Досудебное обжалование

 Общие правила обжалования. Сейчас в главах 19 и 20 НК закреплен обязательный досудебный порядок урегулирования любых налоговых споров. Это означает, что обжаловать в суд решение по результатам налоговой проверки, действия и бездействия инспекторов можно только после обращения с жалобой в вышестоящее учреждение налоговой службы.

Какими бывают жалобы. Каждая компания вправе обжаловать решение инспекции и иных ненормативных актов, действий и бездействия инспекторов, если считает, что ее права были нарушены. Например, можно пожаловаться на неправомерное выставление требования об уплате налогов, отказ в предоставлении налоговых вычетов, вынесенное решение о приостановлении операций по банковским счетам и т. д.

В зависимости от того, вступило в силу решение инспекции или нет, компания составляет либо обычную жалобу, либо апелляционную. Порядок обжалования различается в зависимости от того, что именно компания обжалует (см. схему ниже).

Апелляционная жалоба – это обращение, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного по результатам камеральной или выездной проверки.

Обычная жалоба – это обращение, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов ненормативного характера. Под актом ненормативного характера понимается документ, поименованный в Налоговом кодексе и касающийся конкретного налогоплательщика.

Примеры: требование об уплате налогов, решение о взыскании налогов, решение об отказе полностью или частично в возмещении налога на добавленную стоимость и т. д.

В какие сроки подавать жалобу. Для соблюдения обязательного порядка досудебного обжалования компании достаточно подать:

– либо апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение по результатам камеральной или выездной проверки;

– либо жалобу на вступившее в законную силу решение или иной акт ненормативного характера, на действия или бездействие инспекторов.

Для каждого из этих документов предусмотрены определенные сроки.

Апелляционную жалобу надо успеть подать в течение месяца после того, как компания получила решение налоговиков. Если решение инспекторы направили почтой, оно считается полученным на шестой день с даты отправки.

Пока в управлении будут рассматривать апелляционную жалобу, решение по проверке не вступит в силу. Значит, налоговики все это время не смогут взыскать доначисления с расчетного счета в одностороннем порядке. Причем решение инспекторов не будет действовать, даже если компания обжалует только часть доначислений (п. 1 ст. 101.2 НК).

Если этот срок пропущен, то восстановить его уже не получится. То есть в любом случае апелляционную жалобу рассматривать не будут.

Если не обжаловать решение инспекции в течение месяца, остается возможность подать в УФНС обычную, то есть не апелляционную, жалобу. Это можно сделать в течение года со дня принятия решения по проверке. Если решение инспекторы направили почтой, оно считается полученным на шестой день с даты отправки.

В данном случае у инспекторов будет право взыскать доначисления в бесспорном порядке, так как решение по проверке вступит в силу, как только истечет срок на подачу апелляции. Но если специалисты управления отменят решение, то эти суммы удастся вернуть или зачесть.

Такие же правила действуют в остальных случаях, когда компания хочет оспорить требования инспекторов, не связанные с проверками. Обратиться в УФНС можно в течение года со дня, когда компания узнала о нарушении своих прав. Например, когда инспекторы незаконно заблокировали счета компаний, не вернули или не засчитали налог, потребовали документы без законных оснований. Годичный срок надо считать с момента, когда организация получила требование или другой документ налоговиков.

Если в течение года компания не успела подать жалобу по уважительным причинам, то этот срок может быть восстановлен. То есть жалобу примут к рассмотрению. Для этого надо подать ходатайство в УФНС (п. 2 ст. 139 НК).

Как оформить жалобу. И жалобу, и апелляционную жалобу нужно составить в письменном виде (ст. 139.2 НК). Форма документа может быть произвольной, но в любом случае в нем обязательно должны быть такие сведения:

1. Название и адрес компании.

2. Наименование инспекции.

3. Дата и номер решения по проверке или реквизиты другого документа, который вы обжалуете. Если вы оспариваете решение по проверке, укажите также вид ревизии – камеральная или выездная. Для камералки дополнительно зафиксируйте, какую декларацию проверяли налоговики и за какой период. А также приведите размер доначислений налога, пеней и штрафа. Чтобы контролерам было ясно, какие суммы вы оспариваете.

