140
4 декабря 2006

Турфирма бесплатно раздает сувениры

Турфирмы часто раздают клиентам различную сувенирную продукцию со своей символикой: ручки, блокноты, майки, красочные брошюры и т. п. А что с 1 июля 2006 года не считается рекламой? Можно ли учесть расходы на сувениры в целях налогообложения прибыли и нужно ли начислять налог на добавленную стоимость при раздаче сувениров? Речь об этом пойдет в нашей статье.

Налог на прибыль

Согласно подпункту 28 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ, фирмы могут учесть в целях налогообложения прибыли рекламные расходы. Причем некоторые из этих расходов нормируются, а некоторые – нет. Перечень рекламных расходов, которые учитывают в целях налогообложения прибыли в полном размере, приведен в пункте 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Это расходы:
– на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
– на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и щитов;
– на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Таким образом, расходы на печать рекламных брошюр и каталогов учитываются в целях налогообложения прибыли в полном размере. Такие же разъяснения приведены в письме Минфина России от 3 февраля 2006 г. № 03-03-04/1/83.

Все иные расходы на рекламу нормируются. Это, к примеру, касается расходов на изготовление маек с символикой турфирмы. Норма составляет 1 процент от выручки турфирмы. Причем сумма выручки рассчитывается по правилам статьи 249 Налогового кодекса РФ.

Обратите внимание: в пункте 2 этой статьи указано, что «выручка... определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права...».

Тем не менее чиновники Минфина России считают, что из этой суммы нужно исключать налог на добавленную стоимость. Такое мнение они озвучили в письме от 7 июня 2005 г. № 03-03-01-04/1/310.

Налог на добавленную стоимость

По мнению Минфина России, раздавая рекламные сувениры или каталоги, фирма, по сути, безвозмездно передает товары, а такая операция по статье 146 Налогового кодекса РФ облагается налогом на добавленную стоимость (см. письмо от 16 августа 2005 г. № 03-04-11/205).

Правда, такая позиция не раз оспаривалась в судах. И один из последних примеров успешного для налогоплательщика судебного разбирательства по данному вопросу – постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 мая 2006 г. № А21-2456/2005-С1.

Однако в нем говорится о рекламной акции, проведенной до 2006 года. А в 2006 году в статье 149 Налогового кодекса РФ появилась норма, которая хоть и косвенно, но доказывает, что раздача рекламных подарков действительно облагается налогом на добавленную стоимость. Речь идет о новой льготе, которая предусмотрена подпунктом 25 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ, позволяющей не начислять данный налог на рекламные сувениры, расходы на приобретение или создание единицы которых не превышают 100 руб.

Получается, что раз дешевые сувениры подпадают под льготу, то подарки, стоящие более 100 руб., надо облагать налогом на добавленную стоимость.

Правда, большинство сувениров, которые раздают турфирмы, стоят не более 100 руб. Поэтому начислять налог на добавленную стоимость при их раздаче не нужно.

При этом не забудьте, что в этом случае «входной» налог, приходящийся на сувениры, не принимается к вычету, а включается в их стоимость.

Исключение составляют только те случаи, когда себестоимость сувениров без учета НДС не превышает 5 процентов от величины совокупных расходов на производство. Тогда к вычету можно принять весь налог на добавленную стоимость по сувенирам. А иначе фирме придется вести раздельный учет (п. 4 ст. 170 Налогового кодекса РФ).

Рекламные расходы при «упрощенке»

Туристические фирмы, которые применяют упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы за минусом расходов», могут также учитывать при расчете единого налога и рекламные расходы. Это им позволяет делать подпункт 20 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ.

Причем cледует иметь в виду, что, как указано в пункте 2 этой статьи, такие расходы принимаются в целях налогообложения в том же порядке, который действует и при обычном режиме уплаты налогов. Иначе говоря, есть расходы, которые нормируются, и есть те, которые не нормируются.

Что не является рекламой?

Перечень информации, которая не относится к рекламе, приведен в статье 2 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе». Это:
– информация, которую продавец должен сообщать потребителю в силу Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
– справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;
– вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;
– объявления физических или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;
– информация о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенная на товаре или его упаковке;
– любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару;
– упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.

Все эти расходы оправданны и могут быть признаны в учете в составе прочих расходов в полном объеме, а не нормированно.