Выбытие основного средства

Типовые проводки и первичные документы
ОПЕРАЦИЯДЕБЕТКРЕДИТПЕРВИЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Списана первоначальная стоимость основных средств01 субсчет «Выбытие основных средств»01 субсчет «Основные средства в эксплуатации»Акт приемки-передачи
Списана начисленная амортизация0201 субсчет «Выбытие основных средств»Акт приемки-передачи
Списана остаточная стоимость основных средств91 субсчет «Прочие расходы»01 субсчет «Выбытие основных средств»Акт приемки-передачи
Отражен доход от продажи6291 субсчет «Прочие доходы»Договор купли-продажи, акт приемки-передачи
Начислен НДС91 субсчет «Прочие расходы»68Счет-фактура

 Как отразить выбытие (ликвидацию) основных средств, которые содержат драгметаллы, и их передачу на утилизацию за плату. Сведения о драгметаллах изначально не известны. Выбытие и утилизацию основных средств отразите в общем порядке. Но в актах на списание и в инвентарных карточках объектов укажите сведения о драгметаллах.

В бухучете остаточную стоимость основного средства спишите на прочие расходы. Сделайте это на дату составления ликвидационного акта (п. 29 ПБУ 6/01, п. 11 ПБУ 10/99). Помимо списания остаточной стоимости при ликвидации основных средств отразите затраты на их утилизацию. Передачу имущества на утилизацию оформите актом приема-передачи. Этот документ будет основанием включить траты на утилизацию в прочие расходы того периода, к которому они относятся (п. 31 ПБУ 6/01, п. 11 ПБУ 10/99). В бухучете отразите расходы на утилизацию так:

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 60
– учтены расходы на утилизацию основного средства;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– учтен НДС, предъявленный утилизатором.

Такой порядок следует из Инструкции к Плану счетов (счета 19, 60, 91). Драгметаллы, которые есть в утилизируемых основных средствах, учитывайте особым образом. Информацию о них укажите в:

– акте о списании основных средств по форме № ОС-4 (ОС-4а, ОС-4б);

– инвентарной карточке по форме № ОС-6.

В акте о списании ОС и инвентарной карточке заполните раздел «Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств». Зафиксируйте в нем сведения о наименовании драгметаллов, их количестве, единице измерения, весе в лигатуре или массу в чистоте, по содержанию в каждом утилизируемом основном средстве. Данные можно взять на основании сведений из специальных изданий, нормативных документов или из акта, который предоставит организация-утилизатор (Указания, утв. постановлением Госкомстата от 21.01.2003 № 7).

В рассмотренном случае, когда основные средства утилизирует сторонняя организация, отражать лом, содержащий драгметаллы, в составе материально-производственных запасов не нужно. Он не будет использован в качестве сырья, материалов и не предназначен для продажи. Имущество будет передано сразу на утилизацию. Разборкой объектов и передачей лома на переработку будет заниматься организация-утилизатор. Такой вывод следует из положений пункта 2 ПБУ 5/01.

Все организации, у которых есть основные средства, содержащие драгметаллы, обязаны ежегодно отчитываться в Росстат и Гохран по форме № 4-ДМ (постановление Росстата от 14.11.2007 № 88). Сделать это нужно до 1 марта года, следующего за отчетным. Форму № 4-ДМ подают независимо от того, утилизируют имущество или нет.

Даже если утилизацию лома в бухучете не отражают, в отчете необходимо отразить уменьшение остатка драгметаллов в имуществе организации. Изменения зафиксируйте в специально предусмотренных графах на листах 2–4 отчета:

– 6 «Списано в лом и отходы»;

– 7 «Израсходовано на производство, реализовано, безвозмездно передано»;

– 9 «Остаток на конец года».

Записи делайте исходя из содержания драгметаллов по строкам:

– 100 и 105 – золото;

– 200 и 205 – серебро;

– 300 и 305 – платина;

– 400 и 405 – металлы платиновой группы.

Компания продала основное средство с убытком. При расчете налога на прибыль сумма убытка включается в состав прочих расходов равными долями в течение определенного периода времени. Этот период равен разнице между сроком полезного использования актива и фактическим сроком его эксплуатации (п. 3 ст. 268 НК).

В бухучете сумма убытка от продажи основного средства включается в расходы единовременно в том месяце, когда произошла реализация (п. 11 ПБУ 10/99). Поэтому в учете возникает вычитаемая временная разница, которая приводит к образованию отложенного налогового актива (п. 11, 14 ПБУ 18/02).

Пример 

ООО «Радуга» продало основное средство в октябре 2018 года с убытком 120 000 руб. Оставшийся срок эксплуатации проданного основного средства – 12 месяцев. Следовательно, в налоговом учете бухгалтер должен ежемесячно в течение этого срока включать в расходы по 10 000 руб. (120 000 ₽ : 12 мес.). В бухгалтерском учете всю сумму убытка нужно включить в расходы единовременно в октябре.

При этом в бухгалтерском учете нужно сделать проводку:

ДЕБЕТ 09 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 24 000 руб. (120 000 ₽ × 20%) – отражен отложенный налоговый актив.

В дальнейшем ежемесячно (начиная с ноября) до полного погашения убытка в налоговом учете надо делать такую запись:

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» КРЕДИТ 09
– 2000 руб. (10 000 ₽ × 20%) – частично погашен отложенный налоговый актив.

Компания списывает основные средства из-за морального или физического износа. При ликвидации основного средства его остаточную стоимость спишите на прочие расходы. Это необходимо, только если вся первоначальная стоимость не была уже списана и срок полезного использования еще не истек. Остаточную стоимость спишите в том периоде, в котором составили ликвидационный акт (п. 29 ПБУ 6/01, п. 11 ПБУ 10/99).

