9047
7 декабря 2006

Из столицы в область и наоборот. Какие проблемы ждут фирму, меняющую регион регистрации?

Налоговики продолжают настаивать на совпадении у организаций юридического и фактического адреса. Как результат столичные фирмы, у которых производство находится в Подмосковье, меняют свою московскую «прописку» на областную. И наоборот: подмосковные фирмы, арендующие в Москве удобные офисы, спешно перерегиструются из области в столицу. Мы решили выяснить, с какими сложностями столкнутся компании, решившие поменять регион своей «прописки».

Проходим сверку и определяемся с режимом налогообложения

Если фирма решила сменить свой юридический адрес, сначала ей необходимо подать в свою налоговую заявление на проведение сверки платежей. Данная обязанность прямо предусмотрена пунктом 3 Регламента организации работы с налогоплательщиками (утвержден приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444@). В случае смены региона «прописки» сверка нужна в первую очередь для того, чтобы рассчитаться по недоимкам и зачесть переплаты в местный и региональный бюджет.

Комментирует Ольга Ильина, юрист компании «Коммерция и право»:

- При переезде фирмы из одного региона в другой нужно пройти сверку платежей и погасить задолженность по региональным и местным налогам и сборам (налогу на имущество, налогу на игорный бизнес, ЕНВД, транспортному и земельному налогу). Кроме того, при наличии переплаты по этим налогам фирма должна подать в ИФНС по прежнему месту учета заявление о зачете (возврате) этой переплаты. Причем сделать это обязательно до перехода в другую инспекцию. А вот расчеты с федеральным бюджетом по недоимкам и переплатам фирма может проводить в инспекции как по старому, так и по новому месту учета.

Переезд из одного региона в другой помимо обязанности рассчитаться по региональным и местным налогам повлечет за собой еще одну сложность - необходимость смены некоторыми компаниями режима налогообложения. А именно переход на систему «вмененного» налога или уход с нее.

Комментирует Яна Ковалевская, начальник отдела регистрационных услуг юридической фирмы «Частное право»:

- Организациям, которые перерегистрируются из Москвы в Подмосковье или наоборот, придется столкнуться с одной общей трудностью, а именно с различиями в налогообложении. Дело в том, что на территории Москвы «вмененный» налог введен только в рекламной сфере, тогда как на территории Московской области указанный налог применяется в отношении еще 11 видов предпринимательской деятельности. В результате фирмы, занимающиеся, к примеру, розничной торговлей и желающие переехать из Москвы в область, должны будут перейти на уплату ЕНВД. А аналогичные фирмы Подмосковья, переезжающие в столицу, должны будут перейти на общий режим или «упрощенку». При этом важно помнить, что на упрощенную систему налогообложения можно перейти только с нового года в случае, если до 30 ноября включительно предыдущего года было подано соответствующее заявление.

Подаем пакет документов

После проведения сверки платежей фирме нужно подать пакет документов для регистрации изменений (а именно изменения юридического адреса) в учредительных документах и в Едином государственном реестре. Порядок внесения этих изменений регламентирован главой VI Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Если столичная фирма решила переехать в Подмосковье, то с пакетом документов ей нужно обратиться в единый регистрационный центр столицы - МИФНС № 46. Несмотря на то что в последнее время столичные налоговики пытаются делать все, чтобы разгрузить работу 46-й инспекции, бухгалтеры продолжают жаловаться на неразбериху, царящую в МИФНС. Людям, пришедшим в инспекцию впервые, сразу довольно сложно разобраться в системе «электронной очереди», по которой работают столичные регистраторы.

Фирмы, желающие переехать из Подмосковья в Москву, должны обратиться в отделы регистрации и учета своих областных инспекций. Очередей в этих отделах, как правило, не бывает: здешние инспекторы, безусловно, загружены меньше, чем московские регистраторы. Но возникают проблемы иного порядка - связанные с уровнем квалификации инспекторов.

Комментирует Яна Ковалевская, начальник отдела регистрационных услуг юридической фирмы «Частное право»:

- На мой взгляд, работа подмосковных налоговиков по многим критериям недотягивает до уровня их столичных коллег. Например, довольно часто областные инспекции отказывают в приеме документов, мотивируя это тем, что «рухнула компьютерная база». А однажды мы столкнулись с отказом подмосковных чиновников решить стандартный вопрос по причине отсутствия у них внутренней инструкции.

