Поступление товаров

Типовые проводки и первичные документы
ОПЕРАЦИЯДЕБЕТКРЕДИТПЕРВИЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Оприходованы товары4160Отгрузочные документы от продавца
Отражен входной НДС по купленным товарам1960Счет-фактура
Отражены транспортно-заготовительные расходы, включаемые в стоимость приобретенных товаров4123, 71, 60, 76 …Документы от перевозчиков, транспортных подразделений компании, авансовые отчеты и т. д.
Входной НДС по приобретенным товарам принят к вычету68 субсчет «Расчеты по НДС»19Счет-фактура
Учтен в стоимости товаров входной НДС, не принимаемый к вычету4119Счет-фактура, бухгалтерская справка
Оприходованы товары, полученные в качестве вклада в уставный капитал компании4175Документы, полученные от учредителя, решение общего собрания участников общества (единственного учредителя)
Отражена сумма НДС, восстановленного учредителем по товарам, которые получены в качестве вклада в уставный капитал компании1983Документы, полученные от учредителя
Оприходованы товары, полученные по договору о совместной деятельности4180Отгрузочные документы от участника совместной деятельности
Оприходованы товары, выявленные при инвентаризации4191 субсчет «Прочие доходы»Документы, которыми оформлены результаты инвентаризации
Отражена торговая наценка по товарам, оприходованным в розничной торговле4142Бухгалтерская справка

Как оприходовать товары. Порядок документального оформления поступивших товаров зависит от того, где они получены – на складе покупателя или в другом месте. Если организация получает товары на складе поставщика и самостоятельно организует их доставку на собственный склад, то уполномоченному лицу организации нужно выдать доверенность (п. 2.1.4 Методических рекомендаций, утв. письмом Комитета по торговле от 10.07.1996 № 1-794/32-5).

В зависимости от способа перевозки наряду с товарной накладной к грузу может быть оформлена:

– товарно-транспортная накладная (типовая форма № 1-Т) и транспортная накладная (форма приведена в постановлении Правительства от 15.04.2011 № 272), если товар доставляется автомобильным транспортом;

– железнодорожная накладная по форме № ГУ-29-О, если товар доставляется железнодорожным транспортом;

– коносамент;

– накладная на перевозку воздушным транспортом (авианакладная).

Приемка товаров на склад происходит на основании акта или иного документа, самостоятельно разработанного предприятием. Можно также использовать унифицированную форму № ТОРГ-1 или приходный ордер.

Если в течение дня от одного и того же поставщика поступает несколько партий однородных грузов, то можно составить один акт о приемке товаров. В этом случае, принимая каждую отдельную партию, материально ответственное лицо фиксирует необходимые данные в акте или приходном ордере, а в конце дня подводит общий итог.

Если отсутствуют расхождения по количеству и качеству товаров, акт о приемке или приходный ордер можно не оформлять. Его заменит штамп, поставленный на документе поставщика, например на товарной накладной. Штамп должен содержать те же обязательные реквизиты, что и бланк приемочного документа. В нем можно не указывать только те сведения, которые дублируются в товарной накладной. К примеру, наименование товара, название поставщика и т. п. Таким образом, в штампе надо отразить номер и дату ордера, название склада, кто сдал и принял товары, их количество и цену.

ООО и АО могут работать без круглой печати (Федеральный закон от 06.04.2015 № 82-ФЗ). Тогда сведения о печати необходимо исключить из устава. В инспекцию нужно сдать те же документы, что при дополнении устава.

Если компания составляет первичные документы по формам, которые разработаны самостоятельно, то достаточно убрать из них реквизит печати. И утвердить скорректированные бланки в учетной политике. Компания вправе уточнить этот документ в связи с изменениями в законодательстве (п. 10 ПБУ 1/2008). А контрагентам можно направить письма, в которых сообщить, что компания отказалась от печати. Образец этого документа ниже.

Возможно, что требование проставлять печать на первичных документах прописано в договоре с контрагентом. Тогда нужно исключить это условие договора. Для этого надо оформить дополнительное соглашение к договору.

Многие компании составляют документы на типовых бланках, в которых предусмотрена печать (М.П.). Пример – накладная № ТОРГ-12. Поэтому покупатели могут потребовать поставить печать на этих документах. Как мы выяснили, в Минфине считают, что у налоговиков не должно быть претензий к расходам, подтвержденным накладной или другими первичными документами без печати. Но чтобы подтвердить, что поставщик не обязан использовать печать, безопаснее запросить у него копию устава.

