Хранение и переработка товаров. Переоценка товаров

Типовые проводки и первичные документы
ОПЕРАЦИЯДЕБЕТКРЕДИТПЕРВИЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Отражена недостача или порча товаров9441Документы, которыми оформлены результаты инвентаризации
Учтена недостача (порча) товаров в пределах норм естественной убыли4494Бухгалтерская справка
Недостача (порча) товаров сверх норм естественной убыли списана за счет виновных лиц73, 76, 6094Бухгалтерская справка, документы из уполномоченных органов (полиции, пожарной службы и т. д.)
Списана недостача (порча) товаров сверх норм естественной убыли при отсутствии виновных лиц или если суд отказал во взыскании91 субсчет «Прочие расходы»94Бухгалтерская справка, документы из уполномоченных органов (полиции, МЧС и т. д.), судебное решение
Отражена дооценка товаров (в организациях розничной торговли)4142Бухгалтерская справка
Отражена уценка товаров в пределах торговой наценки (в организациях розничной торговли)4142Бухгалтерская справка, акт уценки

 Расходы на расфасовку и упаковку товаров. Отразить затраты, связанные с расфасовкой и упаковкой, можно двумя способами:

– на счете 41 «Товары»;

– на счете 44 «Расходы на продажу».

Выбранный вариант закрепите в учетной политике для целей бухучета.

В первом случае расходы на расфасовку и упаковку включаются в себестоимость товаров как затраты по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию. Поскольку такие расходы возникают уже после того, как товары были оприходованы, их стоимость, отраженная на счете 41 при поступлении, меняется. Это не противоречит бухгалтерскому законодательству (п. 6 ПБУ 5/01), но при таком подходе между бухгалтерским и налоговым учетом возникнут временные разницы.

Дело в том, что для расчета налога на прибыль расходы на расфасовку и упаковку являются косвенными. При расчете налоговой базы вы их полностью признаете в том отчетном периоде, в котором организация их совершила (ст. 320 НК). Как следствие, в учете образуется отложенное налоговое обязательство, которое нужно будет показать на счете 77.

Уценка товаров. Как проводить. Товар может потерять свои потребительские свойства (например, из-за экспонирования в качестве образцов) либо морально устареть. Также не исключен сезонный фактор, когда снижаются рыночные цены. Наконец, может меняться спрос. Все эти факторы являются основаниями для уценки.

Организация вправе проводить уценку на свое усмотрение. То, как часто это нужно делать, в законодательстве не прописано. Соответственно, уценивать ТМЦ можно как угодно часто (раз в квартал, ежемесячно и т. д.).

В действующем законодательстве не прописан четкий порядок проведения уценки. Отдельные рекомендации есть только в Инструкции Минфина СССР № 75, Госкомцен СССР № 10-17/1500-25 от 05.05.1986. Этот нормативный акт во многом устарел. Им можно пользоваться в части, которая не противоречит современным реалиям.

Для уценки прежде всего нужно выяснить текущую рыночную цену товаров. Сделать это можно разными способами. Например, нанять эксперта. А можно просто посмотреть в интернете, за сколько продают аналогичные вещи. Ведь использовать можно любые источники информации. Желательно оформить справку или акт о том, чему равна рыночная цена.

Нужно провести инвентаризацию ТМЦ, которые планируете уценить. По результатам такой ревизии можно составить опись-акт по форме № 1, утвержденной Инструкцией Минфина СССР № 75, Госкомцен СССР № 10-17/1500-25 от 05.05.1986. В описи-акте нужно отразить наименование товара, его артикул, количество, старую и новую продажные цены, сумму его уценки.

Далее (после инвентаризации) нужно оформить акт об уценке товаров. Можно использовать типовую форму № МХ-15 или самостоятельно разработанную форму. Главное, чтобы в ней были все обязательные реквизиты, предусмотренные частью 2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Чтобы уценить товары, надо оформить приказ руководителя компании (см. образец ниже).

Уценка товаров. Бухгалтерский учет. Существует два варианта учета товаров: по покупным или по продажным ценам. Отражать в бухучете ТМЦ по продажным ценам могут только организации розничной торговли. Такие компании вправе учитывать товары по продажным ценам с обособленным учетом торговых надбавок (п. 13 ПБУ 5/01).

При учете товаров по продажным ценам уценка в пределах торговой надбавки отражается сторнирующей проводкой:

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 42 
– отражена сумма уценки в пределах торговой надбавки.

