Требования из инспекции

 Когда инспекторы направляют требование компании. Если в ходе камеральной проверки декларации будут обнаружены ошибки или нестыковки, налоговая инспекция направит организации требование о представлении пояснений.

Получив требование, бухгалтер должен подтвердить, что получил документ. Для этого отправьте в инспекцию электронную квитанцию о приеме требования. Срок отправки – шесть рабочих дней с даты получения требования (п. 5.1 ст. 23 НК). Нарушение этого срока может обернуться блокировкой банковского счета (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК).

Что будет, если требование проигнорировать. Организации, которые сдают отчетность через спецоператора, должны следить за поступлением электронных требований из инспекции. Пришло требование – отправляют квитанцию о получении. Иначе инспекторы вправе заблокировать счет. Но параллельно должны выслать в организацию бумажное требование (письмо ФНС от 16.02.2016 № ЕД-4-2/2436). Тогда срок исполнения считается с даты, когда получили этот экземпляр. Документы по самой компании надо представить в течение 10 рабочих дней. А срок по встречке – пяти рабочих дней, за исключением случая истребования документов (информации) о конкретной сделке вне рамок налоговой проверки (Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ).

Если компания не успеет, инспекторы вправе оштрафовать ее на 200 руб. за каждый свой документ. И на 10 000 руб. – за документы, не представленные на встречке. Инспекторы на местах иногда выписывают штрафы досрочно, без бумажного требования. Но их можно отменить в суде (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.03.2016 по делу № А25-1548/2015).

Инспекторы требуют одни и те же документы. Штраф за задержку документов незаконен, если налоговики запросили их повторно. Такой вывод сделали в ФНС (решение по жалобе от 18.02.2016 № СА-4-9/2598). Текст этого документа вы можете найти на сайте nalog.ru в разделе «Электронные сервисы» > «Решения по жалобам» по дате решения от 18 февраля 2016 года и дате публикации от 22 апреля 2016 года.

Из указанного решения ФНС следует, что обжаловать повторный запрос документов можно и если документы впервые истребовали на встречной ревизии.

С 3 сентября 2018 года пункт 5 статьи 93 НК действует в новой редакции (Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ). В нем теперь сказано, что ранее представленные в налоговые органы документы (информация) независимо от оснований для их представления (по требованию, с декларацией, с возражениями, жалобами, по иным поводам) могут не представляться. Но есть условие – уведомление налогового органа в установленный для представления документов (информации) срок о том, что истребуемые документы (информация) были представлены ранее, с указанием реквизитов документа, которым (приложением к которому) они были представлены, и наименования налогового органа, в который были представлены документы (информация). Исключения – если компания сдавала подлинники и инспекторы их вернули или документы утратили из-за форс-мажора.

Эти новые условия, при которых истребованные документы (информация) могут не представляться повторно, могут повлиять на правоприменительную практику, в том числе практику ФНС по жалобам.

Тем не менее инспекторы запрашивают бумаги, зачастую не проверяя, сдавала ли их компания ранее и в ходе какой проверки. А за несдачу документов штрафуют. За неотвеченный запрос на камералке или выездной проверке штраф 200 руб. за каждый документ (п. 1 ст. 126 НК). На встречке – 10 000 руб. (п. 2 ст. 126 НК).

Эти штрафы можно оспорить. Чтобы отменить штраф, обжалуйте его в региональное УФНС. Образец жалобы на следующей странице. Дополнительно можно сообщить, что решение инспекторов противоречит позиции налогового ведомства на сайте nalog.ru под текстом решения ФНС. Прикрепите электронную копию решения ИФНС и опись, с которой ранее вы уже представляли документы налоговикам.

Инспекторы запросили документы по необлагаемым выплатам. Вприложениях 1 и 2 к разделу 1 расчета по взносам есть графы для необлагаемых выплат – пособий, суточных и матпомощи в пределах лимита и т. п. На камералке налоговики вправе потребовать документы и сведения, которые касаются этих сумм (п. 8.6 ст. 88 НК). Проверяющие обычно требуют все документы по необлагаемым суммам и реестр таких выплат в разрезе физлиц.

В ФНС считают: компания обязана представить налоговикам все, что они запрашивают.

Требование инспекторов не противоречит кодексу (п. 8.6 ст. 88, п. 4 ст. 431 НК). А если на него не ответить, есть риск, что инспекторы включат необлагаемые выплаты в базу по взносам. Компании придется доплатить взносы вместе с пенями и штрафом в 20 процентов от недоимки (ст. 75, 122 НК).

Кроме того, за каждый документ, который поступил в инспекцию с опозданием, налоговики могут выписать по 200 руб. штрафа (ст. 126 НК). На образце ниже видно, как составить реестр необлагаемых выплат.

Налоговики требуют подтвердить пониженные тарифы по взносам. Компаниям, которые отразили в расчете пониженный тариф взносов, налоговики рассылают требования: «представить все документы и сведения, касающиеся применения пониженных тарифов страховых взносов». Какие конкретно документы и сведения нужны, проверяющие не конкретизируют.

