постоянная налогооблагаемая разница. Значит, там необходимо начислить постоянное налоговое обязательство, как того требует ПБУ 18/02.

Второй способ: абонент заключает с оператором договор на техническое обслуживание линии. В ситуации с договором на техобслуживание дело обстоит проще, причем как с учетом, так и с налогами. В частности, НДС по строительно-монтажным работам для собственного потребления подлежит вычету на основании пункта 6 статьи 171 Налогового кодекса РФ.

Линия числится на счете 01. Ее стоимость как в бухгалтерском, так и в налоговом учете погашается посредством амортизации. Расходы же по техническому обслуживанию уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Когда признавать расходы по оплате телефонных переговоров

Особое внимание стоит уделить моменту, в который следует признавать затраты на оплату телефонных услуг. Обычно оператор выставляет абоненту счет за каждый месяц обслуживания. А как поступать, если, скажем, счет за июль поступил в августе?

Организация использует метод начисления. Тогда фирма признает расходы на дату, которая указана в договоре. Это может быть как конкретное число, так и момент, когда выставлен счет. Так сказано в подпункте 3 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса РФ. Ту же позицию выразил Минфин России в своем письме от 12 февраля 2004 г. № 04-02-05/1/12.

Следовательно, и затраты на услуги оператора будут относиться к тому отчетному (налоговому) периоду, в котором по договору возникает обязанность абонента платить.

Организация использует кассовый метод. В этом случае проблем с определением периода, в котором следует учесть стоимость услуг связи, предприятие вообще не встретит. Ориентироваться надо на дату оплаты по счету оператора.

Бухгалтерский учет. В бухучете затраты на оплату услуг связи отражаются так же, как и в налоговом учете. То есть в тот момент, когда по договору абонент обязан заплатить оператору за услуги связи. Таким образом, по оплате телефонных переговоров разницы между бухгалтерским и налоговым учетом не будет.