300
7 ноября 2006

Недостатки в работе инспекций Подмосковья: мнения ФНС и бухгалтеров

Федеральная налоговая служба недавно назвала нарушения, которые она обнаружила в работе подмосковных инспекций. Мы же опросили подмосковных бухгалтеров, чтобы узнать, что их не устраивает в работе ИФНС. Кроме того, мы обратились непосредственно в УФНС России по Московской области, чтобы узнать, собираются ли там что-нибудь менять в работе инспекторов?

Что не нравится бухгалтерам

1. Невозможно получить сверку по налогам.

«У меня вообще ситуация со сверкой дошла до смешного. Во-первых, мы сверяемся уже пять (!) лет и конца этому не видно. Во-вторых, от меня чуть ли не каждый месяц требуют погасить задолженность по разным налогам - то 300, то 700 руб., а потом извиняются и говорят, что это они ошиблись. Я на всякий случай оплачиваю - не хочется, чтобы потом ко мне пришли и сообщили, что помимо задолженности мне еще насчитали пени. А надежду на то, что мы когда-нибудь составим акт сверки с инспекцией, я уже практически оставила», - рассказывает главный бухгалтер из города Кашира. Такая же ситуация складывается в городах Дмитров, Электросталь, в Рузском районе.

2. Очень большие очереди при сдаче отчетности.

«Еще недавно у нас принимали отчетность шесть инспекторов, а теперь осталось только два - в 16-м и 18-м кабинетах. И принимают они всех - бухгалтеров и граждан. Представляете, что там творится во время отчетных периодов?» - сетует бухгалтер из Ногинска. Аналогично дела обстоят в городах Серпухов, Звенигород.

3. На письменные запросы отвечают не вовремя.

«Отправили запрос еще в конце августа, а сейчас уже конец октября. Хотя обещали ответить ровно через месяц. Впрочем, мои коллеги из Москвы говорят, что они ответов на свои вопросы ждут по четыре месяца, так что я пока не волнуюсь», - говорит главный бухгалтер из Реутова.

Жалобы на то, что их инспекторы долго отвечают на запрос, также поступили из городов Озеры, Наро-Фоминск и Люберцы.

4. Отказываются принимать отчетность без дискеты или диска.

Об этой проблеме нам сообщили бухгалтеры из городов Видное и Троицк. С недавнего времени тех, кто принес отчетность на бумаге, инспекторы отправляют поработать на гостевом компьютере. Налоговики требуют, чтобы бухгалтеры перевели отчетность в электронный вид, а уже затем сдали вместе с дискетой.

Что не нравится ФНС России

Федеральная налоговая служба упрекнула инспекторов Московской области в других нарушениях.

Налоговые нарушения:

1. Освобождали от НДС, не требуя дополнительных документов.
2. Не требовали всех документов, необходимых для подтверждения льгот по НДС.
3. Давали разрешение на возмещение НДС только на основании камеральных проверок, без дополнительного налогового контроля.
4. Не всегда проводили сравнительный анализ данных бухгалтерского и налогового учета при проведении камеральных проверок.
5. Неправомерно подтверждали льготы по земельному налогу.
6. Возмещали акцизы из бюджета без дополнительных проверок.

Технические нарушения:

1. Не указывали в требованиях об уплате налогов основания для их взимания. Кроме того, большинство требований об уплате налогов были направлены компаниям с нарушением 15-дневного срока, установленного Порядком направлений требований МНС России от 2 февраля 2004 г. № БГ-3-29/159.
2. Не соблюдали сроки ввода сведений из деклараций на лицевые счета компаний - задержка до 320 дней.
3. Не выносили постановления о взысканиях налога за счет имущества.

Налоговикам дали указания исправить эти ошибки. И не исключено, что налоговики начнут «закручивать гайки» в отношении самых распространенных нарушений.

Однако есть основания предполагать, что дела у инспекторов пойдут не очень быстро. Ведь одно из нарушений подмосковных инспекций заключается в том, что налоговики не приняли никаких мер для устранения недостатков, которые были выявлены аудиторской проверкой, проведенной еще в июле 2005 года.

Работа над ошибками отдела по взаимодействию с налогоплательщиками

Проверка УФНС России по Московской области, проведенная аудиторами ФНС, показала, что единственные отделы, в деятельности которых не обнаружено больших недостатков, - отделы по работе с налогоплательщиками. Зато у бухгалтеров есть большие претензии к их работе. Собираются ли эти отделы улучшать свою работу? Рассказывает Ильшат Байчурин, руководитель отдела по работе с налогоплательщиками УФНС России по Московской области.

- Бухгалтеры жалуются, что невозможно получить сверку.

- Действительно, бывают случаи достаточно длительного проведения этой процедуры. Ведь для того, чтобы подготовить акт сверки, нужно проследить целую технологическую цепочку: что получил отдел работы с налогоплательщиками, все ли правильно ввел в базу отдел ввода и обработки данных и т. д. А если документы представили в инспекцию с ошибкой, процедура затягивается еще больше. Бухгалтеры тоже должны изначально правильно оформлять все документы, а лучше - сдавать их в электронном виде.

- Ваши отделы также не всегда соблюдают сроки регистрации деклараций.

- Эту проблему можно решить одним способом - перевести как можно больше налогоплательщиков на отчетность через телекоммуникационные каналы связи. К сожалению, пока не все из них внимают нашим убеждениям. На сегодняшний день только 5 процентов налогоплательщиков области перешли на электронный вид отчетности.

- Видимо, есть и объективные причины такого нежелания?

- Согласен. Слишком большое количество нареканий со стороны бухгалтеров к деятельности спецоператоров связи. В Московской области их до последнего времени было трое - «СКБ-Контур», «Такском» и «Электронные Бизнес-Системы». Последний из них - «Электронные Бизнес-Системы» - из нашего региона уходит. Жалобы на работу двух других операторов мы решаем и будем решать в рабочем порядке.

- Следующая проблема - очереди...

- Замечу, что она уже не так актуальна, как год-два назад. Но до конца проблема все же не изжита. По регламенту нам запрещено заставлять налогоплательщика стоять в очереди больше 30 минут. Но инспектор, который принимает декларации, должен хотя бы поверхностно визуально проконтролировать, что ему сдают. А все это отнимает время. Как я уже говорил выше, мы видим один выход из ситуации - отказаться от сдачи отчетности на бумажных носителях.

- И последняя - неудобные помещения.

- Да, не во всех инспекциях есть операционные залы, в которых можно было бы без долгого ожидания сдать отчетность. Но мы работаем над этим. Уже к концу этого года откроются после реконструкции и капитального ремонта здания инспекций в городах Железнодорожный и Видное. В новое здание переедет ИФНС по г. Мытищи. В следующем году мы планируем привести в порядок здания МРИ № 15 (г. Звенигород) и № 2 (г. Королев). Инспекция по г. Ногинску в 2007 году также переедет в новое здание.