Налоговый кодекс РФ. Часть первая
Налоговый кодекс РФ. Часть первая
влечет взыскание штрафа в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 процента за каждый календарный день просрочки.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 137-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)
2. Совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств (драгоценных металлов) на счете налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента, счете инвестиционного товарищества, в отношении которых в банке находится поручение налогового органа,
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 137-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 26 ноября 2008 года № 224-ФЗ; в редакции, введенной в действие со 2 мая 2014 года Федеральным законом от 2 апреля 2014 года № 52-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июня 2018 года Федеральным законом от 27 ноября 2017 года № 343-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Статья в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 135.1. Непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам (счету инвестиционного товарищества) в налоговый орган
Непредставление банком, кредитной организацией, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, справок о наличии счетов (счета инвестиционного товарищества), вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах (счете инвестиционного товарищества), вкладах (депозитах), выписок по операциям на счетах (счете инвестиционного товарищества), по вкладам (депозитам) в налоговый орган в соответствии с пунктом 2 статьи 86 настоящего Кодекса и (или) несообщение об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, операции по которым приостановлены, в соответствии с пунктом 5 статьи 76 настоящего Кодекса, а также представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения,
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 30 ноября 2016 года № 401-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июня 2018 года Федеральным законом от 27 ноября 2017 года № 343-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Статья дополнительно включена с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ; в редакции, введенной в действие со 2 мая 2014 года Федеральным законом от 2 апреля 2014 года № 52-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 135.2. Нарушение банком обязанностей, связанных с электронными денежными средствами
1. Предоставление права организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, использовать корпоративное электронное средство платежа для переводов электронных денежных средств без предъявления этим лицом свидетельства (уведомления) о постановке на учет в налоговом органе, а равно предоставление указанного права при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении переводов электронных денежных средств этого лицавлекут взыскание штрафа в размере 20 тысяч рублей.
2. Несообщение в установленный срок банком налоговому органу сведений о предоставлении (прекращении) права организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа
С 1 апреля 2020 года Федеральным законом от 29 сентября 2019 года № 325-ФЗ абзац первый пункта 2 настоящей статьи будет изложен в новой редакции.
влечет взыскание штрафа в размере 40 тысяч рублей.
3. Исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении переводов электронных денежных средств налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента его поручения на перевод электронных денежных средств, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога (авансового платежа), сбора, страховых взносов, пеней, штрафа,
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента, но не более суммы задолженности, а при отсутствии задолженности - в размере 20 тысяч рублей.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
4. Неправомерное неисполнение банком в установленный настоящим Кодексом срок поручения налогового органа на перечисление налога, авансового платежа, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа в бюджетную систему Российской Федерации за счет электронных денежных средств налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента
(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 мая 2014 года Федеральным законом от 2 апреля 2014 года № 52-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
5. Совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия остатка электронных денежных средств налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента, в отношении которого в банке находится поручение налогового органа,
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
6. Непредставление банком справок об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в налоговый орган в соответствии с пунктом 2 статьи 86 настоящего Кодекса и (или) несообщение об остатках электронных денежных средств, переводы которых приостановлены, в соответствии с пунктом 5 статьи 76 настоящего Кодекса, а также представление справок с нарушением установленного срока или справок, содержащих недостоверные сведения, влекут взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.
(Статья дополнительно включена с 30 сентября 2011 года Федеральным законом от 27 июня 2011 года № 162-ФЗ)
Штрафы, указанные в статьях 132-135.2, взыскиваются в порядке, аналогичном предусмотренному настоящим Кодексом порядку взыскания санкций за налоговые правонарушения.
(Статья в редакции, введенной в действие с 30 сентября 2011 года Федеральным законом от 27 июня 2011 года № 162-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Раздел VII. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц
Глава 19. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц
Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
(Часть в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 137-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 24 августа 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 248-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
1. Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного в соответствии со статьей 101 настоящего Кодекса, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права.
2. Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.В случае, если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные пунктом 6 статьи 140 настоящего Кодекса, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке.
Положения абзацев первого и второго пункта 2 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 года № 153-ФЗ) до 1 января 2014 года применяются только в отношении порядка обжалования решений, вынесенных налоговым органом в порядке, предусмотренном статьей 101 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, - см. пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 2 июля 2013 года № 153-ФЗ.
Акты налоговых органов ненормативного характера, принятые по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб), могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в судебном порядке.Акты ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действия или бездействие его должностных лиц обжалуются в судебном порядке.
3. В случае обжалования в судебном порядке актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствующей жалобе, или со дня истечения срока принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе), установленного пунктом 6 статьи 140 настоящего Кодекса.
Положения пункта 3 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 года № 153-ФЗ) до 1 января 2014 года применяются только в отношении порядка обжалования решений, вынесенных налоговым органом в порядке, предусмотренном статьей 101 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, - см. пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 2 июля 2013 года № 153-ФЗ.
4. Обжалование организациями и физическими лицами в судебном порядке актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц производится в порядке, предусмотренном соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.В случае обжалования в судебном порядке актов налоговых органов, действий их должностных лиц исполнение обжалуемых актов, совершение обжалуемых действий могут быть приостановлены судом в порядке, предусмотренном соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
5. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не приостанавливает исполнение обжалуемого акта налогового органа или совершение обжалуемого действия его должностным лицом, за исключением случая, предусмотренного настоящим пунктом.В случае обжалования вступившего в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения до принятия решения по жалобе исполнение обжалуемого решения может быть приостановлено по заявлению лица, подавшего эту жалобу, при предоставлении им банковской гарантии, по которой банк обязуется уплатить денежную сумму в размере налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, не уплаченных по обжалуемому решению.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 30 ноября 2016 года № 401-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 30 ноября 2016 года № 401-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
о приостановлении исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;об отказе в приостановлении исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.Основанием для принятия решения об отказе в приостановлении исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения является несоответствие банковской гарантии, предоставленной лицом, подавшим жалобу, требованиям, установленным настоящей статьей и (или) пунктом 5 статьи 74.1 настоящего Кодекса.О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.Решение о приостановлении исполнения решения действует до дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе.В случае неуплаты или неполной уплаты налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа в установленный в требовании налогового органа срок лицом, подавшим жалобу, исполнение обязанности которого по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа обеспечено банковской гарантией, налоговый орган не позднее пяти дней со дня истечения срока исполнения указанного требования и не ранее дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе направляет банку-гаранту требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии в части подлежащей уплате после принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе неуплаченной суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 30 ноября 2016 года № 401-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 30 ноября 2016 года № 401-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Пункт в редакции, введенной в действие со 2 июня 2016 года Федеральным законом от 1 мая 2016 года № 130-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
6. Повторное обращение с жалобой (апелляционной жалобой) производится в сроки, установленные настоящей главой для подачи соответствующей жалобы.
7. Лицо, подавшее жалобу (апелляционную жалобу), до принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе) может отозвать ее полностью или в части путем направления письменного заявления в налоговый орган, рассматривающий соответствующую жалобу.Отзыв жалобы (апелляционной жалобы) лишает лицо, подавшее соответствующую жалобу, права на повторное обращение с жалобой (апелляционной жалобой) по тем же основаниям.
(Статья в редакции, введенной в действие с 3 августа 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 153-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
1. Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.
1.1. При получении жалобы налоговый орган, акт ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан принять меры по устранению нарушения прав лица, подавшего жалобу. В случае устранения нарушения прав лица, подавшего жалобу, налоговый орган сообщает об этом в вышестоящий налоговый орган в течение трех дней со дня такого устранения с приложением подтверждающих документов (при их наличии).
(Пункт дополнительно включен со 2 июня 2016 года Федеральным законом от 1 мая 2016 года № 130-ФЗ)
2. Жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана, если иное не установлено настоящим Кодексом, в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.Жалоба на вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения.Жалоба в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, может быть подана в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе).В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.
