Подарки сотрудникам и выигрыши

Расчет НДФЛ. При передаче подарков сотрудникам или иным физическим лицам организация как налоговый агент со стоимости врученного подарка должна удержать НДФЛ и перечислить его в бюджет (п. 1, 2 ст. 226 НК).

Исключение предусмотрено только в отношении подарков, стоимость которых за налоговый период (то есть год) не превышает 4000 руб. (п. 28 ст. 217 НК). В такой сумме они налогом не облагаются.

Для того чтобы пользоваться этой льготой, организациям надо вести персонифицированный учет подарков, вручаемых физическим лицам. Если в течение года общая стоимость подарков конкретному человеку превысит 4000 руб., у организации возникнут обязанности налогового агента и ей придется исчислить НДФЛ с суммы такого превышения (письма Минфина от 02.03.2012 № 03-04-06/9-54, от 18.02.2011 № 03-04-06/6-34).

Этот порядок применяется, если передача физлицу денег или имущества документально оформлена как подарок. Иначе доход облагается НДФЛ и льготу применить нельзя (п. 1 письма Минфина от 22.11.2012 № 03-04-06/6-329).

Подтвердить факт дарения помогут следующие документы:

– договор дарения;

– приказ руководителя о вручении подарков и распоряжение на их приобретение;

– ведомость выдачи подарков, подписанная одаряемыми;

– другие документы, которые в совокупности будут указывать на то, что физическому лицу вручен подарок.

Если подарок выдан имуществом и его стоимость превышает 4000 руб., но никаких денежных выплат в течение налогового периода физическому лицу не будет, нужно письменно сообщить ему и в налоговую инспекцию о невозможности удержать налог и о сумме задолженности (п. 5 ст. 226 НК). Уплатить НДФЛ со стоимости подарка должен сам одаряемый – на основании налогового уведомления (подп. 4 п. 1 ст. 228 НК).

Раздача подарков в ходе рекламной акции. Компания может раздавать подарки не своим работникам, а посторонним лицам, например покупателям во время рекламной акции. С одной стороны, они получают доход в натуральной форме.

Но, с другой стороны, организация не сможет удержать НДФЛ из дохода, так как подарок выдан не деньгами, а вещью. А перечислить этот налог за одаряемого предприятие не вправе (п. 9 ст. 226 НК).

В этом случае Налоговый кодекс предписывает организации до 1 марта после окончания года, в котором компания раздавала подарки, уведомить налоговую инспекцию о невозможности удержать налог. Так предусмотрено пунктом 5 статьи 226 НК. Однако НДФЛ относится к адресным или персональным налогам. Это означает, что удержать его можно только в том случае, если удастся установить конкретного получателя дохода.

Но при рекламной раздаче подарков и призов это, как правило, сделать затруднительно. Поэтому не нужно и сдавать сведения по форме 2-НДФЛ.

У налоговиков иная точка зрения. Они считают, что отчитываться о таких выплатах все же нужно. Для этого у каждого человека, получившего подарок, следует взять паспортные данные.

О том, что это далеко не всегда возможно на практике, чиновники умалчивают. Правда, стоимость подарков крайне редко превышает 4000 руб., поэтому претензии налоговиков в таком случае маловероятны.

Розыгрыш призов. НДФЛ. Другой вид рекламных акций – розыгрыш призов среди покупателей. Например, всем желающим предлагают прислать несколько эмблем, вырезанных с упаковок определенного товара, а затем разыгрывают призы и вручают их победителям. Обратите внимание: именно призы. Подарок и приз для НК – вещи разные. Стоимость приза свыше 4000 руб. облагается НДФЛ по ставке 35 процентов. Об этом сказано в пункте 2 статьи 224 НК. Для подарков же применяется обычная ставка НДФЛ – 13 процентов.

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.