1272
24 ноября 2006

Нормы списания ГСМ, если на балансе иномарка

Налоговый кодекс РФ разрешает учесть расходы на покупку бензина для служебных машин. Однако чиновники требуют принимать эти затраты по нормам, которые утверждены Минтрансом России. Налоговики выпустили письмо, в котором указаны нормы для иномарок, утвержденные отраслевым ведомством. Должны ли торговые организации, на балансе которых числятся иномарки, списывать топливо в соответствии с указанными нормами? Рассмотрим существующие на сегодняшний день точки зрения.

Точка зрения налоговиков

По мнению налоговых инспекторов, при списании топлива бухгалтер фирмы должен брать в расчет те нормы, которые утверждены Минтрансом России 29 апреля 2003 года. Данные нормы приведены в руководящем документе № Р3112194-0366-03. В частности, об этом говорится в письме Минфина России от 4 мая 2005 г. № 03-03-01-04/1/223.

Однако в руководящем документе Минтранса России перечислены далеко не все модели иностранных автомобилей. Поэтому Минтранс России совместно с Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта разработал нормы для таких иномарок. А ФНС России обнародовала эти нормы в письме от 29 марта 2006 г. № ГИ-6-17/337@.

Получается, что с марта торговым организациям, которые не хотят спорить с чиновниками, придется применять разработанные нормы.

А как быть, если марка автомобиля не предусмотрена нормами Минтранса?

В этом случае учесть стоимость топлива при расчете налога на прибыль можно в полной сумме. Конечно, в пределах внутренних нормативов, утвержденных самой организацией, на основании кассовых чеков на покупку топлива и путевых листов. Такая точка зрения изложена в письме Минфина России № 03-03-01-04/1/223. Кроме того, можно обратиться в Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта, который разработает нормы именно для служебных машин организации.

Точка зрения автора

Даже если нормы списания горюче-смазочных материалов утверждены отраслевыми ведомствами, организация может списать стоимость топлива в соответствии с нормативами, определенными торговой фирмой самостоятельно, так как вывод об обязанности применять нормы Минтранса России вовсе не следует из требований законодательства.

В статье 264 Налогового кодекса РФ, которая дает организации право уменьшить налогооблагаемый доход на расходы, связанные с содержанием служебного транспорта, ничего про нормы не говорится.

Главное, чтобы затраты были экономически обоснованны и подтверждены оправдательными документами (ст. 252 Налогового кодекса РФ). Поэтому руководству торговой фирмы достаточно издать приказ, в котором будет указано, сколько бензина необходимо приобрести для служебного автомобиля. И на основании этого документа списывать затраты по ГСМ. Данный вывод косвенно подтверждает письмо Минфина России от 15 марта 2005 г. № 03-03-02-04/1/67.

Имейте в виду: скорее всего в этом году чиновники не будут придерживаться этой точки зрения. И при проверке инспекторы наверняка потребуют списать на расходы только тот бензин, который соответствует нормам Минтранса России.

Если же фирма с этим не согласна, то свою правоту придется доказывать в суде.

Обратите внимание, нормы расхода топлива...
... в результате расчета Минтранса России составили:

1) Toyota Camry 2.4 – 11,2 л/100 км;
2) Toyota Avensis 1.8 – 8,6 л/100 км;
3) Toyota Land Cruiser 120 Prado 4.0 – 15,8 л/100 км;
4) Ford Focus II 1.4 Ambiente – 7,7 л/100 км;
5) Ford Transit BUS M2 – 12,1 л/100 км (с коэффициентом использования вместимости 0,5);
6) Ford Transit BUS M2 – 13,0 л/100 км (с коэффициентом использования вместимости 1,0);
7) Ford Transit 350 BUS – 11,9 л/100 км (с коэффициентом использования вместимости 0,5);
8) Ford Transit 350 BUS – 12,7 л/100 км (с коэффициентом использования вместимости 1,0);
9) Hyundai Sonata 2.4 GLS – 11,4 л/100 км;
10) Kia Magentis 2.5 – 11,9 л/100 км;
11) Kia Magentis 2.0 – 9,9 л/100 км;
12) Kia Sportage 2.0 4WD – 12,8 л/100 км;
13) BMW 525iA – 10,2 л/100 км.