3. Вступившее в силу решение налогового органа, вынесенное по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков и не обжалованное в апелляционном порядке, может быть обжаловано ответственным участником этой группы либо самостоятельно иным участником этой группы в части привлечения такого участника к ответственности за совершение налогового правонарушения. Такая жалоба может быть подана в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения.
(Статья в редакции, введенной в действие с 3 августа 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 153-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
1. Апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается через вынесший соответствующее решение налоговый орган. Налоговый орган, решение которого обжалуется, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.
2. Апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящий налоговый орган может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения.
3. Апелляционная жалоба на решение налогового органа, вынесенное по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков, может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения ответственным участником этой группы либо самостоятельно иным участником этой группы в части привлечения такого участника к ответственности за совершение налогового правонарушения.
4. Не могут быть обжалованы в апелляционном порядке решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенные федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
(Статья дополнительно включена с 3 августа 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 153-ФЗ)
Статья 139.2. Форма и содержание жалобы (апелляционной жалобы)
1. Жалоба подается в письменной форме. Жалоба подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем.Жалоба может быть направлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
(Абзац дополнительно включен со 2 июня 2016 года Федеральным законом от 1 мая 2016 года № 130-ФЗ)
(Абзац дополнительно включен со 2 июня 2016 года Федеральным законом от 1 мая 2016 года № 130-ФЗ)
1) фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;
2) обжалуемые акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;
3) наименование налогового органа, акт ненормативного характера которого, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются;
4) основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
5) требования лица, подающего жалобу;
6) способ получения решения по жалобе: на бумажном носителе, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
(Подпункт дополнительно включен со 2 июня 2016 года Федеральным законом от 1 мая 2016 года № 130-ФЗ)
3. В жалобе могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения.
4. В случае подачи жалобы уполномоченным представителем лица, обжалующего акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, к жалобе прилагаются документы, подтверждающие полномочия этого представителя.
5. К жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие доводы лица, подающего жалобу.
6. Положения настоящей статьи применяются также к апелляционной жалобе.
(Статья дополнительно включена с 3 августа 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 153-ФЗ)
Статья 139.3. Оставление жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения
1. Вышестоящий налоговый орган оставляет без рассмотрения жалобу полностью или в части, если установит, что:
1) жалоба подана с нарушением порядка, установленного пунктом 1 статьи 139.2 настоящего Кодекса, или в жалобе не указаны акты налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, которые привели к нарушению прав лица, подавшего жалобу;
(Подпункт в редакции, введенной в действие со 2 июня 2016 года Федеральным законом от 1 мая 2016 года № 130-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2) жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного настоящим Кодексом, и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;
3) до принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы полностью или в части;
4) ранее подана жалоба по тем же основаниям;
5) до принятия решения по жалобе налоговый орган сообщил об устранении нарушения прав лица, подавшего жалобу, в порядке, установленном пунктом 1.1 статьи 139 настоящего Кодекса.
(Подпункт дополнительно включен со 2 июня 2016 года Федеральным законом от 1 мая 2016 года № 130-ФЗ)
2. Налоговый орган, рассматривающий жалобу, принимает решение об оставлении жалобы без рассмотрения полностью или в части в течение пяти дней со дня получения жалобы или заявления об отзыве жалобы полностью или в части, за исключением случая, предусмотренного подпунктом 5 пункта 1 настоящей статьи.В случае, предусмотренном подпунктом 5 пункта 1 настоящей статьи, налоговый орган, рассматривающий жалобу, принимает решение об оставлении жалобы без рассмотрения полностью или в части в течение пяти дней со дня получения информации или документов об устранении нарушения прав лица, подавшего жалобу.Решение об оставлении жалобы без рассмотрения вручается или направляется лицу, подавшему жалобу, в течение трех дней со дня его принятия.
