Возражения на акт налоговой проверки

Нужно ли подавать возражения. Инспекторы составляют акт после того, как закончилась проверка. Если речь идет о камеральной проверке, то акт оформляется только при обнаружении нарушений налогового законодательства (ст. 88, 100 НК). В случае с выездной проверкой акт оформляется в любом случае, даже если нарушений не выявлено (п. 1 ст. 100 НК). Тогда в нем будет сказано, что нарушения налогового законодательства отсутствуют (подп. 12 п. 3 ст. 100 НК). В этом случае материалы проверки не рассматриваются, соответственно подача возражений не имеет смысла (письмо ФНС от 16.04.2009 № ШТ-22-2/299@).

В течение пяти рабочих дней с даты подписания акта инспекторы обязаны вручить компании ее экземпляр (п. 6 ст. 6.1, п. 5 ст. 100 НК):

– либо лично законному или уполномоченному представителю компании под подпись;

– либо почтой (курьерской службой).

При получении акта представитель компании ставит в нем две подписи. Первая необходима для того, чтобы юридически закрепить содержание акта для того, чтобы невозможно было внести в него несанкционированные изменения. Вторая будет свидетельствовать о том, что акт получен. Если представитель откажется подписывать акт, например, из-за своей некомпетентности, то в акте будет сделана отметка об этом (п. 2 ст. 100 НК).

Однако такой отказ не выгоден для компании. Ведь впереди еще рассмотрение материалов проверки, после которого инспекторы примут окончательное решение: доначислять налоги или нет.

Повлиять на принятие решения по итогам выездной или камеральной проверки можно при помощи возражений. Это право, а не обязанность компании. Поэтому возражения можно и не подавать (п. 4 ст. 101 НК).

Однако если вы настроены выиграть спор с проверяющими, то возражения помогут отстоять свою позицию не только перед руководителем вашей инспекции, но и в дальнейшем, если понадобится обращаться с жалобой в вышестоящее управление. Бездействие компании на стадии рассмотрения материалов проверки, выразившееся в отсутствии возражений, в том числе непредставление подтверждающих позицию организации документов, приведет к тому, что в случае подачи апелляционной жалобы компания должна будет доказывать, что ранее не могла представить документы.

Когда подавать возражения. Подать возражения можно в течение месяца со дня получения акта камеральной или выездной проверки в случае несогласия с фактами, изложенными:

– в акте налоговой проверки (п. 6 ст.100 НК);

– в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях (п. 5 ст. 101.4 НК).

Срок считают со дня, следующего за тем, когда получили акт проверки (п. 2 ст. 6.1 НК). Истекает срок представления возражений в соответствующее число месяца, следующего за месяцем получения акта камеральной проверки (п. 5 ст. 6.1 НК).

Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то последний день, когда можно представить возражения, истекает в последний день этого месяца (п. 5 ст. 6.1 НК).

Компания заинтересована представить возражения своевременно. Если опоздать, то рассмотрение материалов проверки пройдет без возражений. Значит, и решение могут вынести без учета мнения компании по спорным вопросам.

Как составить возражения. Утвержденной формы для оформления возражений по акту нет. Налоговый кодекс не содержит требований к оформлению и содержанию возражений на акт. Поэтому составьте возражения в произвольной форме в двух экземплярах. Один передайте в инспекцию, второй храните в организации. За основу можно взять образец.

В возражениях перечислите:

– наименование инспекции, в которую представляются возражения;

– наименование компании (фамилию, имя и отчество предпринимателя);

– ИНН и КПП;

– адрес регистрации, как в учредительных документах (адрес постоянной регистрации предпринимателя);

– дату представления возражений;

– наименования налогов или декларации (расчета), в отношении которых проводилась проверка с указанием периода;

– даты начала и окончания проверки.

Затем надо привести конкретные пункты акта, с которыми компания не согласна. Письменные возражения можно представить по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом важно перечислить только те претензии, которые напрямую связаны с выводами и предложениями налоговой инспекции, сформулированными в акте проверки. Даже если были формальные нарушения порядка проведения проверки или сам акт содержит недочеты, упоминать о них в возражениях не нужно.

Поэтому если замечания компании касаются только процедуры проведения проверки, а не ошибочной позиции проверяющих, то возражения подавать не надо. Ведь на решение инспекторов они вряд ли повлияют. Такие претензии можно привести в дальнейшем при обжаловании решения.

Аргументы компании по каждому эпизоду должны быть убедительными. Поэтому свою позицию надо изложить максимально четко и, по возможности, обосновать, ссылаясь на нормы законодательства. Причем ссылаться в своих аргументах можно только на нормы, действовавшие в периоды, за которые проводилась проверка. Дополнительно можно привести ссылки на официальные разъяснения Минфина и налоговой службы.

Безопаснее руководствоваться теми письмами Минфина, которые адресованы вашей компании. Надежным вариантом будут и разъяснения, размещенные на официальном сайте ФНС (nalog.ru) для обязательного применения. Конечно, в Налоговом кодексе есть норма, обязывающая налоговиков руководствоваться письменными разъяснениями Минфина по вопросам применения налогового законодательства (подп. 5 п. 1 ст. 32 НК). Однако в самом министерстве считают: данная норма НК не требует от налоговиков руководствоваться абсолютно всеми разъяснениями. О том, что разъяснение является обязательным, должно быть сказано в самом письме. Но письма, адресованные другим компаниям, тоже могут сыграть свою роль как дополнительный аргумент.