4. Доводы компании. Это те основания, по которым компания считает, что ее права нарушены. Очень важно изложить доводы как можно подробнее, не стоит на этом экономить время. Дело в том, что впоследствии судьи могут не принять аргументы компании, если они не фигурируют в жалобе, поданной в УФНС. А если и примут, то могут обязать компанию оплатить судебные расходы, даже если она выиграет спор (п. 68, 78 постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57).

5. Требования компании в заключительной части жалобы: отменить незаконный акт налоговиков полностью или частично. Если обжаловать только часть решения налоговиков, оспорить в суде другие положения этого документа не получится. Поэтому, если ваша компания планирует обращаться в суд, лучше написать, что вы оспариваете решение полностью.

6. Первичные и другие документы. Их лучше приложить к жалобе, чтобы подтвердить доводы компании. Если жалобу подписал не руководитель, а другой сотрудник, также потребуется доверенность.

Дополнительно в жалобе могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые. Такие сведения будут способствовать своевременному рассмотрению жалобы.

Подписать документ должен представитель компании:

– либо директор, который вправе действовать без доверенности;

– либо другой уполномоченный на основании доверенности, которую необходимо приложить к жалобе.

Составляя список доводов в свою пользу, воспользуйтесь полезными интернет-ресурсами, где собраны выводы по самым спорным налоговым ситуациям.

К жалобе можно приложить дополнительные документы, даже если инспекторы не видели их при проверке. Это могут быть копии первички, счетов-фактур, регистров, бухгалтерские справки и другие бумаги.

Все прилагаемые документы перечислите в жалобе и объясните, почему эти бумаги не представили налоговикам ранее, в том числе вместе с возражениями в рамках процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. Например, можно пояснить, что инспекторы сами не требовали данную документацию. Подтвердить этот факт можно текстом требования, по которому инспекция запрашивала бумаги у компании. В других ситуациях пригодятся ответы компании о том, что по уважительным причинам бумаги не могли быть представлены.

Жалоба на решение по итогам проверки. Нередко по итогам налоговых проверок, камеральных или выездных, инспекторы приходят к выводу, что организация нарушила налоговое законодательство. В таком случае проверяющие должны оформить результаты проверки. А именно составить акт (п. 5 ст. 88, п. 1 ст. 100 НК).

На этом этапе подать жалобу невозможно по юридическим причинам, так как акт налоговой проверки не является ненормативным правовым актом. Компания должна дождаться решения по проверке. Специалисты ФНС считают, что акт налоговой проверки не имеет самостоятельного юридического значения, пока решение по проверке не вынесено. И так как в акте нет обязательных предписаний или распоряжений для компании, влекущих юридические последствия, то обжаловать его в УФНС, до того как будет вынесено решение, бессмысленно. Такая позиция ФНС согласуется с мнением Конституционного суда, изложенного в определении от 27.05.2010 № 766-О-О.

Однако можно проверить, нет ли ошибок и недочетов в акте. Ведь на практике компаниям нередко удается отменить результаты проверки или хотя бы снизить суммы доначисленных налогов и штрафов, если акт не соответствует установленным требованиям. Сведения, которые обязательно должны быть в акте проверки, приведены в приказе ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628.

Пример 

Инспекция провела выездную проверку в ООО «Вега» за период с 2016 по 2018 год. По результатам ревизии инспекторы доначислили налог на прибыль в сумме 536 000 руб., пени в размере 160 715 руб. и штраф в размере 107 200 руб. Компания не согласилась с результатами проверки и подала возражения на акт проверки. Инспекторы не сочли их обоснованными. Тогда ООО «Вега» составило апелляционную жалобу еще до того, как решение по проверке вступило в силу.

В апелляционной жалобе компания также указала на то, что акт налоговой проверки был оформлен без каких-либо приложений. 

Куда и как подать жалобу. Жалобу или апелляционную жалобу нужно подать в ту инспекцию, чьи документы, действия или бездействие обжалуются.

Из инспекции жалоба направляется в адрес УФНС или ФНС в течение трех рабочих дней (п. 1 ст. 139, п. 1 ст. 139.1 НК). Подробности – в таблице ниже.