(Пункт в редакции, введенной в действие со 2 июня 2016 года Федеральным законом от 1 мая 2016 года № 130-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3. Оставление жалобы без рассмотрения не препятствует повторному обращению лица с жалобой в сроки, установленные настоящим Кодексом для подачи соответствующей жалобы, за исключением случаев оставления жалобы без рассмотрения по основаниям, предусмотренным подпунктами 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи.
4. Положения настоящей статьи, за исключением положений подпунктов 2 и 5 пункта 1, применяются также к апелляционной жалобе.
(Пункт в редакции, введенной в действие со 2 июня 2016 года Федеральным законом от 1 мая 2016 года № 130-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Статья дополнительно включена с 3 августа 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 153-ФЗ)
1. В ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) лицо, подавшее эту жалобу, до принятия по ней решения вправе представить дополнительные документы, подтверждающие его доводы.
2. Вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу (апелляционную жалобу), документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), а также материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, без участия лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.В случае выявления в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или на решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения противоречий между сведениями, содержащимися в представленных нижестоящим налоговым органом материалах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в материалах нижестоящего налогового органа, вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу (апелляционную жалобу), документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), а также материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, с участием лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу).Руководитель (заместитель руководителя) вышестоящего налогового органа извещает лицо, подавшее жалобу (апелляционную жалобу), о времени и месте рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы).
(Пункт в редакции, введенной в действие со 2 июня 2016 года Федеральным законом от 1 мая 2016 года № 130-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3. По итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящий налоговый орган:
1) оставляет жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения;
2) отменяет акт налогового органа ненормативного характера;
3) отменяет решение налогового органа полностью или в части;
4) отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение;
5) признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу.
4. Документы, представленные вместе с жалобой на решение, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101 или 101.4 настоящего Кодекса, или вместе с апелляционной жалобой, и дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения соответствующей жалобы до принятия по ней решения, рассматриваются вышестоящим налоговым органом, если лицо, подавшее соответствующую жалобу, представило пояснения причин, по которым было невозможно своевременное представление таких документов налоговому органу, решение которого обжалуется.
5. Вышестоящий налоговый орган, установив по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) на решение, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса, нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, вправе отменить такое решение, рассмотреть указанные материалы, документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), и материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса, и вынести решение, предусмотренное пунктом 3 настоящей статьи.Вышестоящий налоговый орган, установив по результатам рассмотрения жалобы на решение, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101.4 настоящего Кодекса, нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля, вправе отменить такое решение, рассмотреть указанные материалы, документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу, дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы, и материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, в порядке, предусмотренном статьей 101.4 настоящего Кодекса, и вынести решение, предусмотренное пунктом 3 настоящей статьи.
6. Решение по жалобе (апелляционной жалобе) на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса, принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения жалобы (апелляционной жалобы). Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), или при представлении лицом, подавшим жалобу (апелляционную жалобу), дополнительных документов, но не более чем на один месяц.Решение по жалобе, не указанной в абзаце первом настоящего пункта, принимается налоговым органом в течение 15 дней со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов, но не более чем на 15 дней.Решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о продлении срока рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трех дней со дня его принятия.Решение налогового органа по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трех дней со дня его принятия.
(Статья в редакции, введенной в действие с 3 августа 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 153-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Утратила силу с 3 августа 2013 года - Федеральный закон от 2 июля 2013 года № 153-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
Жалобы (исковые заявления) на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством, законодательством об административном судопроизводстве и иными федеральными законами.
(Статья в редакции, введенной в действие с 15 сентября 2015 года Федеральным законом от 8 марта 2015 года № 23-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Раздел VII_1. Выполнение международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения и взаимной административной помощи по налоговым делам
Дополнительно включен Федеральным законом от 27 ноября 2017 года № 340-ФЗ
Глава 20.1. Автоматический обмен финансовой информацией с иностранными государствами (территориями)
Положения главы 20.1 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 27 ноября 2017 года № 340-ФЗ) распространяются на клиентов организации финансового рынка, которые заключили с организацией финансового рынка договор, предусматривающий оказание финансовых услуг, до дня вступления в силу Федерального закона от 27 ноября 2017 года № 340-ФЗ - см. часть 8 Федерального закона от 27 ноября 2017 года № 340-ФЗ.