Товары поступили без документов. Оформление и оценка в бухгалтерском учете. Покупатель получил от контрагента партию товаров или ее часть без счетов и накладных. Но есть договор, предусматривающий эту поставку. А значит, имущество принадлежит покупателю и его поступление нужно отразить в учете.

Прежде всего составляют акт о приемке товаров (унифицированная форма № ТОРГ-4). Кроме того, возможно, придется составить и акт об оприходовании тары, не указанной в счете поставщика (форма № ТОРГ-5). Названные акты оформляются в двух экземплярах. Один экземпляр остается у покупателя, а второй направляется поставщику.

Согласно пункту 39 Методических указаний № 119н, неотфактурованные поставки приходуются по учетным ценам. В качестве учетной цены товаров нередко используют их фактическую себестоимость по данным предыдущего месяца или года. А если компания обычно приходует товары по фактическим ценам, то имущество без документов нужно отражать в учете по рыночной цене. В качестве таковой можно взять либо цены, указанные в договоре с поставщиком, либо цены товаров из той же партии. Второй вариант возможен, если в товаросопроводительных документах не значится лишь часть полученного имущества.

Товары, полученные без сопроводительных документов, являются собственностью покупателя. Основанием для этого служит договор поставки. Поэтому приходовать неотфактурованный товар нужно на счет 41 в корреспонденции со счетом 60.

Компания переводит в товары основные средства. Некоторые компании отражают на счете 41 основные средства, которые перестали использовать и планируют продать. Это выгодно по двум причинам:

1) не надо платить налог на имущество;

2) можно сразу списать убыток от продажи актива. Ведь убыток от реализации основного средства компании учитывают равномерно в течение оставшегося срока полезного использования (п. 3 ст. 268 НК). А убыток от продажи товаров распределять равномерно не требуется.

Но даже если компания планирует продать основное средство, продолжайте учитывать его на счете 01. Переводить объект в товары рискованно. Налоговики считают, что основные средства нельзя перевести в товары. Изначально компания приобретала объект не для перепродажи. Он соответствовал критериям основных средств (п. 4 ПБУ 6/01). Поэтому бухгалтер отразил актив на счете 01 и начислял амортизацию. Если теперь предприятие временно не использует основное средство, это не значит, что нужно изменять порядок его учета.

По этой причине ФНС не разрешает единовременно списывать убыток от продажи основных средств, переведенных на счет 41 (письмо от 22.05.2013 № ЕД-4-3/9165). Более того, если перевести основное средство на счет товаров, инспекторы доначислят налог на имущество, пени и штраф. Нарушение выявят на камералке. Налоговики по отчетности видят, что стоимость основных средств снизилась, и запрашивают пояснения.

Оспорить доначисления проблематично. Судьи в этом вопросе сейчас на стороне налоговиков (определение ВАС от 11.01.2013 № ВАС-17754/12, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 05.02.2016 № Ф06-5311/2015).

Возможно, вы покупаете актив для перепродажи. Тогда сразу учитывайте его на счете 41 (п. 2 ПБУ 5/01). Это позволит не платить налог на имущество (письмо ФНС от 06.06.2014 № БС-4-11/10837). Доказать цель приобретения поможет, например, приказ руководителя, предварительный договор купли-продажи, переписка с потенциальными покупателями.

Особые правила действуют для жилых домов и помещений, которые компания учла как товары. Они облагаются налогом на имущество по кадастровой стоимости, если это установлено в региональном законе (п. 1, 2 ст. 378.2 НК).

При инвентаризации обнаружены излишки товаров. В бухучете излишки товаров надо оприходовать по рыночным ценам и также в размере рыночной цены учесть в составе прочих доходов (п. 7 ПБУ 9/99). Рыночной ценой для излишков товаров можно считать цену, по которой они приобретались в том периоде, когда была проведена инвентаризация.

Особый случай – обнаружены одновременно излишек и недостача одного и того же товара, но разных сортов (так называемая пересортица). Тогда по решению руководителя можно провести взаимный зачет излишков и недостач (п. 5.35.4 Методических указаний, утв. приказом Минфина от 13.06.1995 № 49). Тогда по тем товарам, по которым будет проведен зачет, не придется отражать в бухучете их излишки и недостачи.

