Расходы компании на упрощенке

Основные средства и нематериальные активы. Лимит стоимости основных средств и нематериальных активов в налоговом учете – 100 000 руб. (ст. 256, 257 НК). Эта поправка касается только тех, кто выбрал объект «доходы минус расходы».

Основные средства. Имущество, которое компания вводит в эксплуатацию, можно сразу после оплаты списывать в расходы, если оно стоит 100 000 руб. или дешевле. Если дороже, стоимость основного средства надо списывать по мере оплаты равными частями в течение года (п. 3 ст. 346.16 НК).

В бухучете лимит стоимости основных средств, которые надо амортизировать, по-прежнему равен 40 000 руб. без НДС (п. 5 ПБУ 6/01). Поэтому в бухучете расходы надо списывать медленнее, чем при расчете налога по упрощенке.

Пример 

Компания на упрощенке с объектом «доходы минус расходы» в январе 2019 года оплатила и ввела в эксплуатацию компьютер.

Стоимость компьютера составила 108 000 руб., том числе НДС.

Срок полезного использования компьютера – 3 года, или 36 месяцев.

В январе в бухучете появились проводки:

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60
– 108 000 руб. – учтены затраты на приобретение компьютера;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
– 108 000 руб. – перечислена оплата за компьютер;

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08
– 108 000 руб. – компьютер введен в эксплуатацию.

В феврале в бухучете бухгалтер сделал проводки:

ДЕБЕТ 20 (26, 44) КРЕДИТ 02
– 3000 руб. – начислена амортизация.

Возможно, компания купила основное средство, когда была на общей системе налогообложения, а с 1 января 2019 года перешла на упрощенку. Тогда расходы на это основное средство списывайте так, как в таблице ниже.

Новый лимит стоимости амортизируемого имущества – 100 000 руб. – надо применять и к нематериальным активам в налоговом учете (ст. 256, 257 НК, письмо ФНС от 01.11.2011 № ЕД-4-3/18192). Например, к компьютерным программам, товарным знакам и т. д. Это значит, что объект интеллектуальной собственности со сроком полезного использования больше года и стоимостью до 100 000 руб. можно списать сразу. Более дорогие объекты учитывайте в составе нематериальных активов. Их надо списывать равномерно в течение всего года (п. 3 ст. 346.16 НК).

Как списывать основные средства и НМА, купленные до упрощенки
КАК ДОЛГО    КАК ЧАСТО
Срок полезного использования – до 3 лет включительно
В течение первого календарного года с момента начала списания стоимости объектаВ последний день каждого квартала равными долями
Срок полезного использования – от 3 до 15 лет включительно
50% стоимости объекта – в первый календарный год с момента начала списания 30% стоимости объекта – в течение второго календарного года с момента начала списания 20% стоимости объекта – в течение третьего календарного года с момента начала списанияВ последний день каждого квартала равными долями
Срок полезного использования – от 15 лет и выше
В течение первых 10 лет с момента начала списания стоимости объектаВ последний день каждого квартала равными долями в размере оплаченной стоимости

В бухучете для нематериальных активов стоимостных ограничений нет. Поэтому их списывают равномерно в течение срока полезного использования вне зависимости от стоимости.

Пример 

Компания на упрощенке с объектом «доходы минус расходы» в апреле 2019 года оплатила и приняла к учету исключительные права на компьютерную программу. Стоимость ее составила 54 000 руб., том числе НДС.

Срок полезного использования программы – 5 лет, или 60 месяцев.

В апреле в бухучете появились проводки:

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60
– 54 000 руб. – учтены затраты на приобретение исключительных прав на компьютерную программу;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
– 54 000 руб. – перечислена оплата за программу;

ДЕБЕТ 04 КРЕДИТ 08
– 54 000 руб. – компьютерная программа принята к учету.

В мае:

ДЕБЕТ 20 (26, 44) КРЕДИТ 05
– 900 руб. (54 000 ₽ × : 60 мес.) – начислена амортизация.

У компании есть безнадежные долги. Компании на упрощенке не вправе учитывать расходы, связанные со списанием безнадежных долгов (письмо Минфина от 20.02.2016 № 03-11-06/2/9909).

Вывод Минфина касается ситуации, когда компания приобрела чужую дебиторку, но должники деньги не перечислили. Учесть затраты на приобретение долгов не получится. Списать задолженность как безнадежные долги тоже нельзя. Для упрощенки установлен закрытый перечень затрат. В нем не указаны расходы на приобретение и списание долгов (п. 1 ст. 346.16 НК). С этим не поспоришь. Поэтому разъяснения чиновников справедливы и для других ситуаций. Например, если должник не вернул компании на упрощенке заем. После того как пройдет трехлетний срок давности, просроченную задолженность спишите в бухучете. А при расчете налога в расходах ее не учитывайте.

Другой пример. У компании есть деньги на расчетном счете. Банк признали банкротом и ликвидировали. В результате банк расплатился не со всеми кредиторами. И деньги, зависшие на расчетном счете, банк компании не вернул. Тогда эту сумму учесть в расходах не получится.

Но списанную кредиторку чиновники требуют включать в доходы (письмо Минфина от 07.08.2013 № 03-11-06/2/31883). Ведь компании на упрощенке должны учитывать внереализационные доходы (п. 1 ст. 346.15 НК). К ним относится в том числе списанная кредиторская задолженность (п. 18 ст. 250 НК).

Исключение – полученные авансы, если компания не закрыла их поставкой и не вернула сумму предоплаты покупателю. После того как прошел трехлетний срок давности, компания спишет эту кредиторку в бухучете. Но учитывать ее в доходах при расчете налога на упрощенке не нужно. Ведь эту сумму уже прежде отразили в доходах как аванс (письмо ФНС от 11.07.2013 № ЕД-4-3/12514).

  Имущество получено в качестве вклада в уставный капитал. При получении имущества в качестве вклада в уставный капитал организация не несет никаких расходов (п. 2 ст. 346.17 НК). Поэтому учитывать стоимость такого имущества при расчете налога организация не вправе.

Организации на упрощенке должны платить налог на имущество с недвижимости, налоговой базой по которой является кадастровая стоимость (п. 2 ст. 346.11 НК). Обязанность по уплате этого налога возникает у компании, если одновременно соблюдается три условия. Первое – у компании есть в собственности административно-деловой или торговый центр либо помещение в нем или нежилое помещение, используемое для офисов и торговли. Второе – в регионе, где находится этот объект, действует Закон об уплате налога на имущество с кадастровой стоимости недвижимости. И третье – недвижимость компании значится в специальном перечне, утвержденном региональными властями (ст. 378.2 НК).

Компания отремонтировала вентиляцию и кондиционеры в арендованном помещении. Компания на упрощенке отремонтировала систему вентиляции и кондиционирования в арендованном помещении. По мнению чиновников, при расчете налога на упрощенке эти затраты компания вправе учесть как материальные расходы (письмо Минфина от 15.02.2016 № 03-11-06/2/8092). Конечно, при условии, что применяет объект «доходы минус расходы» (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК). К материальным расходам относятся в том числе затраты на услуги или работы производственного характера (подп. 6 п. 1 ст. 254 НК). Эти расходы можно списать независимо от того, выполняет ремонтные работы сама компания или подрядчик.

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.