С 14 августа 2006 года налоговики МИФНС № 46 и подмосковных инспекций начали принимать документы на перерегистрацию от лиц, уполномоченных на это на основании доверенности. Однако выдача свидетельств о перерегистрации или отказов по доверенности не производится: вся документация отправляется на адрес заявителя по почте. Также по почте высылается документация тем лицам, которые не приходят за ней в день, указанный в расписке о приеме документов.

Еще один важный момент при переезде из Москвы в Подмосковье. После передачи учетного дела из МИФНС № 46 в областную инспекцию подмосковные налоговики могут потребовать от заявителя гарантийное письмо от собственника здания, где будет располагаться офис фирмы. В этом письме собственник здания обязан подтвердить факт предварительной договоренности с компанией о будущей аренде помещения. Никаких законных оснований данное требование не имеет: налоговики обосновывают его какими-то внутренними регламентами по борьбе с «однодневками».

Сколько ждать результата?

И московские, и подмосковные налоговики грешат постоянным нарушением всех сроков, прописанных в законодательстве. Так, например, сверка платежей, которую налоговики должны проводить в течение месяца, обычно растягивается на квартал. Передача сведений из одной ИФНС в другую, которая должна производиться в течение трех дней с момента внесения изменения в ЕГРЮЛ, может растянуться на четыре-пять недель. В результате в столичном регионе смена «прописки» обычно требует от двух до восьми месяцев. При этом отметим, что нарушение сроков налоговиками не означает, что организация вправе не перечислять деньги в бюджет. Платить все налоги и сборы фирма обязана непрерывно на реквизиты прежней ИФНС, даже в те периоды времени, когда ее учетное дело находится где-то между «старой» и «новой» инспекцией.

Регистрируем филиал

Если столичная фирма решила не переезжать в область, а только зарегистрировать там свое обособленное подразделение, с заявлением следует обращаться не в МИФНС № 46, а в отдел учета и регистрации подмосковной инспекции того региона, где находится это подразделение. Как рассказывают областные бухгалтеры, регистрация филиалов в их инспекциях проходит довольно быстро и всегда укладывается в отведенные на это законом пять дней (п. 2 ст. 84 Налогового кодекса РФ).

Если же подмосковная организация захочет зарегистрировать в Москве свое обособленное подразделение, ей надо обратиться в отдел учета и регистрации той столичной ИФНС, к которой относится адрес этого подразделения. В этом случае фирма больше всего рискует столкнуться с проволочками со стороны московских инспекторов. Дело в том, что после создания единого регистрационного центра штат отделов учета и регистрации налоговых Москвы сильно сократился.

Чем опасны посредники при регистрации

Вокруг МИФНС № 46, как и вокруг любой подмосковной инспекции, можно найти много объявлений фирм-посредников. Эти компании, как правило, предлагают полный спектр услуг по содействию всем процедурам регистрации: от смены юридического адреса до создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц.

Стоимость таких услуг обычно колеблется в районе 4-15 тыс. руб. в зависимости от организационно-правовой формы регистрируемого объекта. Многие заявители, отчаявшиеся спорить с налоговиками о незаконных требованиях, обращаются к этим фирмам-посредникам, чтобы ускорить процесс.

Если ваша компания тоже решила искать помощи у посредников, то советуем действовать максимально осторожно, сотрудничать с уже проверенными фирмами. Ведь, обращаясь к посредникам, у компании появляется риск стать жертвой мошенников.

Комментирует Юрий Воробьев, адвокат компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»:

- Всегда важно учитывать, что посредник при регистрации получает практически полную информацию о заявителе: все реквизиты, учредительные документы, иногда даже печать. Если посредник недобросовестен, ничто не помешает ему воспользоваться этой информацией в своих целях. Например, от лица зарегистрированной фирмы посредник сможет заключить ряд договоров, в результате которых у фирмы возникнет большое количество обязательств. Очевидно, что ни фирма, ни ее учредители не узнают об этих обязательствах до того момента, когда придется по ним платить.