Подберите примеры из судебной практики: решения Верховного суда, постановления арбитражных судов. Копии документов, на которые сделаны ссылки, надо приложить к возражениям. Подписать возражения по акту может либо руководитель компании, либо другой сотрудник по доверенности. Например, главный бухгалтер.

Куда и как представить возражения. Письменные возражения нужно направить в адрес той инспекции, которая проводила проверку и составила акт (п. 6 ст. 100 НК). В канцелярию инспекции или окно приема документов возражения может подать лично руководитель компании или ее представитель на основании доверенности (ст. 27, 29 НК).

Также можно отправить возражения по почте. В таком случае месячный срок на подачу возражений нужно отсчитывать с седьмого дня с момента отправки заказного письма. Дело в том, что датой вручения акта, направленного заказным письмом, считается не день его фактического получения, а шестой день с момента его отправки по почте (п. 5 ст. 100 НК).

Как будут рассматривать возражения. В течение 10 рабочих дней со дня истечения срока для представления возражений инспекторы обязаны рассмотреть материалы проверки и вынести решение по ее результатам (п. 1 ст. 101, п. 6 ст. 6.1 НК).

На рассмотрение материалов проверки инспекторы обязаны пригласить компанию (п. 2 ст. 101 НК). Для этого они направляют извещение о вызове налогоплательщика на рассмотрение материалов проверки. И этим лучше воспользоваться. Ведь при необходимости можно давать устные дополнения и пояснения к возражениям, можно даже принести с собой документы, которые ранее инспекторам не показывали по тем или иным причинам. Проверяющие обязаны отразить устные доводы в протоколе рассмотрения материалов налоговой проверки (п. 4 ст. 101 НК).

Судьи ВАС разъяснили, что инспекторы могут уведомлять компанию о дате и времени рассмотрения материалов проверки любым из доступных способов: телеграммой, факсом или по ТКС. Ведь в Налоговом кодексе не сказано о каких-либо обязательных или предпочтительных способах (п. 41 постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57).

Однако форма извещения о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки утверждена в качестве приложения № 29 к приказу ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@. Извещает, согласно Налоговому кодексу, налоговый орган, а не инспектор, поэтому извещение подписывает руководитель (заместитель руководителя) налогового органа.

На рассмотрение материалов проверки может отправиться руководитель или другой представитель компании. Во втором случае понадобится оформить доверенность. Если представитель компании явился на рассмотрение, то руководитель или заместитель руководителя инспекции рассматривает материалы налоговой проверки и возражения.

Если представитель компании к назначенному времени не пришел, то руководитель инспекции или его заместитель должен разобраться, известили компанию о дате, времени и месте рассмотрения материалов проверки или нет.

Допустим, компанию своевременно известили. В таком случае, как правило, все равно принимается решение о рассмотрении материалов проверки. Однако руководитель инспекции или его заместитель может отложить мероприятие, если посчитает, что присутствие компании в данном конкретном случае обязательно.

Предположим, выяснилось, что до компании не донесли точное время рассмотрения. В таком случае принимается решение об отложении рассмотрения материалов проверки.

Перед рассмотрением материалов налоговой проверки руководитель или его заместитель должен (п. 3 ст. 101 НК):

– объявить, кто участвует в рассмотрении;

– установить, все ли приглашенные явились;

– проверить полномочия представителя;

– разъяснить участникам их права и обязанности (ст. 21, 23 НК);

– вынести решение об отложении рассмотрения проверки в случае неявки представителя компании, если это обязательно.

При исследовании материалов проверки изучаются обстоятельства возможных нарушений, проводится оценка представленных доказательств, учитываются возражения и пояснения компании.

В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки инспекторы могут привлечь к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста (п. 4 ст. 101 НК). Их также извещают о времени и месте рассмотрения. А если эти люди не явятся, то руководитель инспекции или его заместитель может вынести решение об отложении рассмотрения материалов проверки (п. 3 ст. 101 НК).

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки инспекция выносит одно из следующих решений:

– о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля;

– о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

– об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Итоговое решение по проверке вручают представителю компании в срок, не превышающий пяти рабочих дней с момента его принятия (п. 5 ст. 100 НК).

Могут ли возражения стать причиной дополнительных мероприятий. При подаче возражений важно учесть, что это может спровоцировать проведение дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК). Однако цель проведения дополнительных мероприятий может быть разной: получение дополнительных доказательств как для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах, так и для отсутствия таковых. Соответственно, решение по результатам проверки будет приниматься уже с учетом новых сведений, полученных в ходе дополнительных мероприятий.

Дополнительные мероприятия могут быть такими:

– истребование документов у компании или ее контрагентов;

– допрос свидетеля;

– проведение экспертизы.

Важно учитывать, что срок проведения дополнительных мероприятий налогового контроля вместе со временем, необходимым для ознакомления налогоплательщика с ее результатами и подаче возражений, не входит в общий срок рассмотрения материалов проверки. В это время течение срока приостанавливается.

По результатам дополнительных мероприятий налогового контроля составляется дополнение к акту налоговой проверки (п. 6.1, 6.2 ст. 101 НК в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ).

Подача возражений на дополнение к акту налоговой проверки в целом аналогично подаче возражений на акт налоговой проверки.

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.