Формулировку для требований инспекторы берут из кодекса (п. 8.6 ст. 88 НК). На требование компания должна ответить, чтобы инспекторы не пересчитали взносы по обычному тарифу.

Поскольку налоговики не уточняют, в каком виде вы должны ответить, сделать это можно следующим образом. Составьте письмо с коротким пояснением, почему заявили в расчете пониженный тариф. Но помните, что с 2019 года льготных тарифов стало меньше. В прошлом году некоторые компании могли платить взносы по пониженным ставкам, например, упрощенщики на определенных видах деятельности. Почти все из них с нового года перешли на общий тариф 30 процентов, так как закончился льготный переходный период. Его действие не продлили. Пониженную ставку 20 процентов оставили только некоммерческим и благотворительным организациям на УСН. Поэтому, если ваша компания применяет упрощенку по деятельности, которая быль льготной, и в 2019 году вы продолжили платить взносы по пониженным тарифам, требования налоговиков могут оказаться обоснованными.

Налоговики сравнивают расчет по взносам и выписку банка. Проверяющие запрашивают у банка выписку по счету компании, смотрят, какие выплаты были в пользу физлиц, а потом ищут расхождения в расчете по взносам. Если каких-то сумм в расчете не находят, то требуют пояснения.

Отправьте налоговикам ответ, чтобы избежать штрафа в 5000 руб. (п. 1 ст. 129.1 НК). Поясните, что не включали в расчет те выплаты, которые не являются объектом для взносов (п. 7.5, 8.4 и 11.4 Порядка, утв. приказом № ММВ-7-11/551). Это, к примеру, подотчетные, займы, дивиденды и т. д. Образец пояснений – ниже.

Если проверяющие требуют сдать уточненку, укажите в пояснениях, что не обязаны это делать. Выплаты, которые не являются объектом по взносам, не нужно показывать в расчете. Кроме того, в любом случае эти суммы не влияют на базу по взносам (п. 1 ст. 81 НК).

Из инспекции пришло требование с неправильным названием компании. Требование, в шапке которого вместо вашей компании значится другая, может прийти и по почте, и по интернету. Формально исполнять его вы не обязаны. В то же время требование может предназначаться и вашей компании, просто налоговики по ошибке не убрали из шаблона чужое наименование. Значит, инспекторы будут ждать исполнения. Иначе возможны штраф за непредставление документов или блокировка счета за неуплату налога. Именно поэтому, увидев в требовании чужое наименование, первым делом позвоните в ИФНС. Телефон и Ф. И. О. инспектора есть внизу документа. Объясните ситуацию и спросите: требование для вашей компании или нет.

Требование адресовано вашей компании. Тогда есть два варианта. Первый – исполнить требование, хотя в нем ошибка. Если требование электронное, отправьте в инспекцию квитанцию о его получении. То есть действуйте так, как будто в документе все верно.

Второй вариант – сообщить инспектору, что требование с ошибкой компания исполнять не станет, и попросить прислать новый документ. В этом случае в ответ на электронное требование направьте в ИФНС уведомление об отказе в приеме документа в день, когда получили требование, или на следующий день (п. 17 Порядка, утв. приказом ФНС от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168). Штрафа за просрочку такого уведомления нет. Но если затянуть, налоговики будут ждать квитанцию о приеме документа. На то, чтобы ее представить, у компании есть шесть рабочих дней с даты отправки требования налоговиками. Если не уложиться в этот срок, налоговики заблокируют счет компании (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК). Бумажное требование сохраните на случай спора с налоговиками как доказательство того, что компания ничего не нарушила.

Требование предназначается другой организации. Чужое требование может прийти к вам по почте, например, из-за того, что налоговики перепутали конверты. И требование, которое оформляли на вашу компанию, отправили по другому адресу. В этом случае вам ничего делать не нужно. Можно лишь позвонить в ту компанию, которой на самом деле был адресован документ, и сообщить коллегам, что он у вас.

Если требование на другую компанию пришло по ТКС, то отправьте налоговикам вместо квитанции о приеме уведомление об отказе в приеме.

Вправе ли инспекторы осмотреть помещения на камералке по НДС. Налоговики вправе затребовать дополнительные документы и провести осмотр помещений на камералке деклараций по НДС. Если инспекторы обнаружат в них расхождения с аналогичными данными контрагентов, то у компании могут потребовать счета-фактуры, первичку и любые другие документы, относящиеся к проверяемым операциям. А также провести осмотр помещений, территорий, документов и предметов (п. 8.1 ст. 88, п. 1 ст. 92 НК).

Инспекторы проводят его, чтобы убедиться в реальности операций, по которым заявлены вычеты. Например, есть ли склад, где можно хранить большие партии товаров. Или стройка, на которую можно привлечь подрядчиков.

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.