Куда инспекторы направляют жалобы компаний
УРОВЕНЬ ВЛАСТИ    КУДА ПРЕДСТАВЛЕНА ЖАЛОБА (АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ЖАЛОБА)    КУДА БУДЕТ НАПРАВЛЕНА ЖАЛОБА (АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ЖАЛОБА)
МестныйИнспекции ФНС по районам, районам в городах, городам без районного деленияУправление ФНС по соответствующему субъекту
Инспекции ФНС межрайонного уровня
Инспекция ФНС по городу и космодрому БайконурУправление ФНС по Московской области
РегиональныйУправления ФНС по субъектамФНС
Межрегиональные инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам
Межрегиональная инспекция ФНС по ценообразованию для целей налогообложения

Жалобу (апелляционную жалобу) можно отправить по почте. Например, ценным письмом с описью вложения. В таком случае срок на подачу жалобы нужно отсчитывать с седьмого дня с момента отправки письма. Ведь датой вручения акта, направленного заказным письмом, считается шестой день с момента его отправки по почте (п. 5 ст. 100 НК).

Когда жалобу не рассмотрят. Жалоба будет оставлена без рассмотрения, если она (п. 1 ст. 139.3 НК):

– не подписана либо не представлены документы, подтверждающие полномочия представителя на ее подписание;

– подана после истечения срока подачи жалобы и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока отказано;

– была отозвана на основании заявления, поступившего от ее составителя;

– дублирует ранее поданную жалобу по тем же основаниям.

Решение примут в течение пяти рабочих дней.

Как проходит рассмотрение жалоб. Рассмотреть жалобу на решение о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) специалисты УФНС обязаны в течение одного месяца после того, как ее получат от вашей инспекции. Если же вышестоящему ведомству понадобилось получить от ИФНС дополнительные пояснения, то срок могут продлить, но не более чем на один месяц (п. 6 ст. 140 НК).

Другие жалобы чиновники рассмотрят более оперативно – в течение 15 рабочих дней. На такой же период срок могут продлить (п. 6 ст. 140 НК).

Если материалы компании, переданные с жалобой, противоречат сведениям, полученным от инспекции, то УФНС пригласит компанию на рассмотрение жалобы. 

Следить за ходом рассмотрения жалобы можно удаленно. На официальном сайте ФНС (nalog.ru) в разделе «Электронные сервисы» один из них поможет узнать:

– дату поступления жалобы и ее входящий номер;

– срок, к которому должна быть рассмотрена жалоба;

– информацию о продлении срока рассмотрения жалобы;

– реквизиты решения (ответа) по жалобе (номер и дата);

– статус обращения (в стадии рассмотрения, рассмотрение завершено);

– сведения о результате рассмотрения жалобы.

Этот полезный сервис так и называется – «Узнать о жалобе».

Решения вышестоящего налогового органа по апелляционной жалобе вступают в силу со дня принятия. Если жалоба оставлена без рассмотрения, то обжалуемое решение вступает в силу не ранее истечения срока подачи апелляционной жалобы.

Что делать, если жалобу не удовлетворили. Специалисты УФНС могут не согласиться с доводами компании. Тогда в течение трех месяцев со дня, когда чиновники приняли решение по жалобе, можно еще попробовать обжаловать его в ФНС (п. 2 ст. 139 НК).

Другой вариант – компания вправе обратиться сразу в суд. Это можно сделать в течение трех месяцев после того, как компания получила невыгодное решение от УФНС или ФНС (п. 4 ст. 198 АПК).

Однако потребовать, чтобы компания заплатила в бюджет какие-нибудь дополнительные суммы, кроме тех, что изначально были в решении, специалисты УФНС не вправе. Даже если они выявят нарушения, которые инспекторы не заметили при камеральной или выездной проверке (п. 81 постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57). В то же время чиновники УФНС могут вносить небольшие корректировки, исправлять технические ошибки и опечатки инспекторов.

Возможна и такая ситуация – чиновники УФНС не рассмотрят жалобу в установленный срок. Но это не мешает компании обратиться в суд (п. 3 ст. 138 НК). Срок для обращения в суд начинает отсчитываться от даты, когда компании стало известно о принятом по ее жалобе решении или же когда истек срок для вынесения такого решения.

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.