Статья 142.1. Понятия и термины, используемые при осуществлении автоматического обмена финансовой информацией с иностранными государствами (территориями)
Для целей настоящего Кодекса при осуществлении автоматического обмена финансовой информацией с иностранными государствами (территориями) используются следующие понятия и термины:
1) международный автоматический обмен финансовой информацией с компетентными органами иностранных государств (территорий) (далее - автоматический обмен финансовой информацией) - предоставление федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, компетентным органам иностранных государств (территорий) и получение федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, от компетентных органов иностранных государств (территорий) информации, предусмотренной настоящей главой, на автоматической основе в соответствии с международными договорами Российской Федерации по вопросам налогообложения;
2) организация финансового рынка - кредитная организация, страховщик, осуществляющий деятельность по добровольному страхованию жизни, профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий брокерскую деятельность, и (или) деятельность по управлению ценными бумагами, и (или) депозитарную деятельность, управляющий по договору доверительного управления имуществом, негосударственный пенсионный фонд, акционерный инвестиционный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, центральный контрагент, управляющий товарищ инвестиционного товарищества, иная организация или структура без образования юридического лица, которая в рамках своей деятельности принимает от клиентов денежные средства или иные финансовые активы для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах клиента либо прямо или косвенно за счет клиента;
3) клиент организации финансового рынка (далее - клиент) - лицо, заключающее (заключившее) с организацией финансового рынка договор, предусматривающий оказание финансовых услуг;
4) финансовые услуги - услуги, связанные с привлечением от клиентов и размещением организациями финансового рынка денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах клиента либо прямо или косвенно за счет клиента;
5) финансовая информация - информация об операциях, счетах и вкладах клиентов, сумме обязательств страховщика, заключившего договор добровольного страхования жизни, перед клиентами или выгодоприобретателями, сумме денежных средств и стоимости имущества указанных лиц, находящегося в распоряжении организации финансового рынка в соответствии с договором о брокерском обслуживании или договором о доверительном управлении организации финансового рынка, стоимости имущества указанных лиц, учитываемого организацией финансового рынка, осуществляющей депозитарную деятельность, пенсионных счетах указанных лиц, обязательствах центральных контрагентов перед указанными лицами, а также о выплатах и операциях, совершенных в связи с указанными в настоящем подпункте счетами и вкладами, договором добровольного страхования жизни, договором доверительного управления имуществом (в том числе удостоверенным выдачей инвестиционного пая), договором о брокерском обслуживании, депозитарным договором, пенсионным договором, договором с центральным контрагентом и иными договорами, в рамках которых организация финансового рынка принимает от клиентов денежные средства или иные финансовые активы для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах клиента либо прямо или косвенно за счет клиента;
6) выгодоприобретатель - лицо (структура без образования юридического лица), к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договора поручения, договора комиссии и договора доверительного управления;
7) лицо, прямо или косвенно контролирующее клиента - физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом либо имеет возможность контролировать действия клиента. Лицом, прямо или косвенно контролирующим клиента - физическое лицо, считается само это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что существуют иные физические лица, прямо или косвенно контролирующие клиента - физическое лицо;
8) финансовые активы - денежные средства, а также ценные бумаги, производные финансовые инструменты, доли участия в уставном (складочном) капитале юридического лица или доли участия в иностранной структуре без образования юридического лица, права требования из договора страхования, а также любой иной финансовый инструмент, связанный с указанными видами финансовых активов. Для целей настоящей главы недвижимое имущество, а также драгоценные металлы (кроме обезличенных металлических счетов) не признаются финансовыми активами.
