Блокировка счетов

Когда инспекторы могут заблокировать счет. Заблокировать банковский счет налоговая инспекция вправе, если организация (п. 2, 3, 3.2 ст. 76 НК ):

– не исполнила требование налоговой инспекции об уплате налога (пеней, штрафа);

– не представила налоговую декларацию в установленный срок;

– не представила расчет 6-НДФЛ;

– не отправила в налоговую инспекцию электронную квитанцию о приеме направленных инспекцией требований или уведомлений.

Кроме того, инспекторы получили право блокировать счета компании за несдачу в срок расчетов по страховым взносам (п. 3.2 ст. 76 НК). Такие поправки вступили в силу с 30 августа 2018 года (Федеральный закон от 29.07.2018 № 232-ФЗ).

Также налоговики вправе заблокировать счет компании, которая не обеспечила получение из инспекции электронных документов (подп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК ). Считается, что компания обеспечила прием документов, если договор с оператором электронного документооборота и сертификат ключа проверки электронной подписи есть у компании или ее представителя. Таким образом, получать документы можно двумя способами: заключить договор с оператором электронного документооборота или с посредником.

Компания, которая обязана сдавать отчетность через интернет, должна отправить налоговикам квитанцию о приеме электронного требования. Сделать это надо в течение шести рабочих дней с даты, когда налоговики отправили это требование (5.1 ст. 23 НК). Дату фиксирует оператор связи. За опоздание инспекторы вправе заблокировать счет. На это у них есть десять рабочих дней с момента просрочки (п. 3 ст. 76 НК).

Если блокировка счета вызвана взысканием задолженности перед бюджетом, решение о приостановлении операций принимается не раньше, чем вынесено решение о взыскании налогов (сборов, штрафов, пеней). При этом расходные операции приостанавливаются только в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций по счетам.

Если в решении о приостановлении операций указано несколько счетов, банк должен заблокировать каждый из них на сумму, указанную в решении. Приостановить расходные операции по валютному счету инспекция может на сумму, эквивалентную сумме в рублях, указанной в решении. Пересчет производится по курсу Банка России, установленному на дату начала действия приостановления операций по валютному счету (письмо Минфина от 14 января 2013 г. № 03-02-07/16).

Когда блокировка счета вызвана несвоевременной подачей налоговой декларации, 6-НДФЛ или расчета по взносам, решение о приостановлении операций принимается не раньше чем через 10 рабочих дней по истечении срока, установленного для сдачи отчетности (п. 3 ст. 76, п. 6 ст. 6.1 НК). При этом на сумму блокировки никаких ограничений нет.

Обратите внимание: если организация не представила или несвоевременно представила в налоговую инспекцию бухгалтерскую (финансовую отчетность), оснований для приостановления операций по банковскому счету у инспекции не возникает (письмо Минфина от 04.07.2013 № 03-02-07/1/25590).

Также налоговики не вправе приостанавливать операции по счету, если компания вовремя не представила расчет по авансовым платежам или иные документы, служащие основанием для расчета и уплаты налогов (например, справки 2-НДФЛ или сведения о среднесписочной численности). Это подтверждают судьи и налоговики (постановление Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57, письмо ФНС от 22.08.2014 № СА-4-7/16692). Исключение из этого правила – расчет по страховым взносам.

Предупредят ли инспекторы о блокировке счета. Заранее информировать нарушителей о скорой блокировке инспекция не обязана (письмо ФНС от 28.07.2016 № АС-3-15/3463). Есть только одно исключение – если операции приостанавливают за то, что компания не обеспечила прием электронных документов из ИФНС (подп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК). О блокировке по такому основанию налоговики должны предупредить компанию за пять рабочих дней (письмо ФНС от 29.06.2016 № ЕД-4-15/11597).

Какие платежи можно отправить с заблокированного счета. Блокировка счета не распространяется (п. 1 ст. 76 НК):

– на платежи, очередность которых по гражданскому законодательству предшествует исполнению обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов;

– на платежи по перечислению (списанию) в бюджет налогов (авансовых платежей по налогам), сборов, страховых взносов, пеней и штрафов.

Очередность платежей при недостаточности денежных средств на банковском счете различается для действующих и ликвидируемых организаций.

У действующих организаций платежи по банковским счетам проводятся в следующем порядке (п. 2 ст. 855 ГК):

– в первую очередь – по исполнительным документам для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

– во вторую очередь – по исполнительным документам для расчетов по выплате выходных пособий и зарплаты увольняющимся сотрудникам, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

– в третью очередь – по платежным документам для расчетов по зарплате работающим сотрудникам, по поручениям налоговых инспекций и внебюджетных фондов на взыскание задолженности по налогам, сборам и обязательным страховым взносам;

– в четвертую очередь – по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

– в пятую очередь – по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Если средств на расчетном счете недостаточно, платежи по требованиям одной очереди банк списывает в порядке календарной очередности поступления документов. Например, в действующих организациях как перечисление зарплаты, так и взыскание недоимок по требованиям налоговых инспекций и внебюджетных фондов относится к одной – третьей – очереди. Поэтому сначала банк будет исполнять те платежные поручения, которые поступили раньше. Это правило применяется и в том случае, если счет организации заблокирован (письма Минфина от 11.07.2013 № 03-02-07/1/26955, от 19.04.2013 № 03-02-07/1/13537).

Как отменить блокировку счета. Если компания не платит налог, инспекция направляет ей требование. Тем, кто не выполнит требование, приостанавливают операции по счетам (ст. 76 НК). По закону заморозить должны сумму в пределах недоимки. Но случается, что ИФНС блокирует все средства на всех счетах компании. Это незаконно.