Проводя уценку, компания должна создать резерв под снижение стоимости товарно-материальных ценностей. Отражать в учетной политике возможность создания резерва не нужно. Ведь такой резерв является обязательным. При этом в учетной политике надо прописать способы создания резерва (по каждому наименованию или по группам товаров). Дело в том, что формировать резерв можно по отдельным видам (группам) однородных товаров. Например, ТМЦ одинакового назначения и одинаковой модели. Также важно отразить, какие источники информации использует организация, чтобы определить текущую рыночную стоимость товара при создании резерва.

По состоянию на конец года стоимость уцененных товарно-материальных ценностей в балансе отражается за минусом созданного резерва (п. 25 ПБУ 5/01).

Сумму отчислений в резерв включают в состав прочих расходов. По мере реализации товаров, под снижение стоимости которых создавался резерв, либо по мере повышения их рыночной цены отражают прочие доходы.

В налоговом учете резервы под снижение стоимости товаров не формируют. Поэтому в периодах, когда создается и списывается резерв, в бухучете образуются постоянные разницы.

Уценка товаров. Налоговый учет. Если компания снизила стоимость товаров в результате уценки, то у нее автоматически уменьшится выручка. Соответственно, база по НДС и налогу на прибыль станет меньше. Обычно организации применяют метод начисления. Тогда выручку признают в том периоде, в котором были реализованы товары.

Если после уценки компания продала товары по цене ниже закупочной, то сумму полученного убытка можно учесть при расчете налога на прибыль (п. 2 ст. 268 НК).

Самостоятельным расходом снижение стоимости товарно-материальных ценностей в результате уценки является в одном единственном случае.

Речь идет о ситуации, когда компания уценивает товары из-за частичной потери своих свойств при экспонировании в качестве образцов. Такие затраты представляют собой разновидность расходов на рекламу. Причем нормировать их при расчете налога на прибыль не нужно (п. 4 ст. 264 НК).

Расходы нужно признать на дату проведения уценки. При реализации товаров, уцененных после экспонирования, компания может уменьшить выручку на стоимость их приобретения (подп. 3 п. 1 ст. 268 НК). Но предварительно из этой стоимости надо вычесть сумму уценки, ранее включенную в состав расходов на рекламу. В противном случае одни и те же затраты спишутся дважды. А это делать запрещено.

Пример

ООО «Радуга» занимается розничной торговлей мебелью. Организация учитывает товары по покупным ценам. При расчете налога на прибыль применяет метод начисления. Налог на прибыль уплачивает ежеквартально.

В октябре организация передала для демонстрационного зала образец мебельного гарнитура стоимостью 41 000 руб. (без НДС). В бухучете сделали такую запись:

ДЕБЕТ 41 субсчет «Товары для демонстрационного зала» КРЕДИТ 41 субсчет «Товары на складе»
– 41 000 руб. – передан гарнитур для демонстрационного зала.

В феврале гарнитур был передан из демонстрационного зала на склад для продажи. В связи с частичной потерей первоначальных качеств гарнитур уценили на 20 процентов, то есть на 8200 руб. (41 000 ₽ × 20%). Бухгалтер сделал проводки:

ДЕБЕТ 41 субсчет «Товары на складе» КРЕДИТ 41 субсчет «Товары для демонстрационного зала»
– 41 000 руб. – передан гарнитур из демонстрационного зала на склад;

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 14
– 8200 руб. (41 000 ₽ × 20%) – создан резерв под снижение стоимости мебельного гарнитура.

Расходы на уценку в сумме 8200 руб. бухгалтер учел при расчете налога на прибыль за февраль в составе рекламных затрат.

В марте после уценки гарнитур продали за наличные 38 704 руб. (в том числе НДС – 5904 руб.). Проводки следующие:

ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»
– 38 704 руб. – отражена выручка от реализации гарнитура;

ДЕБЕТ 90 субсчет «НДС» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 5904 руб. – начислен НДС;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость» КРЕДИТ 41 субсчет «Товары на складе»
– 41 000 руб. – списана балансовая стоимость гарнитура;

ДЕБЕТ 14 КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»
– 8200 руб. – списан резерв под снижение стоимости товара.

При расчете налога на прибыль бухгалтер учел в составе расходов 32 800 руб. (41 000 – 8200). То есть покупную стоимость товара за вычетом ранее произведенных расходов на уценку.

Недостача (порча) товаров. Бухгалтерский учет. Выявив факт порчи товаров, компания может:

– уценить товары для дальнейшей продажи;

– списать товары (если они не подлежат дальнейшей реализации).

Если испорченные товары не могут быть в дальнейшем использованы (проданы), их стоимость отражают на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в корреспонденции со счетом 41 «Товары». Дальнейший порядок списания со счета 94 потерь от порчи товаров, которые невозможно использовать (продать), зависит от причины порчи:

– естественная убыль;

– вина материально ответственного лица (других лиц, признанных виновными в порче);

– форс-мажорные обстоятельства.