Статья 142.2. Обязанности организации финансового рынка по представлению информации в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в связи с автоматическим обменом финансовой информацией
1. Организации финансового рынка обязаны представлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, финансовую информацию о клиентах, выгодоприобретателях и (или) лицах, прямо или косвенно их контролирующих, в отношении которых на основании мероприятий, установленных пунктом 1 статьи 142.4 настоящего Кодекса, или имеющейся у организации финансового рынка информации выявлено, что они являются налоговыми резидентами иностранных государств (территорий), финансовую информацию об указанных лицах, а также иную информацию, относящуюся к заключенному между клиентом и организацией финансового рынка договору, предусматривающему оказание финансовых услуг. Указанная информация представляется организацией финансового рынка по установленным форматам только в электронной форме. Условия, порядок и сроки представления указанной информации организацией финансового рынка, ее состав устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
2. Представление организацией финансового рынка федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, информации в соответствии с настоящей главой не является нарушением банковской тайны и не требует получения согласия клиентов, выгодоприобретателей и лиц, прямо или косвенно их контролирующих.
3. Правительство Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации вправе установить перечень организаций финансового рынка и (или) видов договоров, предусматривающих оказание финансовых услуг, в отношении которых не применяются положения настоящей главы в силу низкого риска совершения с использованием таких организаций финансового рынка и (или) таких договоров, предусматривающих оказание финансовых услуг, действий (бездействия), направленных на уклонение от уплаты налогов (сборов).
Статья 142.3. Полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в связи с автоматическим обменом финансовой информацией
1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в связи с осуществлением автоматического обмена финансовой информацией получает от организации финансового рынка информацию о клиентах, выгодоприобретателях и (или) лицах, прямо или косвенно их контролирующих, а также иную информацию, представляемую в соответствии с настоящей главой.Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, передает такую информацию компетентным органам иностранных государств (территорий), включенных в перечень государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией и налоговыми резидентами которых являются клиенты, выгодоприобретатели и (или) лица, прямо или косвенно их контролирующие. Перечень государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
2. Порядок передачи финансовой информации компетентным органам иностранных государств (территорий), указанным в пункте 1 настоящей статьи, получения финансовой информации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, от таких компетентных органов, а также требования к защите передаваемой финансовой информации определяются Правительством Российской Федерации.
3. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и территориальные налоговые органы вправе использовать финансовую информацию организаций финансового рынка и компетентных органов иностранных государств (территорий), полученную в соответствии с настоящей главой, при осуществлении своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
4. Финансовая информация в электронной форме от организаций финансового рынка и компетентных органов иностранных государств (территорий), поступившая в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, приравнивается к информации, полученной на бумажном носителе.
Статья 142.4. Обязанности и права организаций финансового рынка и их клиентов в связи с автоматическим обменом финансовой информацией
1. В целях исполнения обязанностей, установленных настоящей главой, организация финансового рынка в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации, запрашивает, обрабатывает, в том числе документально фиксирует, и анализирует полученную информацию, а также принимает, в том числе документально фиксирует, обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению налогового резидентства клиентов, выгодоприобретателей и лиц, прямо или косвенно их контролирующих, включая проверку достоверности и полноты предоставленной клиентом информации.
2. Клиенты обязаны представлять в организацию финансового рынка информацию в отношении самих себя, выгодоприобретателей и (или) лиц, прямо или косвенно их контролирующих, запрашиваемую организацией финансового рынка в соответствии с настоящей главой.
3. При исполнении обязанностей, предусмотренных настоящей главой, организация финансового рынка вправе использовать имеющуюся у такой организации информацию, полученную в связи с исполнением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
4. В случае непредставления лицом, заключающим с организацией финансового рынка договор, предусматривающий оказание финансовых услуг, информации, запрашиваемой в соответствии с настоящей главой, организация финансового рынка вправе отказать в заключении такого договора с этим лицом.