Подайте заявление. Сообщите в нем, какую сумму на ваших счетах заблокировали незаконно. Приложите выписки по счетам, чтобы подтвердить общий остаток. Если этого не сделать, инспектор должен самостоятельно запросить информацию у банка на следующий день после того, как получил заявление от организации. И еще два дня будет у налоговой на то, чтобы принять решение об отмене блокировки в части, которая превышает недоимку.

Если налоговики заблокировали счет за несдачу декларации или расчета по взносам, направьте этот отчет в инспекцию. После этого налоговики разблокируют счет.

Если компания не направила квитанцию о приеме требования или уведомления, есть два способа разблокировать счет.

Первый – отправить квитанцию. Второй – выполнить требования налоговиков. То есть сдать документы, указанные в требовании, пояснения или направить представителя компании в инспекцию.

Если компания не обеспечила получение электронных документов от инспекции, нужно заключить договор с оператором электронного оборота. Или поручить получать документы представителю, у которого есть договор с оператором. Тогда налоговики разблокируют счет.

Если срок разблокировки счета был нарушен или если решение о приостановлении операций по счетам было принято неправомерно, налоговая инспекция обязана выплатить организации проценты. Проценты начисляются по ставке рефинансирования Банка России за каждый календарный день нарушения срока разблокировки (неправомерного приостановления операций по счетам).

С 1 января 2016 года ставку рефинансирования приравняли к ключевой (Указание Банка России от 11.12.2015 № 3894-У). Продолжительность периода начисления процентов определяется со дня поступления в банк решения о приостановлении операций до дня поступления в банк решения об отмене блокировки. При этом за тот день, когда в банк поступило решение о приостановлении операций, инспекция должна начислить проценты даже в том случае, если в течение этого дня организация пользовалась своим счетом. Например, если решение о блокировке было получено банком по окончании операционного дня.

Сумму процентов, причитающихся организации, можно рассчитать по формуле (п. 9.2 ст. 76 НК):

П = СПО × КДС × КС : КДГ,

где П – проценты за нарушение срока разблокировки счета (или за неправомерную блокировку счета);

СПО – сумма, на которую приостановлены операции по счету;

КДС – количество календарных дней нарушения срока разблокировки счета (или неправомерной блокировки счета);

КС – ключевая ставка, действовавшая в период нарушения срока разблокировки счета (или в период неправомерной блокировки счета);

КДГ – количество календарных дней в году.

За что банк вправе приостановить дистанционное обслуживание компании. Банк России рекомендует банкирам активно пользоваться своим правом и приостанавливать дистанционное обслуживание тех счетов, операции по которым нерегулярные (Методические рекомендации от 13.04.2016 № 10-МР).

Программы банков отслеживают скачки автоматически. Есть также специальные сотрудники, которые ежедневно проверяют счета вручную. Нерегулярность операций по рекомендациям ЦБ РФ должны анализировать в среднем за три месяца. Но могут обратить на себя внимание и счета, на которых нет движения в течение месяца. Допустим, розничные компании, у которых расчеты должны быть непрерывными и с постоянным внесением наличных.

Индикаторами служат сразу несколько признаков подозрительной активности операций.

Во-первых, необычные для счета операции. Например, транзитные платежи, когда за короткое время на счета поступают значительные суммы и сразу же переводятся по договорам на оказание консультационных или маркетинговых услуг, по агентским договорам, по уступке, займам. Или, допустим, поступившие деньги переводятся на счета Почты России, чтобы выдать их физическим лицам. Иными словами, обналичить (Методические рекомендации, утв. Банком России 02.04.2015 № 10-МР).

Во-вторых, запутанные операции. К примеру, переводы в пользу иностранных компаний, купля-продажа векселей, ценных бумаг. Расчеты за товары, купленные у иностранных компаний на территории России. Или, наоборот, за товары, приобретенные за рубежом, но не прошедшие таможню.

В-третьих, операции, которые не имеют очевидного экономического смысла или очевидной законной цели. К ним банкиры, к примеру, относят беспроцентные займы.

Обнаружив подобные операции в активном периоде, банкиры проанализируют движение по счету в предыдущих неактивных периодах. Если там тоже найдут подозрительные признаки, то точно затребуют пояснения.

Дополнительно подсказкой того, что счет используют для махинаций, станут характеристики самой компании. Так, банкирам покажется подозрительным, если у компании:

– минимальный уставный капитал – 10 000 руб. в ООО и 100 000 руб. в ПАО;

– один и тот же человек является учредителем, директором и главбухом;

– массовый адрес регистрации (nalog.ru>Электронные сервисы>Проверь себя и контрагента>Адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами);

– по адресу регистрации директора найти невозможно.

Если банк попросит документы, то их лучше представить. Так быстрее снимут блокировку и не внесут в список проблемных клиентов.

Пояснения составляйте в произвольной форме. В письме приведите причины резкой активности по счету. Вот несколько возможных причин:

– у компании сначала было два счета в разных банках, потом один из них закрыли и все операции стали проводить по оставшемуся;

– у банка, в котором был второй счет, отозвали лицензию;

– в другом банке ухудшилось обслуживание, повысились тарифы.

Нерегулярные операции можно объяснить тем, что у компании сезонная торговля. Маленькие суммы НДФЛ – частичной оплатой налогов через другой счет.

С собой возьмите документы, подтверждающие ваши пояснения. Любое объяснение банк попросит подтвердить документально – платежками по НДФЛ, проведенными в другой кредитной организации, выписками по второму счету и т. д. Образец письма – ниже.

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.