601
18 ноября 2019

Советы для главбуха, как обезопасить себя и организацию

У главбуха есть способ избежать конфликтов с директором, сотрудниками и налоговиками. Для этого соблюдайте правила, которые мы описали в статье.

Пропишите ответственных за осмотрительность

Проверьте, кто из сотрудников обязан собрать досье на поставщиков. Предложите директору назначить этих работников ответственными за оценку благонадежности контрагентов. Это могут быть менеджеры сделки либо их помощники.

Какие документы нужно запросить у контрагента перед тем, как подписывать с ним договор >>

Письменное заключение о степени риска пусть прикладывают к проекту контракта, когда представляют его руководителю на подпись. Правило стоит распространить на сделки не только с покупателями, но и с поставщиками.

Руководство компании зачастую считает, что главбух может лучше других знать о ненадежности контрагента. Если не хотите выслушивать обвинения в заключении контракта с однодневкой, предложите назначить ответственным за результат сделок того, кто получает за нее вознаграждение.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Оставляйте работу в офисе компании

Брать документы и печати домой опасно. Бумаги могут понадобиться срочно в рабочее время. Например, когда в компанию пришли ревизоры. Если инспекторы не найдут бумаги, то решат, что их нет, и отразят это в акте. Сделку без документов посчитают фиктивной.

Инспекторы вправе назначить выемку, в том числе с участием полиции (приказ МВД и ФНС от 30.06.2009 № 495/ММ-7-2-347). Случаи, когда оперативники точно участвуют в проверке, есть в письме ФНС от 24.08.2012 № АС-4-2/14007@. Если полиция заподозрит, что сотрудник спрятал в личных вещах доказательства, то проведет досмотр под отдельный протокол (ч. 6 ст. 27.7 КоАП). По решению суда полиция может обыскать квартиру работника и изъять все, что захочет (ч. 2, 3, 9, 10 ст. 182 УПК).

32 ближайших изменения в Налоговом кодексе - от НДС и НДФЛ до спецрежимов и проверок >>

Определите, за какой период отвечаете

Убедитесь, что не отвечаете за промахи предшественника. Когда устроитесь на новую работу, проведите инвентаризацию и оформите акт приема-передачи дел. Отразите, какие бумаги приняли, какие недостатки нашли, а также все ошибки в учете предыдущего главбуха. Предложите руководителю варианты, как можно исправить недочеты.

Ошибки, которые появились во время отпуска главбуха, не его ответственность. Так считают судьи (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.11.2015 № А05-11992/2012). Сверяйте даты нарушения и своего отпуска. Если вам предъявили обвинение, в ответ представьте приказ, на основании которого вы отдыхали как раз в период, когда компания допустила ошибку.

Что меняется в работе бухгалтера в 2020 году

Проверяйте, где раньше работали сотрудники

Кадровые дела могут добавить хлопот главбуху. Например, если надо рассчитать оплату за дни, когда сотрудник не работал. С 2019 года предпенсионеры могут раз в год взять два оплачиваемых дня для диспансеризации (ст. 1 Федерального закона от 03.10.2018 № 353-ФЗ).

Проверяйте стаж и предыдущее место работы сотрудников. Работник со стажем на Крайнем Севере от 15 лет выходит на пенсию на пять лет раньше (ст. 33 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Оцените риск вызова на зарплатную комиссию через сервис «Главбух Аудит»

Чтобы знать, сколько дней диспансеризации оплатить, заключите с ПФР соглашение об обмене данными. Тогда фонд по запросу сообщит о статусе сотрудника. Также можно попросить у работника выписку из его лицевого счета в ПФР.

Срочные изменения по вашему ИНН

Уже треть работодателей интересуют навыки бухгалтера в Excel

Пройдите тест, который оценит, умеете ли вы работать с программой так, как это нужно работодателю.

Перейти к короткому тесту