В налоговом учете излишки, выявленные при инвентаризации, как и в бухучете, включаются в состав доходов по рыночной цене (п. 20 ст. 250 НК). А с пересортицей дело обстоит иначе. Глава 25 НК не предусматривает возможности зачитывать излишки и недостачи одного вида. Поэтому в любом случае придется показывать отдельно сумму неучтенных ценностей и недостач.

Задолженность по товарам погашена зачетом взаимных требований. Вычет НДС. Зачесть взаимные обязательства обе стороны сделки вправе в полной сумме с учетом НДС. Входной налог в этой ситуации будет приниматься к вычету по общим правилам (п. 1 ст. 172 НК). То есть при условии, что:

– купленный товар оприходован;

– есть счет-фактура от поставщика;

– товар предполагается использовать в облагаемой НДС деятельности.

Продавец передал кредит-ноту, которая уменьшает долг за непроданный товар. Компания приобрела оптом непродовольственные товары для перепродажи. Договором предусмотрена возможность скидки, которая уменьшает стоимость товара.

Восстановите вычет НДС, приходящийся на скидку, на дату получения кредит-ноты или корректировочного счета-фактуры – в зависимости от того, какой документ пришел раньше (подп. 4 п. 3 ст. 170 НК). Для этого сделайте запись в книге продаж.

Так как вы еще не продали товар, в бухучете сделайте две сторнирующие проводки:

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60
– уменьшена стоимость товаров на скидку;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– уменьшена сумма входного НДС на сумму налога, приходящегося на скидку;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– восстановлен НДС со скидки.

В налоговом учете скидка также уменьшит покупную стоимость товара (письмо Минфина от 16.01.2012 № 03-03-06/1/13). То есть по мере реализации товаров вы учтете расходы на их приобретение за вычетом скидки.

Право собственности на товары к покупателю еще не перешло. Товары отразили на забалансовом счете. В Минфине против того, чтобы компания принимала к вычету НДС по товарам, которые отразила на забалансовом счете (письмо от 22.08.2016 № 03-07-11/48963).

Чиновники рассмотрели ситуацию, когда право собственности на товары к покупателю еще не перешло. Поэтому он отразил товары на счете 002. Обычно так бывает, когда право собственности переходит после оплаты. Согласно договору покупатель не вправе распоряжаться товарами до перехода права собственности. Значит, покупатель не использует товары для облагаемых операций. Поэтому права на вычет нет.

Из логики Минфина следует: если договор разрешает покупателю продавать ТМЦ или использовать их в производстве, то вычет заявить можно. Но в любом случае безопаснее заявить вычет после того, как компания оплатит ТМЦ и переведет их на счет 41 или 10. Налоговики на местах снимают вычеты, если имущество числится за балансом. Хотя судьи считают, что право на вычет не зависит от того, на каком счете учли покупку (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19.11.2015 № Ф09-7998/15). Более того, есть письмо ФНС с аналогичной позицией (письмо от 26.01.2015 № ГД-4-3/911).

Товары приобретены в России у иностранного поставщика, не состоящего на налоговом учете. Обязанности налогового агента. Если компания приобретает товары у иностранного поставщика, не состоящего на налоговом учете в РФ, она выступает в качестве налогового агента (п. 1 ст. 161 НК). То есть компания должна удержать НДС из сумм, которые она выплачивает иностранному поставщику, и перечислить этот налог в бюджет.

Если цена договора включает сумму НДС, то этот налог определяется по расчетной ставке 18/118 или 10/110 – в зависимости от того, по какой ставке облагаются соответствующие товары на территории России (п. 4 ст. 164 НК). Сумму удержанного НДС нужно перечислить в бюджет в рублях.

Когда цена договора не включает НДС, налоговый агент должен доначислить сумму налога сверх цены, применив ставку 10 или 18 процентов, и уплатить ее в бюджет. Если не выполнить обязанности налогового агента, то инспекторы взыщут НДС с налогового агента. Причем судьи их поддержат (постановление Президиума ВАС от 03.04.2012 № 15483/11).

Кроме того, надо будет уплатить пени и штраф – 20 процентов от не перечисленной суммы (ст. 123 НК). И в этом вопросе судьи на стороне налоговиков (п. 2 постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57).

При приобретении товаров у иностранной организации, не состоящей в России на налоговом учете, покупатель (агент) определяет налоговую базу по курсу Банка России на дату перечисления денег (п. 3 ст. 153 НК). Пересчитывать сумму НДС по курсу, действующему на дату принятия товаров к учету, не нужно (письмо Минфина от 01.11.2010 № 03-07-08/303).

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.