5. В случае непредставления клиентом запрашиваемой в соответствии с настоящей главой информации организация финансового рынка вправе отказать в совершении операций, осуществляемых в пользу или по поручению клиента по договору, предусматривающему оказание финансовых услуг (далее в настоящей главе - отказ в совершении операций), и (или) в случаях, предусмотренных настоящей главой, расторгнуть в одностороннем порядке договор, предусматривающий оказание финансовых услуг, уведомив об этом клиента не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения.
6. Отказ в совершении операций означает прекращение организацией финансового рынка операций по договору, предусматривающему оказание финансовых услуг, за исключением операций, осуществляемых в целях, предусмотренных абзацами вторым - пятым пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также операций по переводу денежных средств на банковский счет клиента, открытый в другой кредитной организации, или по выдаче денежных средств клиенту.
7. В случае непредставления клиентом в течение пятнадцати дней со дня отказа в совершении операций информации, запрашиваемой организацией финансового рынка в соответствии с настоящей главой, организация финансового рынка вправе в одностороннем порядке расторгнуть заключенный с ним договор, предусматривающий оказание финансовых услуг, с учетом положений Гражданского кодекса Российской Федерации.В случае представления клиентом информации, запрашиваемой организацией финансового рынка, после отказа в совершении операций до момента, когда договор, предусматривающий оказание финансовых услуг, считается расторгнутым, организация финансового рынка вправе отменить принятое ранее решение о расторжении договора.
8. Если в результате проведения мер, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, организация финансового рынка выявит недостоверность или неполноту представленной клиентом информации либо придет к выводу о противоречии представленной клиентом информации сведениям, имеющимся в распоряжении организации финансового рынка, в том числе полученным из иных общедоступных источников информации, организация финансового рынка вправе отказать в заключении договора, предусматривающего оказание финансовых услуг, либо в одностороннем порядке расторгнуть заключенный договор, предусматривающий оказание финансовых услуг.
9. Договор, предусматривающий оказание финансовых услуг, считается расторгнутым по истечении одного месяца со дня направления организацией финансового рынка клиенту уведомления о расторжении договора, предусматривающего оказание финансовых услуг, если иной срок не установлен договором, предусматривающим оказание финансовых услуг.
Глава 20.2. Международный автоматический обмен страновыми отчетами в соответствии с международными договорами Российской Федерации
Статья 142.5. Полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, при осуществлении автоматического обмена страновыми отчетами
1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, вправе передавать страновые отчеты, полученные согласно положениям главы 14.4-1 настоящего Кодекса, компетентным органам иностранных государств (территорий) в рамках автоматического обмена страновыми отчетами в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Перечень иностранных государств (территорий), с компетентными органами которых осуществляется автоматический обмен страновыми отчетами, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
2. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, принимает, обрабатывает, хранит и использует при осуществлении своих полномочий по контролю и надзору страновые отчеты, полученные от компетентных органов иностранных государств (территорий) в рамках автоматического обмена страновыми отчетами в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
3. Порядок передачи страновых отчетов компетентным органам иностранных государств (территорий), получения страновых отчетов федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, от компетентных органов таких государств (территорий), а также требования к защите передаваемой информации, содержащейся в страновых отчетах, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 142.6. Ограничения использования информации, содержащейся в страновых отчетах
1. Информация из страновых отчетов, представляемая в соответствии с требованиями главы 14.4-1 настоящего Кодекса и (или) полученная от компетентных органов иностранных государств (территорий) в рамках автоматического обмена страновыми отчетами, может быть использована федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальными органами при осуществлении своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
2. Информация из страновых отчетов, представляемая в соответствии с требованиями главы 14.4-1 настоящего Кодекса и (или) полученная от компетентных органов иностранных государств (территорий) в рамках международного автоматического обмена страновыми отчетами, не является самостоятельным доказательством неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора) без исследования иных доказательств.
С 1 января 2020 года Федеральным законом от 29 сентября 2019 года № 325-ФЗ настоящий Кодекс будет дополнен главой 20.3.
резидент
Российской Федерации
Текст Федерального закона от 31 июля 1998 года № 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" см. по ссылке.