979
3 декабря 2019

Транспортная накладная вместо ТОРГ-12, чтобы списать траты на товар

Компания не вправе списывать расходы без первички. Если поставщик передаст документы несвоевременно, компанию могут оштрафовать. Мы разобрали ситуации, когда ТОРГ-12 можно заменить транспортной накладной и избежать споров с контролерами.

Ведите учет в программе «БухСофт» и получите пробный доступ на 2 недели!

Рискованно списывать расходы по справке к транспортной накладной

Нет необходимости дожидаться, пока поставщик передаст бумаги, чтобы оприходовать покупку. Компания вправе составить свой документ в дополнение к транспортной накладной. Он же затем подтвердит и фактические расходы на товар после его перепродажи.

32 ближайших изменения в Налоговом кодексе - от НДС и НДФЛ до спецрежимов и проверок >>

Организация обязана отражать операции своевременно и достоверно. Это касается как бухгалтерского, так и налогового учета. Первичку надо составить одновременно с фактом хозяйственной жизни. Если выполнить это требование не получается, то оформляют бумаги на событие сразу после него (ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Необходимо провести в учете прием очередной партии товара независимо от того, представил контрагент документы или нет.

Налоговики требуют транспортную накладную, чтобы убедиться в реальности поставки. Этот документ подтвердит перевозку, но сам по себе не считается первичкой для расходов на товар. Поэтому компании надо оформить любую дополнительную бумагу о том, что она приняла партию товара. Например, можно составить бухгалтерскую справку. Она подойдет и для налогового учета.

Как оформить товарную накладную при продаже товаров оптом >>

На основании справки бухгалтера компания вправе учитывать расходы по налогу на прибыль (подп. 1 абз. 9 ст. 313 НК). Поэтому получится признавать затраты по мере продажи товара, а не по мере получения документов от поставщика.

В учетной политике пропишите, какими бумагами решили оформить поставку, если контрагент задержал первичку. А в договорах стоит предусмотреть условие о сроках для передачи документов.

Безопасно учитывать траты, когда подпишете товарную накладную

Компания не вправе списывать расходы без первички. Если она не представит товарные накладные на покупки, есть повод сомневаться в их реальности.

В ситуации, когда компания перепродает товары раньше, чем получит от поставщика документы, ее расходы и вычеты окажутся под сомнением. Ведь отгрузки приходятся на период, когда в учете компании не провели товар.

Что меняется в работе бухгалтера в 2020 году

Кроме того, есть повод переквалифицировать сделки компании. Если она не отражает приемку товара в учете и сразу отгружает его, то работает как посредник. Значит, у нее нет оснований списывать в расходы стоимость товаров. При этом получится, что у компании неверный весь документооборот по счетам-фактурам с покупателями и отчетность по НДС.

Транспортная накладная не подтвердит прием-передачу товара. Ее составляют, чтобы перевезти груз, и она подтвердит траты лишь на перевозку (письмо Минфина от 28.08.2018 № 03-03-06/1/61110). Чтобы учесть расходы на стоимость товара, потребуется товарная накладная, например, по унифицированной форме ТОРГ-12. Организации надо наладить обмен документами с поставщиком.

Компания может составить бухгалтерскую справку на количество товара, который приняла. Этот документ подтверждает расходы в налоговом учете (ст. 313 НК). Но проверяющие все равно обратят внимание на поставку, которую покупатель подтвердил транспортной накладной и собственной справкой. Инспектор, скорее всего, проверит реальность операции, если ее оформили нетипичными документами.

Уже треть работодателей интересуют навыки бухгалтера в Excel

Пройдите тест, который оценит, умеете ли вы работать с программой так, как это нужно работодателю.

Перейти к короткому тесту