1618
25 октября 2017

Увеличение налога в уточненной декларации не спасло от повторной проверки

Общество оспорило решение о безосновательном проведении повторной проверки. По его мнению, предметом повторной налоговой проверки может быть увеличение налога в уточненной декларации.

Кто выиграл

Инспекция

Цена вопроса

Не определена

Аргументы, которые сработали

Повторная проверка при подаче уточненной декларации может быть проведена в любом случае

Документ

Определение ВС РФ от 22.11.2016 № 305-КГ16-15207

К чему приведет увеличение налога в уточненной декларации

Налоговики приняли решение проверить компанию повторно, так как она подала уточненку, в которой уменьшила сумму налога к уплате. Затем до начала проверки общество подало еще одну уточненную декларацию (одиннадцатую по счету). Но уже с увеличением суммы налога.

Однако инспекция все же провела повторную проверку ранее поданной декларации. В результате, по мнению общества, налоговики нарушили требования НК РФ. Согласно им, проведение повторной проверки допускается лишь в случае уменьшения в уточненной декларации заявленного налога. Также общество указывало на то, что инспекция не имеет права на повторную проверку уже установленных обстоятельств.

Суд установил, что подача обществом уточненной налоговой декларации (корректировка № 10) связана с уменьшением выручки от реализации услуг на общую сумму 68 334 628 руб. Указанная корректировка в ходе камеральной проверки была признана инспекцией частично обоснованной и подтвержденной. В результате чего обществу был доначислен налог на прибыль в размере 12 515 388 руб.

Основанием для подачи новой уточненной декларации (корректировка № 11) стало увеличение налога в уточненной декларации (относительно корректировки № 10) в размере 12 515 388 руб. Иными словами, инспекцией не было зафиксировано необоснованное уменьшение налога. Однако было принято решение о проведении повторной проверки.

ВС РФ признал, что общество, увеличив сумму налога, попыталось искусственно избежать повторной налоговой проверки. Следовательно, в спорной ситуации назначение повторной выездной налоговой проверки само по себе не может нарушать права и законные интересы налогоплательщика.

Читайте также:

Уточненная декларация по НДС в 2017 году: пример заполнения

Камеральная проверка уточненной декларации

Уменьшение налога УСН: спорные расходы

Вывод суда не совсем отвечает формальным требованиям НК РФ

По закону повторная выездная налоговая проверка может проводиться в случае представления плательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного (абз. 4 п. 10 ст. 89 НК РФ). В рамках повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная декларация.

Предметом повторной налоговой проверки могут быть только те сведения, изменение которых повлекло уменьшение ранее заявленного налога. На это обстоятельство указал Президиум ВАС РФ в постановлении от 16.03.2010 № 8163/09.

В спорном случае проведение инспекцией повторной выездной налоговой проверки в связи с представлением обществом уточенной налоговой декларации (корректировка № 10) свидетельствует о проведении проверки на основании декларации, которая содержит заведомо неполные сведения (ошибки).

Причем инспекции об этом было известно, поскольку последней декларацией за спорный период была уточенная декларация № 11. В ней сумма налога к уплате была указана в размере большем, чем ранее заявлено.

Кроме того, фактически каждая последующая уточненная декларация отменяет предыдущую (п. 1 ст. 81 НК РФ). Каждая последующая декларация представляется взамен ранее сданной и содержит не разницу показателей, а уточненные суммы показателей исходной (предыдущей) декларации.

Неправомерное назначение и проведение повторной выездной проверки является не только прямым нарушением НК РФ, но и необоснованным обременением налогоплательщика.

Решения судов по похожим спорам про увеличение налога в уточненной декларации

То, что в ходе повторной проверки налоговики не вправе проверять сведения, которые в уточненной декларации не были скорректированы, подтвердил ФАС Московского округа в постановлении от 18.12.2013 № А40-131026/12.

Суд указал, что повторная проверка при подаче уточненной налоговой декларации носит целевой характер, а именно — проверку обоснованности уменьшения суммы начисленного налога. Поэтому предметом такой проверки могут являться только те обстоятельства, которые привели к уменьшению суммы начисленного налога по сравнению с ранее поданными декларациями за соответствующий период.

Иное толкование означало бы необоснованное расширение полномочий налоговых органов в нарушение баланса публичных и частных интересов и общего принципа однократности проверок (п. 5 ст. 89 НК РФ).

По материалам журнала «Арбитражная налоговая практика».