294
9 декабря 2020

ЦБ присвоит новые уровни рисков организациям: кому откажут в банковском обслуживании

Центробанк будет оценивать организации и ИП на риск проведения подозрительных операций. Банки будут на основе этой информации принимать решения, отказывать клиенту в банковском обслуживании или нет.

Центробанк будет оценивать организации и ИП на риск проведения подозрительных операций. Банки будут на основе этой информации принимать решения, отказывать клиенту в банковском обслуживании или нет.

Законопроект, который изменит закон о Центральном банке и в «антиотмывочный» закон. Уже внесли в Госдуму.

Текст проекта с новыми правилами для банковского обслуживания по уровням риска

Информационный сервис для банков

На базе Центробанка предлагают создать централизованный информационный сервис –платформу «Знай своего клиента». Через этот сервис ЦБ будет доводить до банков оценку рисков клиента. На основе данных сведений банки будут определять режим работы с клиентом (решение об открытии счета, о проведении операции).

По словам председателя Центробанка Эльвиры Набиуллиной, ЦБ уже приступил к разработке данной платформы. Ее планируют запустить в конце 2021 года – начале 2022 года. По мнению главы Центробанка, данный сервис поможет снизить нагрузку на добросовестных предпринимателей за счет сокращения количества дублирующих запросов одной и той же информации от разных кредитных организаций.

Также организаторы платформы рассчитывают, что работа с данным сервисом приведет к уменьшению количества неправомерных отказов банками в обслуживании клиента.

Сейчас операции, которые подлежат обязательному контролю, перечислены в статье 6 Закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Например, к контролируемой операции относят снятие со счета или зачисление на счет юридического лица наличных в сумме 600 тыс. руб. и более в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности. О таких операциях банк сообщает в Росфинмониторинг (подп. 4 п. 1 ст. 7 Закона от 07.08.2011 № 115-ФЗ). Какие еще основные показатели могут стать основанием для приостановки платежей или закрытия счета, рассказали эксперты Системы Главбух.

Уровни рисков клиентов

Каждой организации или ИП предлагают присвоить уровень риска. Их будет три:

Критерии, по которым организации и ИП будут относить к группам риска, будет определять ЦБ и Росфинмониторинг. Эти критерии ЦБ будет размещать на своем сайте. Оценку клиентов ЦБ будет проводить на основании данных, предоставленных банками. В связи с этим у банков появится обязанность направлять в ЦБ информацию о клиентах.

Если клиента включат в красную зону, банк его должен уведомить об этом не позднее пяти рабочих дней после дня отнесения клиента к данному уровню риска. О желтой и зеленой зоне банк проинформирует клиента по его запросу.

Присвоенные уровни риска повлекут определенные последствия для организации и ИП.

Редакция журнала «Главбух» напоминает – ЦБ рекомендовал банкам сразу извещать клиентов, что налоговики заблокировали счет. Смотрите, куда и как придет банкиры направят такое уведомление.

Как будут действовать банки в зависимости от уровня риска

Степень риска

Как будет действовать банк по отношению к клиенту

Высокий риск (красная зона)

В отношении клиентов с высоким уровнем риска банкам запрещено: 

  • открывать новые банковские счета;
  • исполнять распоряжение клиента; 
  • оказывать услуги по переводу денежных средств с использованием сервиса быстрых платежей и с использованием электронного средства платежа;
  • выдавать остаток денег на счете или переводить этот остаток на другой счет при расторжении счета по инициативе организации (ИП).

Банк откажет в проведении операции и в том случае, если красный уровень риска присвоен контрагенту.

Банк обязан расторгнуть договор банковского счета с клиентом из красной зоны, если:

  • по истечении шести месяцев с даты, когда клиенту стало известно о присвоении ему высокого уровня риска, такой клиент не обратился в банк с заявлением о пересмотре уровня риска, а также не обжаловал решение банка в межведомственной комиссии ЦБ (в случае отказа в пересмотре уровня риска банком);
  • или по истечении шести месяцев с даты, когда межведомственная комиссия отказала в пересмотре уровня риска, клиент не обжаловал решение межведомственной комиссии в суде.  

При расторжении договора банковского счета деньги с расчетного счета клиента перечислят в бюджет 

Средний риск (желтая зона)

Клиентам со средним уровнем риска банк вправе отказать в открытии банковского счета и в проведении операций. Отказ возможен, если у банка возникнут подозрения в отмывании доходов или финансировании терроризма

Низкий риск (зеленая зона)

Клиентам с низким уровнем риска банки не имеют права отказать в открытии банковского счета.

Банк может отказать клиентам в проведении операций, если возникнут подозрения в отмывании доходов или финансировании терроризма. Исключение – случаи, когда такой клиент переводит деньги российскому юрлицу или ИП из зеленой зоны на счета, открытые в российских банках

В 2020 году действуют методические рекомендации ЦБ для предпринимателей, которые помогут разобраться в причинах блокировки операций и отказа открыть счет в банке. Данные рекомендации подойдут и для организаций. ЦБ выделил пять правил, которые помогут сократить риск блокировки. Что это за правила, разбирались эксперты Системы Главбух.

Пересмотр уровня риска

Уровень риска, присвоенный клиенту, может быть пересмотрен как по инициативе банка, так и по заявлению клиента.

Банк обязан сообщить в ЦБ, если по результатам внутреннего контроля клиенту присвоен более высокий уровень риска по сравнению с группой риска, в которую его включил ЦБ. Например, когда ЦБ присвоил средний уровень, а обслуживающий банк – высокий. В этом случае банк должен направить в Центробанк свою оценку в течение пяти рабочих дней со дня доведения Центробанком информации об уровне риска данного клиента.

Редакция журнала «Главбух» узнала, что ЦБ предостерег банки: нельзя вводить клиентов в заблуждение, чтобы получить выгоду от продажи дополнительных услуг. Например, подключать ненужные платные сервисы. Объясните это сотрудникам, чтобы у них были готовые аргументы для спора с навязчивыми специалистами банков.

Если банк отнесет клиента к более низкой группе риска по сравнению с оценкой ЦБ, он вправе обратиться в Центробанк с заявлением о пересмотре группы риска. ЦБ должен рассмотреть заявление банка в течение 10 рабочих дней и в случае положительного решения изменить уровень риска клиента.

Клиент, отнесенный к красной зоне риска, вправе оспорить такую оценку. Для этого нужно подать в банк заявление и приложить к нему подтверждающие документы. Заявление клиент может подать в течение шести месяцев с даты, когда его проинформировали о присвоении высокого уровня риска. Если банк откажет в пересмотре, клиент может обратиться с заявлением в межведомственную комиссию ЦБ. Решение межведомственной комиссии можно оспорить в суде.

Срочные изменения по вашему ИНН

Уже треть работодателей интересуют навыки бухгалтера в Excel

Пройдите тест, который оценит, умеете ли вы работать с программой так, как это нужно работодателю.

Перейти к короткому тесту