Списание основного средства должно быть оформлено приказом руководителя (см. образец ниже) и актом ликвидации основных средств, подписанным членами комиссии.

В состав комиссии обычно входят руководитель организации, ее главный бухгалтер и материально ответственные работники (п. 77 Методических указаний, утв. приказом Минфина № 91н).

Если компания применяет унифицированные формы первичных документов, то акт списания объекта основных средств составляется по форме № ОС-4. Для списания автотранспорта предусмотрена специальная форма № ОС-4а.

В акте нужно отразить и причину списания. Это позволит избежать лишних вопросов при проверке. Если же спор все же возникнет, грамотное обоснование причины списания будет весомым аргументом для судей.

В налоговом учете в состав внереализационных расходов входят затраты на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы недоначисленной амортизации, а также расходы на демонтаж, разборку и вывоз имущества (подп. 8 п. 1 ст. 265 НК).

В ряде случаев затраты на ликвидацию учесть при расчете налога на прибыль нельзя. Так, расходами не признают любые затраты, которые экономически не обоснованы, документально не подтверждены и не направлены на получение доходов.

Кроме того, расходы нельзя учесть, если в течение эксплуатации основное средство использовали в деятельности, которая не направлена на извлечение доходов. Такое имущество для целей налогообложения прибыли не амортизируется. Его ликвидация также никак не повлияет на расчет налога на прибыль.

Например, если ликвидируют имущество, закрепленное за домом отдыха, деятельность которого не относится к деятельности обслуживающих производств и хозяйств, то затраты на его демонтаж при расчете налога на прибыль не учитывают. Ведь такое подразделение не оказывает платные услуги по размещению отдыхающих. Расходы на ликвидацию такого имущества не являются экономически обоснованными, поскольку они не связаны с деятельностью, направленной на получение доходов.

Компания продала недвижимость. Выручку следует включить в состав доходов на дату составления акта приема-передачи имущества. В настоящее время признание доходов от реализации недвижимого имущества не увязывается ни с моментом передачи правоустанавливающих документов на государственную регистрацию прав, ни с фактом такой регистрации. Датой реализации недвижимого имущества при методе начисления признается дата передачи объекта покупателю по передаточному акту или по иному документу о передаче недвижимого имущества (п. 3 ст. 271 НК).

Основные средства, подлежащие продаже, для целей расчета НДС рассматриваются как товар (п. 3 ст. 38 НК). С дохода от реализации товаров (работ, услуг) на территории России заплатите НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 154 НК). Реализация жилых помещений освобождается от НДС (подп. 22 п. 3 ст. 149 НК). Поэтому НДС, ранее принятый к вычету по жилой части здания, нужно восстановить. Сделайте это в том периоде, в котором организация продала жилые помещения (подп. 2 п. 3 ст. 170 НК).

Если здание, сооружение (их части) передают покупателю до того, как переход права собственности зарегистрирован в установленном порядке, то уже на момент подписания акта по форме № ОС-1а объекты (часть объекта) перестают обладать всеми признаками основных средств. Поэтому остаточную стоимость зданий, сооружений (их частей), не дожидаясь реализации (перехода права собственности), в бухучете нужно списать.

Финансовое ведомство рекомендует использовать для этих целей счет 45 субсчет «Переданные объекты недвижимости» (письмо Минфина от 22.03.2011 № 07-02-10/20, доведенное до сведения налоговых инспекций письмом ФНС от 31.03.2011 № КЕ-4-3/5085).

Такую хозяйственную операцию отразите проводкой:

ДЕБЕТ 45 субсчет «Переданные объекты недвижимости»
КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»

– списана остаточная стоимость выбывающего основного средства (или его части), право собственности на которое подлежит госрегистрации.

НДС при передаче недвижимости до госрегистрации начисляют, не дожидаясь перехода права собственности (п. 3 и 16 ст. 167 НК).

В бухучете налог отражайте в особом порядке – через счет 76. Откройте к нему субсчет «НДС по недвижимости, переход права собственности на которую зарегистрирован».

При передаче недвижимости до госрегистрации сделайте такую запись:

ДЕБЕТ 76 субсчет «НДС по недвижимости, переход права собственности на которую не зарегистрирован»
КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– начислен НДС по товарам (продукции), право собственности на которые переходит к покупателю в особом порядке.

После того как право собственности зарегистрируют, начисленный НДС спишите в дебет счета 91:

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы»
КРЕДИТ 76 субсчет «НДС по недвижимости, переход права собственности на которую не зарегистрирован»

– отражен НДС с выручки от реализации.

Списание временных разниц при ликвидации недоамортизированного основного средства. При выбытии недоамортизированных основных средств их стоимость может отличаться по данным бухгалтерского и налогового учета. Например, из-за применения разных способов начисления амортизации. В этом случае сумма отложенных налоговых активов или обязательств подлежит списанию на счет 99 «Прибыли и убытки».

Пример 

АО «Мир» в сентябре 2017 года ввело в эксплуатацию станок. Амортизацию по нему предприятие начисляет в бухгалтерском учете методом уменьшаемого остатка, а в налоговом – линейным методом.

В декабре 2018 года станок пришел в негодность в результате аварии.

Предположим, что начисленная сумма амортизации составила:

–?по данным бухгалтерского учета – 90 000 руб.;

–?по данным налогового учета – 87 000 руб.

Тогда вычитаемая временная разница равна 3000 руб. (90 000 – 87 000).

Отложенный налоговый актив на момент ликвидации составил:

3000 ₽ × 20% = 600 ₽.

После того как станок будет списан с баланса, бухгалтер сделает проводку:

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 09
– 600 руб. – списана сумма отложенного налогового актива.

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.