Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008

Минфин утвердил поправки в Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008). Что поменять бухгалтеру в работе, читайте в статье.

Учетная политика для бухучета – это совокупность способов ведения бухучета, которые применяет организация (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 06.11.2011 № 402-ФЗ). Составлять учетную политику обязана каждая организация. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/08) регламентирует:

  • какие положения включать в учетную политику;
  • в каком случае менять учетную политику организации.

Почему Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» обязательно для всех компаний

Учетную политику вправе запросить налоговый инспектор при проверке. Поэтому важно правильно составить  документ. А поможет в этом Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008).

Если у компании не окажется этого документа, грозят штрафы. Санкции для организации – 200 руб., для руководителя – от 300 до 500 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ и ст. 15.6 КоАП РФ).

Если компания не будет следовать положениям документа, налоговики расценят это как грубое нарушение правил учета доходов и расходов. Штраф за такое нарушение для компании 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.

Кроме того, положение по бухгалтерскому учёту «Учётная политика организации» распространяется:

  • на все организации – в части формирования учетной политики;
  • на организации, которую публикуют бухгалтерскую отчетность – в части раскрытия учетной политики.

Из всего этого следует, что учетная политика – обязательный документ для всех компаний.

Какие внесли изменения в Положение по бухгалтерскому учёту «Учетная политика организации»

Минфин России внес поправки в Положение по бухгалтерскому учёту «Учетная политика организации» (приказ от 28.04.2017 № 69н). Изменения вступили в силу с 6 августа 2017 года. Что именно поменялось, специалисты Минфина указали в информационном сообщении от 02.08.2017 № ИС-учет-9.

В ведомстве уточнили, что документ организация составляет самостоятельно. Выбирает способы ведения учета независимо от того, какие способы выбрали другие компании. Правда, если у организации есть дочерние фирмы, головная организация вправе установить, какие способы ведения учета должны выбирать эти фирмы.

Также Минфин уточнил, как выбирать способы ведения учета. Если федеральный стандарт установил только один способ, компания применяет этот способ и включает в учетную политику.

Если в федеральном стандарте предусмотрено несколько способов ведения учета, компания выбирает тот способ, который обеспечивает формирование качественной информации об объекте бухучета. 

Если же в федеральном стандарте бухучета нет способов учета конкретных активов или обязательств, компания разрабатывает этот способ самостоятельно. Затем прописывает его в учетной политике. При этом компания применяет допущения и требования, которые установило Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/08).

Какие положения прописать в учетной политике

Укажите в учетной политике, какие способы бухучета применяет компания: обычные или упрощенные. Напомним, что упрощенный бухучет вправе вести (п. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  • субъекты малого предпринимательства;
  • некоммерческие организации;
  • участники проекта «Сколково».

Далее изложите способы бухгалтерского учета, которые применяет компания. Особенно важно прописать те способы, которые выбрали из нескольких альтернатив или разработали самостоятельно. Как правило, в бухгалтерскую учетную политику включают следующие положения:

  • кто ведет бухгалтерский учет в организации;
  • какие первичные документы (унифицированные или собственные) применяются; 
  • какие регистры бухгалтерского учета применяются;
  • порядок составления внутренней бухгалтерской отчетности;
  • критерий для определения уровня существенности;
  • порядок проведения инвентаризации;
  • порядок учета основных средств, нематериальных активов, материалов и товаров;
  • порядок учета незавершенного производства;
  • порядок списания общепроизводственных и общехозяйственных расходов;
  • порядок учета готовой продукции;
  • порядок начисления оценочных обязательств;
  • порядок списания сомнительных задолженностей;
  • правила документооборота;
  • применяемые формы бухгалтерской отчетности.

Когда составляете учетную политику, предполагаются следующие допущения (п. 5 ПБУ 1/2008):

  • имущественной обособленности – активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций;
  • непрерывности деятельности – организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности;
  • последовательности применения учетной политики – принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому;
  • временной определенности – факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

Кроме того, документ должен соответствовать таким требованиям, как полнота, своевременность, осмотрительность, рациональность (п. 6 ПБУ 1/2008).

Какие документы утвердить в Положении по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации"

Приложите к учетной политике и утвердите (п. 4 ПБУ 1/2008):

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета. Укажите в нем синтетические и аналитические счета, которые будете использовать;
  • формы разработанных вами первичных учетных документов;
  • формы регистров бухгалтерского учета;
  • формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности.

Когда менять Положение об учетной политике

Менять ежегодно свое Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» компании необязательно. Его достаточно утвердить один раз и применять в течение всего периода работы организации.

Менять документ компания вправе только в трех случаях (п. 10 ПБУ 1/2008):

  • изменились требования бухгалтерского законодательства;
  • решено ввести новые способы ведения бухучета;
  • изменили условия деятельности организации. Например, сменили вид деятельности, провели реорганизации и т. п.

Чтобы изменить документ, издайте приказ. Укажите в нем те положения, которые планируете скорректировать. В общем случае менять учетную политику разрешается с начала календарного года (п. 14 ПБУ 1/2008). В середине года изменить документ можно, только если ввели новые нормы законодательства.

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.