Потери от порчи ценностей в пределах норм естественной убыли списывают в дебет счета 44 «Расходы на продажу». Порчу товаров сверх норм естественной убыли относят на виновных лиц (п. 30 Методических указаний № 119н).

Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них суммы причиненного ущерба, порчу товаров списывают на финансовые результаты компании в качестве прочих расходов.

Документом, которым можно подтвердить отсутствие виновных лиц, может быть, например, оправдательный приговор суда, постановление о приостановлении уголовного дела и т. д. (п. 5.2 Методических указаний, утв. приказом Минфина от 13.06.1995 № 49).

Если же причиной порчи стали форс-мажорные обстоятельства, стоимость испорченных товаров учитывают в составе прочих расходов отчетного года (п. 13 ПБУ 10/99).

Причиной недостачи может быть хищение. Если обнаружено, что товар похищен, нужно обратиться в органы внутренних дел с заявлением о краже. Если этого не сделать, то уменьшить базу по налогу на прибыль на стоимость украденных активов организация не сможет, поскольку убытки от хищений считаются расходами, если не установлены виновники кражи (подп. 5 п. 2 ст. 265 НК).

По мнению чиновников, документально подтвердить, что похитители не найдены, можно только копией постановления следователя или дознавателя о приостановлении уголовного дела (письма Минфина от 16.12.2011 № 03-03-06/4/149, от 20.06.2011 № 03-03-06/1/365).

Однако мнение чиновников можно оспорить. Конституционный суд в определении от 24.09.2012 № 1543-О указал, что подпункт 5 пункта 2 статьи 265 НК не содержит указания на то, какие именно документы могут подтвердить отсутствие виновных лиц при недостаче материальных ценностей. Поэтому подойдут любые официальные документы из МВД.

Как учитывать недостачу, посмотрите на схеме «Безошибочный налоговый учет недостач».

Убытки от хищения в магазине самообслуживания можно списать, оформив любой внутренний документ о том, что компания не обнаружила виновников кражи. Получать постановление в полиции не обязательно. Хотя риск спора с налоговиками в этом случае есть.

Ранее чиновники настаивали: чтобы списать недостачу в налоговом учете, нужно постановление о том, что уголовное дело приостановлено в связи с отсутствием виновных или прекращено. Однако ВАС признал такие доводы не соответствующими главе 25 НК (решение от 04.12.2013 № ВАС-13048/13). После этого Минфин разъяснил, что списать убытки от хищения можно на основании первички (письмо от 07.04.2014 № 03-03-10/15517).

Для магазинов это упрощает учет. Ведь уголовные дела по мелким кражам не возбуждают из-за их малозначительности. Но недостача все же есть. Списать ее можно на основании любой первички, например по акту инвентаризации и списания недостачи.

Но затем Минфин выпустил другие разъяснения: чтобы списать недостачи в торговом зале магазина самообслуживания, нужно подтвердить документами, выданными органами власти, что виновные лица отсутствуют (письма от 21.05.2015 № 03-03-06/1/29177, от 08.12.2017 № 03-03-06/1/81919). Если налоговики будут руководствоваться этими разъяснениями Минфина, то возможны претензии к суммам недостач, которые компания списала в налоговом учете. Тогда компания может ссылаться на позицию судей.

Учет входного НДС по испорченным или похищенным товарам. По закону независимо от причин, по которым были испорчены товары, по ним не нужно восстанавливать входной НДС. Дело в том, что пункт 3 статьи 170 НК четко очерчивает круг ситуаций, когда принятый ранее к вычету налог следует восстановить. Но случай, когда товары оказались испорчены или похищены и из-за этого их нельзя использовать в деятельности, в этой статье не приведен.

Поскольку утрата имущества не меняет первоначальной цели его приобретения, то оснований для восстановления ранее принятого к вычету НДС у организации нет. Такой позиции придерживаются судьи (решения ВАС от 19.05.2011 № 3943/11, от 23.10.2006 № 10652/06). Есть также аналогичные разъяснения чиновников. Например, ФНС со ссылкой на решение ВАС от 23.10.2006 № 10652/06 указала, что НДС восстанавливать не нужно (письма от 16.04.2018 № СД-4-3/7167@, от 21.05.2015 № ГД-4-3/8627@). Минфин в своих последних разъяснениях соглашается с ФНС (письма от 15.03.2018 № 03-03-06/1/15834, от 02.03.2018 № 03-03-06/1/13389).

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.